Консультация для родителей "Год до школы"
консультация (подготовительная группа)

Фёдорова Марина Геннадьевна

год до школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_god_do_shkoly.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Год до школы»

Вашему ребенку 6 лет. До школы остался еще один год в детском саду. Многие родители за год или за два до школы задумываются о том, как подготовить ребенка к школе, конкретнее, куда пойти на подготовку, чтобы обеспечить сыну или дочке успешное обучение в школе. В связи с этим хочется обратить внимание родителей на то, чтобы не переусердствовать в деле подготовки к школе. Даже если ребенок ходит на занятия с удовольствием, есть опасность перегрузки нервной системы, и в дальнейшем может появиться стойкое отвращение к учебе.

Часто считают, что, если научить дошкольника читать, считать, выполнять сложение и вычитание, ознакомить с явлениями окружающего мира -он хорошо будет учиться, хотя ему будет всего 5 лет. А в саду, мол, ему уже скучно. Такие родители не учитывают, что у малыша в этом возрасте еще недостаточно развита моторика пальцев, а значит, он не сможет нормально  писать,  у  него  еще  не  до  конца сформированы психологические качества, необходимые для обучения, и ему еще трудно напряженно работать в детском коллективе, он быстро устает. Ребенка можно считать готовым к обучению, когда он умеет слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, а значит, и выполнять задачи, выделять в них подзадачи -то есть, совершает определенные мыслительные операции.

Итак, чему стоит уделить особое внимание? 

  1. Развитие речи. Под этим подразумевается не только правильное произношение звуков, но и развитие повествования. Предложите ребёнку придумать рассказ по картинке, продолжение мультика или просто поделиться тем, как прошёл его день. Важно, чтобы повествование было связным, предложения развёрнутыми, а слова в них – согласованными.
  2. Мышление. В ходе повседневной деятельности обращайте внимание ребёнка на схожие и различные черты в окружающих вас предметах. Постепенно расширяя кругозор, можно перейти к сравнению явлений. Кроме того, будущие первоклассники должны уметь обобщать группу предметов одним понятием, классифицировать их по общему признаку, находить лишние.
  3. Память. Для развития произвольного запоминания можно использовать всевозможные дидактические игры, просить рассказывать детские стихи, воспроизводить только что озвученные предложения.  
  4. Моторика. То, что для взрослого кажется исключительно вопросом аккуратности, достаточно сложно для ребёнка, так как умение выполнять мелкие точные движения требуют скоординированного действия костной, мышечной и нервной систем. В развитии моторики можно подключить всё своё воображение! Раскрашиваем, заштриховываем (карандашом, кистью), обводим по контуру, соединяем точки, пробуем работать в тетрадках (как в клетку, так и в линейку).
  5. Концентрация внимания и усидчивость. Для развития этого навыка важна регулярность и систематичность. Кроме того, крайне желательно заниматься в одно и то же время в привычном месте, постепенно увеличивая время, проведённое за партой, до 20 минут.
  6. Математика. Учимся основам математики: считаем, прибавляем и вычитаем в пределах 10, учимся вести отсчёт от большего к меньшему числу – от 10 до 1 и наоборот, находим пропущенные числа. Также обратите внимание на умение соотносить цифры с количеством предметов, понятия веса, длины предмета, ориентацию во времени.
  7. Окружающий мир. Дошкольнику стоит знать название страны, в которой он живёт, вместе с её столицей. Дни недели, части суток, последовательность месяцев и к какому сезону они относятся. Различать несколько видов животных и растений, профессий. Знать основные правила дорожного движения. Своё полное имя, возраст, домашний адрес, а также полные имена родителей и чем они занимаются.

Мы только что выделили, какие навыки стоит развивать дошкольнику, остаётся добавить, как их развивать. Что делать (или, напротив, не делать) родителям, занимаясь с ребёнком, чтобы не отпугнуть малыша от школы?

  • Хвалить за успех. Ребёнок должен чувствовать, что родители полностью на его стороне, поддерживают его старания и радуются маленьким победам. При этом не стоит требовать сиюминутных результатов, важно объяснить малышу, что всё получится – главное, не лениться, а пробовать и пробовать, тогда успех неминуем!
  • Стремиться заинтересовать, предложить такое занятие, чтобы в следующий раз инициатива исходила уже от самого малыша. Кому-то интересны пазлы, кому-то раскраски. Один ребёнок стремится понять, почему вымерли динозавры, другой – как едет автобус. Уловив интерес малыша, будет гораздо легче помочь ему в развитии необходимых навыков.
  • Заниматься систематично. Это обеспечит лучший результат, сформирует у ребёнка понятие о регулярности школьных занятий.
  • Поощрять достижения. Но без подкупа («Сделаешь задание хорошо – получишь подарок») и тем более – шантажа («Не выполнишь – гулять не пойдёшь»). Малыш заслужил похвалу и, возможно, даже приятный сюрприз, если справился с трудной задачей. Но не создавайте прямой ассоциативный ряд «позанимался – получил подарок». Ведь все 11 классов школы так мотивировать ребёнка не получится, как и заставлять учиться под угрозой лишения каких-то благ. 

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Через сказки (М. А. Панфилова «Лесная школа», О. В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше»,  Н.  П.  Слободяник «Памси») происходит знакомство со школьными атрибутами,  правилами  поведения,  ролью  учителя  в школе.

Упражнения по развитию пространственных представлений, логического  мышления, внимания и произвольности поведения у детей «Поиск клада» Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо-холодно», а также «левее-правее», «выше-ниже» и т.п.

Для успешного развития тонкой моторики руки Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи: при этом можно поиграть «в школу». Завязывание - развязывание узелков и бантиков, заплетание-расплетание косы: работа с бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость». По мере освоения упражнения веревка становится все более тонкой. Девочки могут заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы. Вырезание фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например). Работа с мелким конструктором, мозаикой. Работа по образцу (важно!).

Игра «Собери картинку» Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом к игре могут стать любые цветные рисунки из старых книг, из альбомов с детскими иллюстрациями и т.д. Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4–5 частей), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно единственное решение. Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет только тогда, когда соберет ее.

Упражнение на развитие зрительной памяти. Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмот­реть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, за­тем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сло­жить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен за­помнить расположение палочек по цвету и затем сто­жить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палоч­ки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную па­мять, но и умение считать.

Приемы, помогающие запоминанию.   1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания. 2.Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

И главное – терпение и любовь. Родители – основной и практически беспрекословный авторитет для своего ребёнка. Он доверяет вам, берегите его хрупкий, только зарождающийся интерес к знаниям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В школу - с радостью"

Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Консультация "Подготовка детей к школе"

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».

Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...

Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...