Проект "Россия - Родина моя"
проект (подготовительная группа)

Герасименко Наталья Александровна

Дети дошкольного возраста мало знают об истории и культурном наследии городов России, не могут дать названия Российских городов, исторических памятников. У детей недостаточно развито чувство гордости за свою страну, не сформированы представления о народно – прикладном искусстве народов России. Это и послужило отправной точкой для создания данного проекта и мы решилит реализовать следующие задачи:

  • Воспитать любовь к Родине, бережное отношения к ее культурным ценностям, чувство гордости за свою страну, за историю своей Родины.
  • Закрепить умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.
  • Расширять знания о малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Россия – Родина моя!»

Тип проекта: познавательно-игровой.

Возраст детей: 6-7 лет

Продолжительность: 2 месяца.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель:

пробуждение у детей интереса к истории и традициям своей страны.

Задачи:

  • Воспитать любовь к Родине, бережное отношения к ее культурным ценностям, чувство гордости за свою страну, за историю своей Родины.
  • Закрепить умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.
  • Расширять знания о малой Родине.

Актуальность

Много замечательных, красивых стран есть в мире, но Россия для нас — единственная и самая любимая. А всё потому, что она — наша Родина, место, где мы родились.

Россия занимает огромную территорию и богата многовековой историей и уникальной культурой. Если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт неделю, а на самолёте придётся лететь целый день! А чтобы обозреть все живописные уголки от Калининграда до Владивостока, придётся потратить не один десяток лет...

В составе России более тысячи городов. Все они уникальны и самобытны, все они помнят свою историю, боевую и трудовую славу. А поселки, села, станицы и деревни не сосчитать. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу.

Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «Путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (Московская область, Тульская, Кировская, Владимирская, Нижегородская, Краснодарский край, Санкт-Петербург), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки).

Проблема: дети дошкольного возраста мало знают об истории и культурном наследии городов России, не могут дать названия Российских городов, исторических памятников. У детей недостаточно развито чувство гордости за свою страну, не сформированы представления о народно – прикладном искусстве народов России.

Ожидаемый результат у детей:

-приобщение детей к истокам русской народной культуры;

-дети знакомы с убранством русской избы, с особенностями жизнедеятельности людей на Руси, с народными костюмами, с некоторыми предметами быта, с народными промыслами;

-хорошо ориентируются в устном народном творчестве, знают много русских   народных сказок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок и народных игр;

-ребята с уважением и любовью относятся к родному краю, к русской народной культуре и традициям, уважают труд народных мастеров, у детей развито чувство гордости за Россию.

Результат:

  • Лепбук «Россия – Родина моя!»
  • Квест «В поисках государственного символа России» (приурочен к Дню Независимости России)
  • Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой»
  • Спортивное развлечение «Игры народов России»
  • Викторина «От Калининграда до Владивостока»

Содержание работы:

1. Информационно-подготовительный этап.

  1. -Сбор и оформление наглядно-информационного материала по теме проекта: презентаций, фотоальбомов, альбомов для рассматривания, подбор дидактических игр по теме;
  2. -Подбор и разработка конспектов мероприятий, игровых образовательных ситуации по направлению работы;
  3. -Подбор детской художественной литературы для чтения;
  4. -Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта;
  5. -Разработка содержания проекта.

2. Организационно-практический этап.

 «Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн» 

Задачи:

-рассмотреть карту Российской Федерации;

- способствовать формированию у детей интереса к родной истории;

-познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой;

- воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну;

-воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, чувство гордости за людей, живущих в России;

- квест «В поисках государственного символа России» (приурочен к Дню Независимости России)

Творческое задание для совместной деятельности родителей и детей:

«Мой дом - Россия».

