План - конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе по теме: «Загадочный космос»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сюжетно ролевая игра на тему космоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект сюжетно-ролевой игры

в подготовительной к школе группе

по теме: «Загадочный космос»

Ахмадуллина А.А.

воспитатель группы общеразвивающей направленности

МАДОУ «ДС № 85 г. Челябинска»

Цель: формирование у детей представлений о мире профессий, связанных с деятельностью астрономической обсерватории, через организацию и проведение сюжетно-ролевой игры «Астрономическая обсерватория».

Задачи:

  1. закреплять знания детей о труде работников астрономической обсерватории;
  2. вызвать интерес у детей к трудовым действиям, совершаемыми взрослыми в сфере астрономии; оборудованию, инструментам, необходимые для работы;
  3. формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
  4. создать мотивацию успеха в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в освоении профессии работников обсерваторий;
  5. побуждать к планированию своей продуктивной деятельности и умению оценивать результат своей деятельности;
  6. воспитывать уважение и любовь к своей планете, вызвать чувство гордости за достижение отечественных ученых.

Предварительная работа:

  • просмотр мультимедийных презентаций «Солнечная система», «Наша вселенная», «Астрономы»; познавательных мультфильмов и фильмов для детей, рассматривание иллюстраций по теме, с целью знакомства с профессиями людей, работающих в астрономической обсерватории;
  • разработка схем с алгоритмом действий (инженер-конструктор, радиоастроном, астроном, журналист);
  • оформление детской астрономической обсерватории;
  • мастер-класс для родителей по изготовлению предметов-заменителей по теме: «Космос»;
  • экспериментирование с телескопами в темное время суток (проверить как работает телескоп, можно ли рассмотреть космические объекты в телескоп и какие);
  • изготовление атрибутов для игры (колпаки и плащи для астрономов, карты звездного неба, карты Солнечной системы);
  • изготовление альбомов «Созвездия», «Галактики», «Каталог телескопов»;
  • чтение произведений детских писателей по теме сюжетно-ролевой игры: Н Носов «Незнайка на Луне», Кир Булычев «Девочка с земли», Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине», энциклопедия «Я познаю мир. Космос»;
  • закрепление правил использования оборудования: ноутбука, наушников, телескопов;
  • виртуальная экскурсия по обсерватории.

Словарная работа: астрономическая обсерватория, астроном, инженер-конструктор, радиоастроном, журналист, интервьюер, фото- и видео- оператор, круглый стол, телескоп, галактика, созвездия, астероид, экспедиционный корабль, космические объекты.

Создание предметно-игровой среды

№ п/п

Игровая роль

Оборудование, атрибуты

для игры

Ролевые действия

Схемы – алгоритмы действий

1

«Механик-инженер»

- фланелеграф с игрой «Собери телескоп»;

-альбом «Каталог телескопов»;

-схемы сборки различных телескопов.

- обслуживает телескопы;

- производит сборку и настройку телескопов перед работой;

-обеспечивает ремонт оборудования астрономической обсерватории;

-изучает новые модели телескопов и учится собирать их из деталей-моделей на фланелеграфе;

-конструирует из бросового материалы новые виды телескопов.

Приложение № 1,2

2

«Астроном»

- различные виды телескопов;

- карты галактик, звездных систем;

-дневник наблюдений за космическими объектами.

- использует телескопы для изучения звездного неба;

-выполняет записи в «Дневнике наблюдений астронома» за астрономическими объектами;

-передает сведения для обработки инженеру-программисту.

Приложение № 3

3

«Радио-

астроном»

-памятка безопасного использования компьютерной техники;

-ноутбук;

- наушники;

-картотека исследуемых объектов.

- производит прием и передачу сигналов из космоса и обратно;

-обрабатывает информацию и заносит её в картотеку исследуемых объектов;

-передает информацию астрономам.

Приложение № 4

4

«Журналист»

-видеокамера;

-фотоаппарат;

-микрофон;

-блокнот и карандаш для записи;

-заказ съемки.

