Фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников в детском саду.
материал

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» и «любовь к Родине», «красота», закладываются в сознании ребенка в раннем детстве. Способствуют этому, с одной стороны, забота матери, а с другой – целенаправленная работа воспитателей детского сада. Для решения поставленной задачи педагоги используют в образовательной деятельности с дошкольниками детский фольклор и различные его жанры.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклор794.27 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» и «любовь к Родине», «красота», закладываются в сознании ребенка в раннем детстве. Способствуют этому, с одной стороны, забота матери, а с другой – целенаправленная работа воспитателей детского сада. Для решения поставленной задачи педагоги используют в образовательной деятельности с дошкольниками детский фольклор и различные его жанры.  

Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно. Для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.

                                                                                                                                                 Л.Н. Толстой

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».

А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору  ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям,  полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение.

Использование фольклора в образовательной деятельности позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Мастерство педагога  ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Фольклор оживляет повседневные дела дошкольника. Его можно использовать как в образовательной деятельности, так и  в течении всего дня: под потешки дети умываются, обедают, засыпают.

Фольклор окрашивает речь педагога, делая ее красочной.  

С помощью детского фольклора у детей можно вызвать положительное отношение к режимным моментам. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторить его действия.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДОУ И ДОМА.

Умывание:                                                                                                                                                

Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Расчесывание волос:

Расти, коса, не путайся, маму, дочка, слушайся.

Во время еды:

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Перед сном:

Баю-баю - баиньки, прилетели чайки,

Стали крыльями махать, наших деток усыплять.

После сна:

Солнышко встает, на зарядку всех зовет.

Приобщение детей к фольклору, используя его в повседневной жизни, позволяет реализовывать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человека в ней, вводит ребенка в мир чувств и эмоциональных открытий.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народ...

КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»

«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...

Фольклор, как средство духовно - нравственного развития дшкольников в детском саду

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» ...

Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников на театральной студии “Теремок”

Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников на театральной студии “Теремок&rdquo...