Опыт работы по логоритмике
материал

Усова Марина Васильевна

     Перед собой поставила цель работы: изучить состояние словаря действий у детей старшего дошкольного возраста   и определить содержание логопедической работы по его формированию с помощью элементов логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_logoritmike.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя-логопеда МКДОУ «Детский сад №15»

Тема: «Влияние логоритмических упражнений на развитие словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка к опыту работы (актуальность, научное обоснование темы с позиции значимости для воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста)

2. Основная часть

  • - формулировка цели и задач
  • - пути решения проблемы
  • - методы и формы работы
  • - сравнительный анализ данных обследования
  • - анализ эффективности данной работы

3. Приложения

  • - методика обследования детей
  • - перспективное планирование
  • - примерные логоритмические упражнения, которые использовались при проведении данной работы
  • - литература
  • - конспекты занятий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность выбранной темы определяется тем, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие речи и словаря — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи.

Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Полноценное овладение родным языком в сензитивный для этого период и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию со взрослыми и сверстниками является необходимым условием для развития личности ребенка.

В настоящее же время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов всё больше волнует вопрос речевого развития детей.

Своевременная логопедическая диагностика позволяет влиять на речевое развитие ребёнка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в речевом развитии ребёнка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции. Проблемой развития речи и формирования словаря занимались А. Н. Гвоздев, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие.

Важное место в речевом развитии детей дошкольного возраста занимает употребление слов-действий, что определяется особенностями их развития. Слова – действия – это употребляемые в речи глаголы. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека.

В рекомендациях по методике логопедической работы с детьми отмечается необходимость работы по формированию словаря действий.

Перед педагогами ставится задача – научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью, в частности употреблять слова-действия, так как слово-действие является основой фразы. А если у ребёнка не будут фразовой речи, то не будет и связной речи

Исходя из вышеизложенного считаю, что тема данной работы является актуальной.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Перед собой поставила цель работы: изучить состояние словаря действий у детей старшего дошкольного возраста и определить содержание логопедической работы по его формированию с помощью элементов логоритмики.

В соответствии с указанной целью исследования определялись его задачи:

1) изучить методическую литературу по развитию словаря действий у детей в норме и при ОНР (III уровень речевого развития);

2) выявить особенности употребления слов-действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития);

3) разработать и реализовать перспективный план работы с использованием элементов логоритмики для формирования словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития);

4) определить эффективность проведённой работы по формированию словаря действий у этих детей.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:

- теоретического анализа методической литературы;

- беседы с родителями;

- изучения анамнеза;

- количественного и качественного анализа результатов обследования;

- занятий включающих логоритмические упражнения на формирование словаря действий.

Исходя из целей и задач определила следующие этапы работы:

  1. Определение актуальности выбранной темы;

Второй этап работы заключался в сборе анамнестических сведений о детях и их семьях.

В ходе которого использовались следующие методы: анамнестический, диагностический, беседа с воспитателями, анкетирование родителей, количественный и качественный анализ полученных данных. Нами были изучены медицинские карты детей, выписки из истории развития; проводились беседы с родителями. Что позволило нам выявить некоторые причины общего недоразвития речи детей.

3 этап заключался в изучении особенностей словаря действий детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). Нами было проведено обследование словаря действий. Для исследования словаря действий применялись задания, заимствованные из рекомендаций к методике по диагностике речевого развития дошкольников (О. С. Ушакова, 1997).

В результате обследования было выявлено, что ни один ребёнок из данной группы не владеет словами-действиями на высоком уровне. Большинство детей не справились с заданием и оказались на низком уровне. На основании этих данных мы ещё раз убедились в необходимости выбора эффективных методов и приёмов, которые бы способствовали повышению уровня развития речи, а именно овладение словами-действиями дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития).

Опираясь на специальные исследования выдающихся педагогов и психологов (М. М, Кольцова, Е. И. Исенина, Л. Ф. Фомина, Т. А. Ткаченко, И. С. Лопухина) которые доказывают наличие у детей, имеющих речевую патологию таких особенностей состояния двигательной сферы, как недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции, и их рекомендации в своей работе мы сделали акцент на использование логоритмических упражнений, в которые вошли речедвигательные игры и упражнения (дыхательные, речевые игры, пальчиковая гимнастика).

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, также стимулируют речевое развитие и повышают работоспособность головного мозга.

Дети учатся согласовывать текст с движением, что в свою очередь способствует активизации и пополнению словаря действий, так как стихотворные тексты содержат слова-действия.