Чтение стихов о Родине, России, гербе, составление рассказа на тему «Мой дом- Россия»

Задачи:

  • создать условия для совместной деятельности родителей и детей
  • формировать у дошкольников умение придумывать и развивать сюжет без повторения рассказов других детей;
  • активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов;
  • Создать условия для умения читать стихи с соблюдением логического ударения, пауз, интонаций;

Организация выставки творческих работ (раскраски): «Я – живу в России!»

Задачи:

-познакомить детей с традиционными народными костюмами, узорами.

-способствовать формирование у детей интереса к народам России.

-познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур.

Спортивное развлечение «Игры народов России»

Цель: 

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных национальностей, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;

- создание картотеки народных игр.

Чтение художественной литературы:

  • Чтение Сказки народов России: «Самое дорогое» - русская народная сказка;

Программное содержание:

 -расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры,

- вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.

  • Чтение Сказки народов России: «Матти – весельчак» - карельская сказка

Программное содержание:

 - побеседовать с детьми о природе Карелии;

- на примере карел дать представление об особенностях традиционной культуры народов Северо-Запада России;

- объяснить связь некоторых наиболее известных географических названий Северо-Запада с древним финноязычным населением края.

  • Чтение Сказки народов России: «Перя-богатырь» - Коми;

Программное содержание:

- на примере народа коми представить традиционную культуру «людей леса», их повседневные занятия, обычаи и представления, связанные с природой таежного Приуралья;

- познакомить детей с традиционными правилами поведения в лесу, выработанными охотничьей практикой коми;

- обсудить с детьми образ «лесного человека» (лешего), о котором у коми сложено множество быличек и сказок, подчеркнув его роль хранителя леса, защитника и покровителя птиц и зверей.

  • Чтение Сказки народов России: «Как я пчел караулил» - марийская сказка;

Программное содержание:

- на примере марийцев познакомить детей с одним из древнейших лесных промыслов – добыванием меда диких пчел (бортничеством);

- объяснить детям отличие бортничества от пасечного пчеловодства.

  • Чтение Сказки народов России: «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка

Программное содержание:

- познакомить детей с природной зоной степей;

- на примере восточных башкир представить традиционное хозяйство степных скотоводов – кочевников;

- рассказать об охоте с ловчими птицами.

  • Чтение Сказки народов России: «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка;

Программное содержание:

- представить горы как особую природную зону;

- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана;

- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.

  • Чтение Сказки народов России: «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи;

Программное содержание:

- представить природную зону тундры;

- познакомить детей с одним из древних видов занятий коренного населения Заполярья – транспортным собаководством.

  • Чтение Сказки народов России: «Девушка - хвощина» - якутская сказка

Программное содержание:

- познакомить детей с историей и обычаями наиболее многочисленного народа Сибири – якутами;

- рассказать о традиционном празднике якутского народа, посвященном светлым богам плодородия (кумысном празднике Ысыах).

  • Чтение Сказки народов России: «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка;

Программное содержание:

- продолжить знакомство детей с природной зоной тайги, таежной флорой и фауной, подчеркнуть тесную связь окружающей природы с жизнью человека;

- на примере эвенков раскрыть наиболее типичные черты древней культуры таежных охотников: кочевой образ жизни, переносное разборное жилище, одежда из шкур животных, преимущественно мясная пища (результат промысла).

  • Чтение Сказки народов России: «Айога» - нанайская сказка.

Программное содержание:

- познакомить детей с природой Дальнего Востока;

- на примере нанайцев представить особенности культуры оседлых рыболовов и охотников;

- рассказать о традиционных женских занятиях нанайцев, обратив внимание детей на мастерство выделки рыбьей кожи.

Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой»

Задачи: 

-закрепить знания о сказках народов России;

-обогатить и активизировать словарный запас детей;

-воспитать интерес и уважение к многонациональной культуре России.