- ведет видео- и фотосъемку происходящего;

- берет интервью у работников обсерватории;

- передает записи с сюжетом о спасении экспедиционного корабля на теле- и радиостанцию.

Приложение № 5

Игровые роли: механик-инженер, астроном, радиоастроном, журналист, фото- и видео-операторы.

Ход игры:

1. Вводная часть

Организационный момент. На электронную почту воспитателю пришло письмо (звук-уведомление).

Из космоса поступил сигнал о помощи с экспедиционного космического корабля. Космический корабль затерялся в космическом пространстве, навигационная система корабля не работает. Навигационную систему корабля не починить, но можно перейти на ручное управление. Пришлите карту звездного неба через спутник. Нужна помощь!

Воспитатель: Какая беда произошла? Как можно помочь экспедиционному кораблю? (Ответы детей)

Обсуждаются варианты выхода из проблемной ситуации

Воспитатель: сделаем доброе дело, ведь у нас функционирует астрономическая обсерватория. Скорее собираем круглый стол для обсуждения плана наших действий.

2. Основная часть

Распределение ролей

Варианты

Руководство

Атрибуты

Вариант 1

Посмотрите, на столе разложены разные атрибуты. Возьмите один предмет и назовите, какую роль вы будете выполнять в обсерватории. Дидактическая игра «Возьми и назови».

Телескопы, наушники, колпачки и плащи астрономов, видеокамера и фотоаппарат.

Вариант 2

Выберите карточку из «волшебной коробки», и узнаете свою роль.

Предметные картинки, «волшебная коробка».

Вариант 3

Обернитесь и посмотрите на спинку стульчика, на котором вы сидите. Вы увидите картинку с ролью, которую вы будете играть.

Картинки с профессиями на спинках стульчиков.

Воспитатель: предлагаю найти схемы, которые подходят для вашей профессии. Рассмотрите схемы. Как вы думаете, что они обозначают? (Схемы-алгоритмы действий)

Дети обговаривают схему - алгоритм действий профессии и расходятся по рабочим местам.

Развитие игровой ситуации

- сборка и настройка механиками-инженерами телескопов перед работой;

- изучения звездного неба астрономами;

- составление карты звездного неба;

- передача сведений для обработки радиоастроному;

- видео- и фотосъемка работы команды обсерватории;

-обработка радиоастрономом информации и передача через спутник для экспедиционного корабля;

- интервью с работниками астрономической обсерватории.

3. Заключительная часть

Радиоастроном получает ответ о получении информации кораблем через спутник.

На экране видеосюжет с благодарностью от экипажа корабля.

Дети делятся впечатлениями, обсуждают качество выполненной работы.

Список литературы:

  1. Краснощекова Н.В.: Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - ФЕНИКС, 2016 г.
  2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
  3. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. Н.Я Михайленко, Н.А Короткова, М: 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект ООД с детьми подготовительной к школе группы на тему"Космос" к проекту "Космос"

Конспект занятия по ФЭМП на лексическую тему "Космос" с использованием ИКТ и интерактивной технологии MIMIO.  Занятие проводится в подготовительной к школе группе с детьми малой подгруппы для инд...

Картотека сюжетно-ролевых игр для подготовительной к школе группы

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Особое место...

Картотека сюжетно – ролевых игр в подготовительной к школе группе

Картотека сюжетно – ролевых игрв подготовительной к школе группе Тема: «Школа» Задачи:Образовательные: Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Помогать детям в овладении...

План – конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Найди сокровища»

Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения....

Планирование сюжетно-ролевых игр в подготовительной к школе группе

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей подготовительных к школе групп. В ней представлено планирование сюжетно-ролевых игр для детей подготовительного к школе возраста на весь у...

План-конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие на Южный полюс Земли»

Цель:- формирование представлений о природном многообразии планеты Земля;- формирование элементарных математических представлений;- развитие компонентов устной речи детей....