Например,

Мы бельё стирали,

В речке полоскали.

Выжали, развесили.

То-то стало весело!

Нами был составлен перспективный план работы по использованию логоритмических упражнений в различных видах деятельности детей. Внедрение этого перспективного плана в работу дошкольного учреждения и стало следующим этапом.

Была подобрана картотека логоритмических упражнений, основанная на совместной работе логопеда, воспитателей группы и специалистов (инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности и музыкального работника). Например, подвижная игра «Три медведя» использовалась на фронтальном занятии учителя-логопеда при пересказе сказки «Три медведя», на занятии по изобразительной деятельности «Мишка косолапый по лесу идёт», на занятии по формированию элементарных математических представлении при знакомстве с цифрой 3.

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой – большой (поднимают руки над головой

Мама чуть поменьше ростом, (руки на уровне груди),

А сынок малютка просто. (приседают)

Очень маленький он был.

С погремушками ходил: динь-динь, (дети имитируют игру

Динь-динь. с погремушками)

На занятиях делался акцент на деятельность взрослого с ребёнком. Необходимыми условиями для эффективного проведения занятий: знание воспитателем текста логоритмического упражнения и движений; чёткое и эмоциональное проговаривание текста. Занятия с использованием элементов логоритмики дают хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени дошкольного детства. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, педагог побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Вне занятий логоритмические упражнения использовались как подвижные игры. Во время прогулки при наблюдении за явлениями природы активно использовались логоритмические упражнения, отображающие наблюдаемые явления. Например, подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)

После реализации запланированных логоритмических упражнений мы провели повторное обследование словаря действий у детей по той же методике, которая позволила нам сделать сравнительный анализ, полученных данных:

высокий уровень до начала обучения имели 0% детей; после обучения – 15% детей;

средний уровень до начала обучения имели 13% детей, а после обучения – 24% детей;

уровень ниже среднего до начала обучения имели 33% детей, после обучения – 50 % детей,

низкий уровень до начала обучения имели 54% детей, а после обучения – 11% детей.

Таким образом, мы убедились в эффективности использования логоритмических упражнений, выявив положительную динамику в уровне формирования словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) и подтвердив то, что обогащение, расширение и активизацию словаря необходимо начинать с дошкольного возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Развитие речи ребенка – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Практическая значимость данной работы.

Перспективный план работы с использованием логоритмических упражнений может быть использован педагогами ДОУ и родителями, так как данные логоритмические упражнения эффективно влияют на развитие речи и мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста.

Диагностика словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) по модифицированной методике

О. С. Ушаковой

Цель – выявление объёма словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)

Задание 1. Что называют словом ручка?

называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребёнка ручка. У двери ручка);

называет два значения этого слова;

перечисляет предметы, у которых есть ручка (1 – 2 слова).

Задание 2. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

ребёнок называет иглы у ёлки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

называет только одно значение этого слова;

повторяет слово за взрослым.

Задание 3. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

ребёнок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться)

называет два действия (накалывать грибы, шить);

называет одно действие (шить).

Задание 4. Ручка нужна, чтобы… (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно… (писать, открывать дверь).

правильно заканчивает разные типы предложений;

называет два слова;

подбирает только одно слово.

Задание 5. Взрослый предлагает ребёнку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него весёлое. Вернулся он домой такой радостный. А если зайчонок был весёлый и радостный, то он не просто шёл, а… (мчался, нёсся, летел)».

ребёнок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

называет 2 – 3 слова;

подбирает только одно слово.

Задание 6. Педагог даёт другую ситуацию: «Брат зайчика пришёл невесёлый, его обидели. Он пришёл грустный. А если зайчик был печальный, он не просто шёл, а …(плелся, тащился, брёл)».

ребёнок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

называет 2 – 3 слова;

подбирает только одно слово.

Задание 7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил лису? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).

правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

Задание 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

правильно называет слова в повелительном наклонении;

подбирает два слова;

называет одно слово.

Уровневая система оценки выполнения заданий предполагает:

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно;

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность;

1 балл получает ребёнок, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого;

0 баллов ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки проводится подсчет баллов и распределение по уровням:

21-24 балла – высокий уровень;

16-20 баллов – средний уровень;

8-15 баллов – ниже среднего;

0-7 баллов – низкий уровень.