Подборка стихов, пословиц, поговорок, загадок о городах, заучивание их с детьми

Задачи:

- прочитать М. Ю. Лермонтов «Москва», З. Алексан-рова «Родина», К. Лисовский «Красный проспект», Н. Забила «Наша Родина», А. Прокофьев «Навек запомни», С. Михалков «Дядя Степа»

- Заучить П. Воронько «Лучше нет родного края» (Затулина Г. Я., стр. 50, пословиц и поговорок.

- создать брошюру «Пословицы и поговорки на тему «Россия – Родина моя»

- оформить газету для заботливых родителей и талантливых детей «Речевые игры по дороге домой»

История городов России

Задачи:

- познакомить с историей и особенностями российских городов через интеллектуально-творческие задания (см. приложение);

- провести познавательную викторину «От Калининграда до Владивостока»

3. Заключительный этап.

1. Выставка рисунков «Моя Родина». Учить детей отражать свое отношение к Родине через продуктивное творчество.

2. Оформление газеты для заботливых родителей и талантливых детей «Речевые игры по дороге домой». Создать условия для совместной деятельности родителей и детей, обогатить словарный запас ребенка и активизировать грамматический строй речи и словообразование.

3. Оформление лэпбука «Россия – Родина моя». Развитие познавательной активности детей. Воспитание патриотический чувств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к разным городам России, к народным традициям, фольклору, к природе.

 Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой.

И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.


Список литературы:

  1. «Я познаю мир», детская энциклопедия, - М., АСТ, 1995.
  2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду, подготовительная группа», - М. Сфера, 2007 г.
  3. Жарова Т. М., Кравчук В. А. «Педагогические проекты в ДОУ» СГОУДПОС-2009 г.
  4. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М., 2004.
  5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России» - М. 2015 г.
  6. Дыбина О. В. «Ознакомление детей с предметным и социальным окружением» -М., 2014 г., «Мозаика – Синтез».
  7. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» - Р., 2006 г. «Феникс».
  8. Сигимова М. Н. «Познание мира животных», - Волгоград, «Учитель», 2009 г.
  9. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
  10. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
  11. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»



Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «В поисках символа России»,

подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Песня «Мы дети твои, Россия»

Сегодня мы собрались с вами в честь большого праздника – Дня рождения!

Как вы думаете, чье день рождение мы будем отмечать?

Этот праздник – праздник для каждого из нас, это общее торжество, потому что день рождения у нашей общей Родины, нашей России, день ее независимости!

Будем с вами мы играть, день рождение Родины отмечать!

У нашей страны есть признаки, по которым мы можем узнать, что это наша родина Россия.

А что это за признаки такие?

Это символы государства (герб, гимн, флаг, +народные символы: береза, балалайка, матрешка, народные промыслы и т.д.)

Давайте с вами остановимся на трехцветном символе нашей страны.

Что это?

Да, конечно это флаг.

Давайте еще раз внимательно его рассмотрим.

Ой, а где он?

Как же наша Родина в свой день рождения и без флага будет?

Он же был здесь я точно знаю.

Ой, а тут какое – то послание, интересно от кого?

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка –

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица … (Баба Яга)

Это же послание от Бабы Яги.

Здравствуйте, мои касатики.

Что, решили без меня праздник отмечать.

Ну уж нет!

Не получится у вас праздника,

Я ваш флаг спрятала, и ни за что вам его не отдам.

Ну, если только вы все мои задания выполните?! Тогда еще подумаю.

Добраться до флага смогут только самые сильные и смелые.

Дорога длинная, сложная.

Ну что ребята, справимся с заданиями Бабы Яги?

1. «Полоса препятствий» - 2 команды проходят (обходят конусы, продевают обруч через себя, берут мяч –маленькие мячики, которых много и бросают его в корзину)

Второе послание в ведре с мячиками.

Ох, ничего себе касатики. Не ожидала от вас!

Ну да ладно. Со следующим заданием вы точно не справитесь.

2. «Праздники России»

Праздники бывают разные, не только день рождения. А вот какие еще праздники отмечают в России вы и должны мне будете сказать.

