Создание безопасной образовательной среды для ребёнка.
статья

Долихина Марина Валерьевна

Статья "Создание безопасной среды для ребёнка" исследует важность и методы создания безопасной и поддерживающей среды для развития детей.  Важным аспектом, рассмотренным в статье, является создание безопасной физической среды для детей, включающей домашнюю обстановку, игровые пространства и транспорт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnaya_sreda.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Создание безопасной образовательной среды для ребёнка.

Создание безопасной образовательной среды для детей является одним из наиболее важных задач воспитателей. Ведь дети проводят много времени в школе, детском саду или других образовательных учреждениях, и мы должны убедиться, что они чувствуют себя комфортно и защищены.

Первым шагом в создании безопасной образовательной среды является определение физической безопасности. Все помещения должны быть хорошо освещены и отремонтированы, чтобы избежать каких-либо опасных ситуаций. Кроме того, необходимо проверять наличие всех необходимых противопожарных средств, таких как пожарные тушители и дымовые извещатели, и поддерживать их в хорошем состоянии.

Кроме физической безопасности, воспитателям также следует обращать внимание на эмоциональную и социальную безопасность детей. Ребенок должен быть уверен в том, что его чувства и мнения будут уважаться, и что он может открыто общаться с другими детьми и взрослыми. Воспитатели должны стимулировать позитивное и взаимоуважительное взаимодействие между детьми, учить их быть доброжелательными и поддерживать друг друга.

Также важно создавать безопасную культуру и окружение в образовательной среде. Необходимо разработать и внедрить правила и политики, которые обеспечивают безопасность всех участников учебного процесса. Воспитатели должны быть готовы реагировать на нежелательное поведение, предлагать альтернативные стратегии поведения и обучать детей умению разрешать конфликты мирным путем.

Кроме того, воспитатели играют важную роль в обеспечении безопасности в онлайн-среде. Они должны учить детей правилам безопасного использования Интернета и социальных сетей, рассказывать о рисках и учить их как защитить свою личную информацию.

В целом, создание безопасной образовательной среды требует постоянного внимания и сотрудничества со стороны всех участников образовательного процесса - воспитателей, администрации, родителей и детей. Безопасная среда не только способствует улучшению академической производительности детей, но и формирует у них основы для развития здоровых отношений, самоуважения и успеха в жизни.

--

Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естественнее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся шкафами и сейфами, gps-ами и камерами наблюдения.... и все равно наши дети непрерывно находят неприятности - режутся, обжигаются, ударяются и выпадают из окон. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития! Прошу обратить внимание на всю фразу - безопасное пространство ДЛЯ_РАЗВИТИЯ, потому что просто безопасное пространство - это "мягкая комната". Многие сейчас скажут, мол, что вы, какая "мягкая комната", у нас не так! Но к сожалению, у многих так, особенно у бабушек :) И если это не обитая матрасами каморка без окон, то это - вечное нельзя/не лезь/не трогай, это "детский мир" в доме. В таком случае ребенок года за 3 привыкает к "мягкому" миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком - ждите беды.

Понятие безопасного пространства, пожалуй, можно разделить на две категории - базовую безопасность и безопасное развитие.

Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю ответственность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответственность, это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон - я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, например, резьбой по дереву - я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т.д.

Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:

Отсутствие возможности у маленького ребенка самостоятельно покинуть квартиру/дом;

Закрытые окна (использование специальной фурнитуры)

Неподвижно закрепленные тяжелые/опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум, триумфальную арку)

Недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки)

Возможность безопасного передвижения по всей квартире

Безопасные домашние животные

Недоступность химии и лекарственных препаратов.

Правила для ребенка.

Базовая безопасность с точки зрения ребенка - это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово "нельзя!"? А как быстро он на него реагирует?

"Нельзя" - это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого нельзя бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности "нельзя" относится с большим трудом и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. "Нельзя" еще сложно тем, что приходится долго объяснять почему нельзя, о чем нельзя и насколько сильно нельзя.

С точки зрения базовой безопасности два необходимых слова - это "СТОП" и "ОПАСНО". Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. "Вася, тебе НЕЛЬЗЯ конфету" - это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже номер сто десять.

"СТОП" - это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качели, когда впереди разбитая бутылка - реальная опасная-преопасная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете -вот колодец/машины несутся/стекло острое валяется - это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать - кричите "стоп" - связка "стоп=опасность" быстро разрывается.

Вася готовится взять конфету, а вы говорите "ОПАСНО", когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где.... Слово опасно изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:

не трогай - плита горячая - это опасно

обходи стороной - стекло острое, им можно порезаться - это опасно

на подоконнике не играют - можно упасть - это опасно

Таким образом опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе.

Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:

переходим дорогу за руку по пешеходному переходу/светофору

гуляем/бегаем/играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов зависит от мамы и возраста ребенка)

общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей

берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей

определяем перечень игр и игрушек в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные "проблемные" игры)

и т.д.

Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.

И здесь мы начинаем говорить о развивающей среде. О безопасной развивающей среде. Многие считают, что развивающая среда (безопасная, ага) - это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей вы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке), а когда сами делаете что-то, причем много раз - сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете), потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос.

Таким образом, безопасная развивающая среда - это когда вы все делаете вместе с ребенком - убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т.е. все опасное - острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем.

Важно помнить о двух моментах.

Разрешите детям ошибаться. Это опыт. И если вы поддерживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу.

Последнее и самое главное - никто не застрахован от случайностей. Если  ребенок порезал палец - не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.

 Будьте рядом со своим малышом, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание безопасной образовательной среды. План музыкального зала.

"...Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим больше всего -- для наших детей". Д. А. Медведев -- в послании Федеральному собранию....

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в ДОУ.

Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня....

Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»

Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»...

Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОУ

В презентации раскрываются условия, способствующие психологической безопасности ребенка в дошкольном учреждении....

Консультация для воспитателей "Профилактика и создание безопасной образовательной среды"

Консультация для педагогов "Профилактика и создание образовательной среды". В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов. учащихся. воспитанник...

Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в ДОУ.

Игры как условие создания психологически безопасной среды в ДОУ....