При подсчёте среднего балла по каждому заданию:

2,4-3 балла – высокий уровень;

1,6-2,3 балла – средний уровень;

0,9-1,5 балла – уровень ниже среднего;

0-0,8 баллов – низкий уровень.

Перспективный план работы по использование логоритмических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)

Месяц,

лексические темы

Название упражнения

Где используется

Сентябрь

«Овощи»

«Фрукты»

1. «Овощи».

2. «Капуста».

3. «Фруктовая ладошка»

На фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Октябрь

«Сбор урожая»

«Золотая осень»

«Домашние животные»

«Дикие животные»

1. «Урожай».

2. «Листья».

;Весёлая встреча».

4. «Три медведя».

;Медведь по лесу бродит»

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре, при наблюдении за явлениями живой природы

Ноябрь

«Домашние птицы»

«Перелётные птицы»

«Посуда»

«Одежда»

;Курочка».

2. «Перелётные птицы».

3. «Помощники»

4. «Обновки».

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Декабрь

«Зима»

«Обувь»

«Зимующие птицы»

«Новогодний праздник»

1. «Снеговик»

2. «Обувь»

3. «Зимующие птицы»

4. «Новогодние игрушки»

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Январь

«Продукты питания»

«Мебель»

«Части тела»

1. «Хлеб»

2. «Мебель»

3. «Зарядка бельчат»

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Февраль

«Транспорт»

«Профессии на транспорте»

«День защитников Отечества»

«Профессии»

1. «На заправке».

2. «Профессии»

;День Защитников Отечества».

4. «Профессии»

На фронтальных занятиях логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Март

«Весна»

«Мамин праздник»

«Семья»

«Мой город»

1. «Веснянка»

2. «Наши мамы»

3. «Кто живёт у нас в квартире?»

4. «Мой город»

На фронтальных занятиях логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Апрель

«Прилёт птиц»

«Игрушки»

«Цветы»

«Деревья»

1. «Перелётные птицы»

2. «Игрушки»

3. «Комнатные растения»

4. «Деревья»

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Май

«Лес»

«День Победы»

«Весенние работы в саду и огороде»

«Скоро лето»

Повторение всех пройденных пальчиковых и подвижных игр

На фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре.

Картотека логоритмических упражнений по лексическим темам

«Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Собрала она в лукошко Дети делают ладошки «корзинкой».

И морковку, и картошку, Сгибают пальчики, начиная с большого.

Огурцы, фасоль, горох –

Урожай у нас неплох! Показывают большой палец.

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин, Поочередно загибают пальцы,

начиная с большого

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками напротив себя и на себя.

«Урожай»

В огород пойдём

Урожай соберём. Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем. «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками.

Щавеля нарвём немножко. «Рвут»

И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

«Листья».

Листья осенние тихо кружатся Кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Встают, движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся

«Весёлая встреча»

Здравствуй, котёнок!

Здравствуй, козлёнок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утёнок!

Здравствуй, весёлый, смешной поросёнок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

«Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит. Ходьба «вперевалочку».

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мёд Изображают как медведь ест мёд.

И в рот себе кладёт.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый. Изображают, как медведь облизывает лапу.

А пчёлы налетают,

Медведя прогоняют. Изображают, как медведь отмахивается от пчёл.

А пчёлы жалят мишку:

«Не ешь наш мёд, воришка!» Поочерёдно касаться рукой щёк, носа.

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. Ходьба «вперевалочку».

Ложится, засыпает Руки под щёку, закрыть глаза.

И пчёлок вспоминает. Открыть глаза.

«Три медведя»

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку.

Папа был большой- большой. Поднимают руки над головой.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.

А сынок малютка просто. Приседают.

Очень маленький он был.

С погремушками ходил: Дети имитируют игру с погремушками

Динь-динь, динь-динь.

«Курочка»

Наша курочка гуляла. Хлопают себя руками по бокам.

Травку свежую щипала. Щипают себя по бокам.

И пила водицу прямо из корытца. Руки складывают корзинкой и изображают

питьё воды.

«Перелётные птицы»

Солнышко греет уже еле-еле; Поочередно соединяют,

Перелетные птицы на юг улетели; начиная с больших, пальцы

Голы деревья, пустынны поля, обеих рук (на каждую примету).

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре – Руки сжимают в «замок».

Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руками перед собой.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши, 2 раза

Мы посуду перемыли. Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальцы, начиная с большого.

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Поочередно соединяют большой палец с

Ковшик тоже развалился, остальными.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши, 2 раза

«Обновки»

Танечка, бери иголку, Показывают указательный палец правой руки – иголку.