Это задание должен выполнить только один из вас.

Нужно выбрать, кто из вашей команды сможет пройти испытание.

Ведущий сможет воспользоваться подсказкой (спросить у ребят из своей команды), но только один раз.

(Стол с изображениями государственных праздников)

Внимательно посмотрите на карточки и дайте правильное название празднику.

Новый год,

Пасха,

Масленица,

23 февраля – День Защитника отечества,

8 марта – международный женский день

9 мая – День Победы

Ну молодцы, нечего сказать.

А я другое задание придумала.

Я ведь не только ваш флаг спрятала, я еще, кое-что прихватила.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешки)

3. «Матрешки» (2 мольберта, магнитные матрешки для одной команды они красные, для другой – синие)

Пока доходит до матрешек можно сделать препятствие или положить обручи, чтобы ребенок перепрыгнул и з обруча в обруч.

Одна команда ставит матрешек от большего к меньшему, а другая наоборот)

4. «Загадки»

Ой, а тут еще и загадки, Баба Яга оставила

Выполняют задание вместе, обе команды сразу

Эта роспись просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком… (Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови – кА меня (Дымковская игрушка)

5. «Волшебное зелье»

Ну ладно, касатики мои, отдам я вам флаг.

Только вот что.

Я ж его заколдовала, и он у меня невидимым стал.

А вот волшебные карандаши потеряла.

Нужно новые делать.

А без моего волшебного зелья ничего не получится.

Вот волшебный котелок,

Он не низок не высок.

Котелок сей не для плова,

А для зелья колдовского.

Ты милок же не скучай,

Ингредиенты примечай.

Не забудь все положить,

Размешать и остудить.

Ребята, да тут целый список.

Ну что начнем готовить.

  1. Лягушка,
  2. Трава,
  3. огурчик
  4. Листочки,
  5. Грибочки,
  6. Цветочки,
  7. Насекомые,
  8. паутинка
  9. Паучки,
  10. лимончик

Всё положили? Что там нужно было? Размешать?

И остудить! (Дуем все)

Вот и карандаши появились.

Но что же нам с ними делать?

6. «Докрась цвет флага»

 У одной команды не хватает синего цвета, у другой красного

Карандаши то вы раздобыли, а времени у вас осталось совсем мало, если не успеете, не вернется к вам флаг.

У каждого из вас будет только три секунды, для того чтобы раскрасить недостающую полоску российского флага.

Поторопитесь касатики!

Так и быть возвращаю вам флаг!

Отмечайте день рождение спокойно.

Не буду вам больше мешать.

(флаг спрятан в пакете с последним письмом)

Ребята, а давайте мы все вместе порадуем Бабу Ягу и споем для нее песню про дружбу и нашу Родину.

Песня «Я ты он она» - поем все вместе



Предварительный просмотр:

«Скажи   иначе» (подбор синонимов)

Например:

Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.

Красивая — замечательная, прекрасная, милая.

Игра «Какое слово не подходит?»

Ход игры. Предлагаем детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.

Например:

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчий.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные  слова к заданным.

 

Игра «Города России»

Ход игры.  Предлагаем детям разделить на слоги слова — названия городов России:

 Мо-сква,   Тверь,   Са-ма-ра,   Ту-ла,   Нов-го-род,   Псков,

Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи.

Игра «Чего много?» 

(родительный падеж множественного числа)

Например:

В нашей стране много (чего?) полей.

(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга)

Игра «Полюбуйся!»

(употребление творительного падежа множественного числа существительных)

Например:

Мы любуемся (чем?) полем, полями.

(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)

Игра «Назови ласково»

(образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Например:

Лес – лесок

(ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)

Игра «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже)

Например:Одна река, две реки, пять рек

(пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога, здание, государство, памятник, фонтан, дом)

Игра «Что лишнее?» 

