Отчет по самообразованию
материал (подготовительная группа)

Волоскова Наталья Николаевна

Отчет по самообразованиюОтчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа№6 Структурное подразделение детский сад «Яблочко»                                                                            г.Аткарск Саратовской области

Отчет по  самообразованию

по теме :

"Воспитание дошкольников посредством                                    трудовой деятельности".

за 2022-2023учебный год

                         

                                                                        Отчет подготовила  воспитатель :                         Волоскова Н.Н.

2023 г.

Самоанализ воспитателя Волосковой Н.Н. по теме самообразования :                                                                                                        "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Цель работы по теме самообразования: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.

Задачи: 

  • развивать трудовые навыки у детей;
  • воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
  • способствовать всестороннему развитию детей в труде.

На первом этапе работы (информационно-аналитическом) решалась задача: сбор и анализ информации по данной проблеме, работа с методической и периодической литературой.

На втором этапе (проектировочном) мною был составлен план работы по самообразованию.

На третьем этапе (практическом) велась работа по выполнению плана со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

  По теме самообразования мною была изучена следующая литература:

  1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения: РК, 2012 № 1080.
  2. . Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
  3.  Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998
  4.  О.В.Дыбина « Творим изменяем преобразуем.» Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
  5.  Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
  6. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
  7. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980
  8. О.В. Дыбина «Приобщение к труду взрослых»ООО ТЦ Сфера 2010г.

    В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:

               Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для  детей  дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков  самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.     С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка.                           Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Деятельность по реализации плана по данной теме :

Работа с детьми  :

            1. Навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание   самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.).                     Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В работе использовала разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактических игр, личный пример; рассматривание иллюстраций и др.

2. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. С начала учебного года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега. Весной  посадка группового огорода.   Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.

3. Труд в природе – уход за растениями, животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.                  С наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке. Укрываем розы на клумбе в зимний период (снегом)

Весной организуем огород на подоконнике: высаживаем лук и семена на рассаду, ухаживаем и наблюдаем за их ростом. С ребятами посадили цветы на клумбы, на грядки – фасоль, огурцы ,перец. Дети помогали осуществлять полив, наблюдали за прополкой, помогали убирать сорняки.

4. Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.  Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе. Дети с большим удовольствием конструируют из бумаги , камней ит.д.

5. Ознакомление с трудом взрослых                                                                                       

Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, д/и, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому расширены представления детей о различных профессиях(пекарь, почтальон),элементах и средствах труда.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.

Формы работы с родителями:

* консультации

* выставки детских и совместных работ ; изготовление поделок из природного материала

* родительские собрания

* участие в конкурсах

* фотоотчёты, фотовыставки                                                                                                                          

 С родителями проведены консультации на темы:  

«Трудовое воспитание в семье»; «Какой труд доступен детям?» «Формирование трудовых навыков у детей»

      Также родители активно принимали участие:

 в конкурсах «Золотая осень » , «Зимние фантазии ;  трудовой десант «Мы – огородники»-оформление огорода на  «окне»; на участке детского сада.)

Результативность: считаю, что в процессе нашей работы у детей происходит:

- накопление практического опыта;

- формирование навыков и умений;

- формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата) ;

- формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам по труду.

При изучении данной темы самообразования  сделала следующий вывод :                                             что труд должен быть посильным .доступным , хорошо организованным;                          необходимо учитывать особенности физического развития детей.;  при проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудиться вместе с детьми.                                              Дети стали более ответственно относиться к трудовому поручению ,доводить начатое дело до конца и получать эмоциональное удовлетворение от плодов своего труда и своих друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...