Сошьем рубашку и футболку, Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю. Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши

«Зима». «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Шагают на месте, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,

дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы

держат воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка – Медленно приседают

Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами

«Обувь»

Посчитаем в первый раз, Попеременные хлопки кулаками и ладонями

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого.

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Зимующие птицы»

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Прилетело? Мы расскажем

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибать по одному пальцу.

6 щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках,

Всем хватило зёрнышек. Ритмично сжимать и разжимать кулаки.

«Новогодний праздник». «Новогодние игрушки»

Елка наряжается. Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз,

разводят в стороны.

Мы развешали игрушки: Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, Крутят ладошками в воздухе — «фонарики».

Блеском радуют ребят.

«Хлеб» (продукты питания)

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулаки.

А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят»

Пирожки и плюшки, Поочередно загибают пальцы, начиная с большого.

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечем в печи. Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно! Гладят живот.

«Мебель»

Мебель я начну считать: Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Кресло, стол, диван, кровать, Загибают пальцы, начиная с большого, сначала на

Полка, тумбочка, буфет, правой, затем на левой руке.

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали –

Десять пальцев мы зажали! Поднимают зажатые кулаки вверх.

«Части тела». Зарядка бельчат.

В лесной глуши на ёлке

Жили – были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили. дети встают.

Вставали рано поутру, потянуться.

Изображали кенгуру. прыжки на двух ногах.

За уши лапками хватались руки поднести к ушам.

И вправо – влево наклонялись наклоны в стороны.

Дружно хлопали в ладошки хлопки в ладоши.

И тянулись словно кошки. круговые движения руками, потянуться.

Ножками топали, ходьба на месте с притопом.

Глазками хлопали, поморгать глазами.

Головками кружили, повороты головы в стороны.

Друг за другом вслед ходили. ходьба на месте.

«Транспорт». «На заправке».

Все машины по порядку Обеими руками «крутят руль» перед собой.

Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз, Загибают поочерёдно пальцы, начиная с мизинца,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

«День Защитников Отечества».

Мы солдаты, мы солдаты Шагают.

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь.

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми. Выполняют движения руками вверх, в стороны, вниз.

«Профессии».

Я – шофёр, помыл машину имитация вождения автомобиля

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор и шины

Зашуршали у машины.

Подметает дворник двор подметание

Убирает дворник сор.

Наш охранник на посту повороты, приставив ладони к глаза

Смело смотрит в темноту.

А сапожник сапоги шитьё

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки «прибивание молотком».

И пляши без остановки. пляска, руки на поясе.

Наши лётчики – пилоты. руки в стороны, наклоны корпуса

Приготовились к полёту

А портной сошьёт для нас имитация шитья

Брюки – просто высший класс.

Я - маляр, шагаю к вам плавные взмахи руками вверх-вниз

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.

«Весна». Игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко золотое донышко

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей. бегут по кругу.

Прилетели 100 грачей. «летят» по кругу.

А сугробы тают, тают. медленно приседают.

А цветочки подрастают. тянутся на цыпочках, руки вверх.

«Мамин праздник». «Наши мамы»

Много мам на белом свете, Разводят руки в стороны.

Всех их очень любят дети! Затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер, Поочередно сгибают пальчики, начиная с большого,

Повар, милиционер, сначала на одной, затем на другой руке.

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель

Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замок».

Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

«Семья». «Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого

Всех могу пересчитать Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши

Папа, мама, брат, сестра Загибают пальцы поочерёдно начиная с большого

Кошка Мурка, два котёнка

Мой сверчок, щегол и я -

Вот и вся моя семья. Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши

«Мой город»

Мы по городу шагаем, шагают

Много видим, называем: сжимают и разжимают кулаки

Светофоры и машины, соединяют пальцы с большим пальцем

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты, поочередно загибают пальцы, начиная с большого.

И деревья, и кусты.

Перелётные птицы

Тили-тели, тили-тели – Сжимают и разжимают кулаки

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Поочередно сгибают пальцы на обеих руках,

Серенькое перышко. начиная с мизинца левой руки.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, Скрестив пальцы машут ими

Песни звонкие запели! Указательными и большими пальцами делают

клюв — «птицы поют».

«Детский сад». Игрушки

У Антошки есть игрушки: Поочередно сгибают пальцы в кулак,

Вот веселая лягушка. начиная с большого.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

«Цветы». Комнатные растения

На окно скорее глянь: Сжимают и разжимают кулаки.