(назови лишнее слово, объясни свой выбор)

  • Москва, Дегтярск, ул. Калинина, Екатеринбург.
  • Парк, сквер, сад, лес.
  • Машина, улица, площадь, проспект.
  • Река, пруд, мост, озеро.
  • Город, дом, деревня, поселок.

Связная речь

Составление рассказа о своей стране по вопросам:

Как называется наша страна?

Как называется столица нашей Родины?

Что находится в Москве?

Кто руководит нашей страной?

Как называется город, в котором ты живешь?

Как называется улица на которой ты проживаешь?

Какие достопримечательности есть в твоем городе?

Где ты любишь гулять в своем городе?

Твое отношение к своему городу.

Твое отношение к своей стране.

Слоговой анализ

Сосчитай количество слогов в словах:

Родина,

Россия,

государство,

столица,

флаг,

президент,

народ,

гимн,

страна,

город,

поселок,

деревня.

Газета для заботливых родителей и их талантливых детей

Речевые игры

по дороге домой

Тема:

«Россия – Родина моя!»



Предварительный просмотр:

 

 

С раннего детства нужно прививать детям любовь к Родине и родному краю и для этого отлично подойдут народные пословицы и поговорки. Эти народные мудрости очень просты и понятны для детей и будут пробуждать у них любовь к своей стране и патриотизм.

  • Родной край – сердцу рай.                                                                                  
  • Нет в мире краше Родины нашей.                                                                              
  • Человек без Родины, что соловей без песни.                                                            
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.                                                                    
  • У народа один дом – Родина.                                                                                          
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.                                                                  
  • Береги Родину, как зеницу ока
  • Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.                              
  • Родная земля и в горсти мила                                                                   .                                                                                  

  • Жить – Родине служить.                                                                                                    
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.                                                                
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.                                                                    
  • Если народ един, он непобедим.                                                                              
  • Народы нашей страны дружбой сильны.                                                                      
  • Родину-мать учись защищать.                                                                                    
  • Герой – за Родину горой.                                                                                              
  • Главное в жизни – служить отчизне.                                                                                  
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.                                                                                                                        
  • Если по-русски скроен, и один в поле воин.
  • Всякому мила своя сторона.                                                                                                                                      

  • Дома и стены помогают.                                                                                                
  • За морем теплее, а у нас светлее.                                                                                        
  • И пылинка родной земли – золото.                                                                            
  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.                                                            
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.                                                            
  • Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.                                                                  
  • На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.    

       

  • Русский солдат не знает преград.                                                                          
  • Слава русского штыка не померкнет никогда.                                                            
  • Знает весь свет – твёрже русских нет.                                                                  
  • Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.                                    
  • Москва всем городам мать.                                                                                    
  • Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.                                                        
  • Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.                              
  • Родная землица и во сне снится.                                                                              
  • Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.                                                
  • Родина краше солнца, дороже золота.                                                                  

  • Родину любить — верно Родине служить.                                                            
  • Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.                                                            
  • Если дружба велика — будет Родина крепка.                                                        
  • Нет в мире краше Родины нашей.                                                                          
  • Родина-мать, умей за нее постоять.                                                                              
  • Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.

Подборка пословиц и

поговорок о Родине.



Предварительный просмотр:

Русская народная игра «Птицелов»

Цель: воспитывать внимание, умение ориентироваться в пространстве, развивать тембровый слух, расширять кругозор.

Описание игры: играющие выбирают себе название птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг при помощи считалочки выбирают Птицелова, он встаёт в круг и ему завязывают глаза. Птицы ходят, кружатся, бегают вокруг птицелова и произносят слова нараспев:

- В лесу, в лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный становится птицеловом или нового птицелова выбирают считалкой.

Правила игры: играющие не должны разбегаться за очерченную территорию. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Башкирская народная игра «Липкие пеньки »

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, скоростные качества.

Описание игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенёчки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры: пеньки не должны вставать с мест.

Мордовская народная игра «Раю-раю»

Описание игры: для игры выбирают двух детей – они изображают ворота; остальные играющие – Мать с Детьми. Те, кто изображает ворота, поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время дети, встав паровозиком, за матерью проходят в ворота. Изображающие ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом называют ему слова-пароли (по одному слову каждый, например один говорит «Щит!», а другой «Стрела»). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому человеку, чей пароль он выбрал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: «Щит или стрела?» Мать отвечает и встает в одну из команд соответственно. После этого дети, изображающие ворота, встают лицом друг к другу и берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга.

Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: дети не должны подслушивать и выдавать пароль каждому

следующему участнику.

Удмурдская народная игра «Игра с платочком»

Описание игры: играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему ребенку, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.

Правила игры: играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.

Татарская народная игра «Жмурки»

Описание игры: чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга, остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!» — и водящим становится пойманным. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше.

Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

Правила игры: водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга, обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

Игра народов Севера и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз»

Описание игры: играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем.

Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо, тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки, менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

Игра народов Севера и Дальнего Востока «Солнце»

Описание игры: играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Белорусская народная игра «Иванка»

Описание игры: на полу чертят круг диаметром 5-10 см - это лес, в середине круга - квадрат - дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные дети - лебеди.

Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик пытается поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается сначала.

Правила игры: нельзя забегать в дом лесовика. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Армянская народная игра «Цветы и ветерки»

Описание игры: в середине площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты, за ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Каждая команда цветы и ветерки — стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников. Игру начинают цветы, заранее выбравшие себе имя — название цветка. «Здравствуйте, ветерки!» — говорят они. «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ветерки! — обращаются к ним цветы. Угадайте наши имена!»

Ветерки начинают перечислять названия цветов. И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту.

Правила игры: по числу пойманных определяются очки. После одной игры команды меняются ролями. Играя условное число раз, определяют победителя по сумме очков.

Молдавская народная игра «Яблоко»

Описание игры: играют одновременно до пятнадцати детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:

Яблоко, червивое яблоко.

Ветер дует, оно падает.

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до «тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.

Правила игры: бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один - тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.

Армянская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух

Описание игры: играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое- либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой- либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Правила игры: ошибающийся не играет.

Русская народная игра «Ручеек»

Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Ход игры: дети становятся парами друг за другом (обычно девочка и мальчик, взявшись за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается что-то вроде «ручейка» (длинный коридор, который постоянно течет. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется долго, беспрерывно – чем больше участников, тем веселее игра.

Башкирская народная игра «Юрта»

Ход игры: в игре участвуют также две команды, каждая из которой образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором (свисток). По сигналу две команды образовывают один круг взявшись за руки, все идут по кругу шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием слов надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает команда, первой построившая юрту.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Правила игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Татарская народная игра «Хлопушки»

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки отмечаются двумя

параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20–30 метров.

Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящему города и произносит слова:

Хлоп да хлоп!

- Сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут наперегонки к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Украинская народная игра «Колдун»

Ход игры: перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры: заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Белорусская народная игра «Колечко»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры: играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (Это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Руки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и

говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустить из круга.

Правила игры: после слов: «Колечко, выйди на крылечко!» - все игроки должны быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

Грузинская национальная игра «Снятие шапки»

Цель игры: воспитание ловкости, внимательности, укрепление мышц ног.

Ход игры: на одном конце игровой площадки у стартовой линии на расстоянии 3—4 м друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в землю втыкаются по две палки (или ставятся стойки высотой 1 м): ближние на расстоянии 2—3 м, а дальние — 7— 8 м от стартовой линии. На дальние палки вешается по одной шапке.

Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с падок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки.

Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны.

Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают шапки на них. После этого они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети не примут участия в игре.

Правила игры:

• последующий игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется

предыдущий;

• если игрок уронит шапку, он обязан подобрать её и повесить на палку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...