Здесь у нас цветет герань. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним! Раскрывают ладошки.

Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном»,

и раскрывают «цветком».

«Деревья»

Станем мы деревьями, Ноги на ширине плеч, руки на пояс.

Сильными, большими

Ноги – это корни,

Их расставим шире.

Чтоб держали дерево, Один кулак поставить на другой.

Падать не давали.

Из глубин подземных Наклониться, ладони сложить «чашечкой».

Воду доставали.

Наше тело – прочный ствол Провести ладонями по туловищу, покачаться.

Он чуть-чуть качается.

И своей верхушкой Сложить ладони «шалашиком», поднять их над головой.

В небо упирается.

Наши руки – ветви Руки в стороны, сомкнуть пальцы.

Крону образуют.

Вместе им не страшно Покачать поднятыми руками.

Если ветры дуют.

«Весенние работы в саду и огороде»

«На огороде»

Мы стоим на огороде, потягивания—руки в стороны

Удивляемся природе.

Вот салат, а здесь укроп. правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот

Поработаем с тобой,(приседания)

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво потягивания – руки в стороны

Пышно разрослась крапива.

Мы её не будем трогать – потягивания – руки вперёд

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки «поливаем из лейки»

И садимся на скамейки. дети садятся

«Скоро лето». «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём, шагаем на месте

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. ходьба на месте

Тысяча цветов вокруг! (потягивания – руки в стороны

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

И направо и налево. и потом наоборот – правой ступни левой рукой

К небу руки протянули, потягивания – руки вверх

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. дети садятся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алёнькина, Т. Н. Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения на занятиях [Текст] / Т. Н. Алёнькина, О. В. Никитина // Логопед. – 2006. - №5. – С. 24-32.
  2. Алябъева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие [Текст] / Е. А. Алябъева. – М.: - ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  3. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками [Текст] / под ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
  4. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
  5. Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей [Текст] / Е. А. Борисова //

Логопед. – 2006. - №1. – С. 66-74.

  1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
  2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – 471 с.
  3. Диагностика речевого развития дошкольников. Научно-методическое пособие [Текст] / под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1997. – 136 с.
  4. Ерошкина, С. Т., Семейный клуб «Школа дошколят»: пальчиковый

игротренинг (нетрадиционные игровые приёмы) [Текст] / C. Т. Ерошкина // Логопед. – 2008. - №8. – С. 37-41.

  1. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у

дошкольников: Кн. Для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.

12. Зайферт, Н. А. Пальчиковый игротренинг [Текст] / Н.А. Зайферт //

Логопед. – 2008. - №6. – С. 65-66.

13. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 7

лет [Текст] / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для

детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: ТЦ

Сфера, 2007. – 128 с.

15. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых

нарушений [Текст] / под ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. –

М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.

16. Никулина Т. А. Золотая волшебница Осень (логоритмическое занятие)

[Текст] / Т. А. Никулина, Е. А. Степанова // Логопед. – 2007. - №5. – С.

82-87.

17. Некрылова Л. В. Развитие мелкой моторики – залог правильной и

красивой речи [Текст] / Л. В. Некрылова // Логопед. – 2013. - №7. – С. 82-

84.

18. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.

А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез,

2005. – 208 с.

19. Сидоренко, Л. А. Новые пальчиковые игры и упражнения для

дошкольников [Текст] /Л. А. Сидоренко // Логопед. – 2008. - №3. – С. 54-

58.

20. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] /

А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.

21. Слюсарь, К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3 - 5 лет [Текст] // К.

Н.Слюсарь. – М.: Изд. ГНОМ, 2007. – 80 с.

22. Соковых, С. В. Использование нетрадиционных приёмов развития

мелкой моторики [Текст] / С. В. Соковых // Логопед. – 2009. - №3. – С.

63-67.

23. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи у дошкольников

[Текст] / Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

24. Стельмах С. Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи

[Текст] / С. Н. Стельмах// Логопед. – 2012. - №5. – С. 79-90.

25. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста

[Текст] / О. С.Ушакова, Е. Н. Струнина. – М.: Гуманит. Изд. центр

ВЛАДОС, 2004. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП.

   Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Согласно статистике, к 2050 году каждый второй ребёнок...

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)

занятие по логоритмики структурировано,  привязано  к  лексической теме, построено с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

"Логоритмика - как эфективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников" (опыт работы -2022-2023 уч. год)

*Логоритмика -комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительн...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...