«Игровая интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении».
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бабина Светлана Викторовна

Создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети, с особыми образовательными потребностями, могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного процесса воспитанников, удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н.Н.Малафеев, О..И. Кукушкина. Е.Л Гончарова, О.С.Никольская).

В связи с актуальностью данной проблемы, составлен проект,  регламентирующий образовательную деятельность с участниками воспитательно-образовательного процесса.

Проект разработан в соответствии с ФГОС и нормативно – правовыми и локальными документами ДОУ и на основе интеграции психологических программ, методик, пособий.

Проект направлен на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различным категориям детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Проект определяет цели и задачи:

Цель: создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Цель требует решения следующих задач.

Задачи Проекта:

1. Обеспечивать всестороннее развитие воспитанников, их социальную адаптацию;

2. Сохранять и укреплять психического здоровье и индивидуальные особенности на основе интегрированного подхода к реализации вариативных программ;

3. Обеспечить равные стартовые возможности воспитанникам с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях;

4. Развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи посредством психологической коммуникации.

Особенности проекта

- универсальность (возможность использования программы как основной при сопровождении детей, а в случае необходимости - коррекционной);

- синтез различных методов психолого-педагогического воздействия.

Участниками образовательного процесса являются дети с нерезко выраженными, а, следовательно, трудновыявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной и интеллектуальной сферы (В.И .Селивирстов, Б.П.Пузанов). Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиформна и представлена в следующем варианте:

- дети с нарушениями речи (дислалия, стёртая дизартрия, заикание, нарушения лексико – грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);

- дети с лёгкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

- педагогически запущенные дети (тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита)

- дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряжённость).

В основе проекта лежат следующие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции. Предварительное обследование позволяет выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребёнком, сделать заключение об их возможных причинах, сформулировать цели и задачи коррекционной работы (Д.Б.Эльконин, 1989). А постоянный контроль изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний помогает вовремя скорректировать и оптимизировать программу работы с воспитанником

2. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все аспекты развития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены (А.Н. Леонтьев, 1977)

3. Деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип базируется на теории психического развития ребёнка, разработанной, в трудах А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина.. Указанный принцип означает, что главным способом коррекционного - развивающего воздействия является организация активной деятельности ребёнка (М.И.Лисина,1986).

4. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает, что ход психического и личностного развития, обязательно должен соответствовать нормативным показателям, но при этом конкретный путь развития каждой личности неповторим и уникален. Теоретические основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д. Б.Эльконина и др.).

5. Принцип коррекции “снизу вверх” предполагает упражнение и тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне “актуального развития” ребенка.

6. Принцип коррекции “сверху вниз” и принцип развивающего обучения, выдвинутый Л.С. Выготским (1958), раскрывает направленность коррекционной работы, основным содержанием которой является создание “зоны ближайшего развития”, а также своевременное формирование психологических новообразований

7. Принцип комплексности методов психолого-коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов работы педагога в дошкольном образовательном учреждении.

8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком определяется ролью, которую играет семья, детский сад в коррекции и развитии ребёнка Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений неразрывно от них и в единстве с ними (А.Л.Венгер и др.).

Содержание психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:

- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

- определить оптимальный педагогический маршрут;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- консультировать родителей ребёнка.

Диагностика проводится в три этапа:

Результатом первого этапа будет представление педагога-психолога об особенностях развития ребёнка. Чтобы конкретизировать и уточнить представление проводится второй этап (уточняющий), который опирается на следующие методы: беседы, анализ продуктивной деятельности, тесты, опросы, анкетирование педагогов.

Третий этап (окончательный) заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного или уточняющего диагнозов, но и в сравнении и сопоставлении.

Процесс анализа полученных данных и выведение из них определенного заключения называется интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку психического развития ребёнка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Мониторинг детского организма проводится два раза в году: в начале и по окончании работы по программе.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с образовательными потребностями.

Цель коррекционно-развивающей работы:

– создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Поставленная цель требует решения задач. Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГТ на основе интеграции образовательных областей:

Здоровье:

- сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребёнка;

- развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Социализация:

- обеспечение оптимального вхождения детей с особыми образовательными потребностями в общественную жизнь

- формирование у ребёнка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.

Познание:

- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средство познания.

Коммуникация:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие устной речи во всех видах детской деятельности;

Чтение художественной литературы:

- обогащение эмоциональной сферы воспитанников;

- развитие языковой способности, речевой деятельности.

Художественное творчество:

- развитие у воспитанников сенсорных и творческих способностей;

- развитие мелкой моторики рук;

- удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность.

Музыка:

- формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- повышение самооценки на основе самоактуализации.

Условия обучения и воспитания детей с особенностями развития

Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с особыми образовательными потребностями в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, что чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно – развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка.

Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно – развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внести изменений и планирование образовательной деятельности.

Проектирование образовательного процесса

Предусматривается варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: как индивидуальных, так и подгрупповых. Комплектация групп и продолжительность непосредственной образовательной области зависит от возрастной категории, индивидуальных особенностей и определяется психологическими задачами, уровнем развития, глубиной дефекта и возрастом участников образовательного процесса. Объём непосредственной образовательной деятельности представлен следующим образом:

Возраст

Количество детей в группе

Длительность НОД

Количество тренингов в неделю

Количество тренингов в год

Старший дошкольный возраст

8-10 человек

25 минут

1 раз

31 раз

В соответствии с возможностями детей с особыми образовательными потребностями определяются методы и обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Исследования показали, что чем больше количество анализаторов используются в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создаёт условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе решается педагогом в каждом конкретном случае. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Тренинги имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов сказко-, музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии, психогимнастики, пальчиковых игр и др.), системности и преемственности. Выбор тематики определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

Учебно-тематический план

Тема

Время проведения

Я - единственный на планете

Третья неделя сентября

Как зайчик пошёл в школу

Четвёртая неделя сентября

Буратино и Мальвина

Первая неделя октября

Медведь - липовая нога

Вторая неделя октября

Разговор по телефону

Третья неделя октября

Три поросёнка

Четвёртая неделя октября

Осень

Первая неделя ноября

Теремок

Вторая неделя ноября

Мальчик, который не умел играть

Третья неделя ноября

Ребята давайте жить дружно

Четвёртая неделя ноября

Возвращение жемчужного ожерелья здоровья - 1

Первая неделя декабря

Возвращение жемчужного ожерелья здоровья - 2

Вторая неделя декабря

Путешествие в подводное царство

Третья неделя декабря

Шёл Дед Мороз и нёс…

Четвёртая неделя декабря

Зимовье

Вторая неделя января

Гусята

Третья неделя января

Муравьишки

Четвёртая неделя января

Муха-цокотуха

Первая неделя февраля

Защитники Отечества

Вторая неделя февраля

Моя семья

Третья неделя февраля

Слонёнок с шариками

Четвёртая неделя февраля

Мамины помощники

Первая неделя марта

Пластилиновая страна

Вторая неделя марта

Колобок

Третья неделя марта

Весна

Четвёртая неделя марта

Путешествие на паровозике

Первая неделя апреля

Волшебный камешек

Вторая неделя апреля

Мир вокруг нас

Третья неделя апреля

Сказки на песке

Четвёртая неделя апреля

Прогулка в лес

Вторая неделя мая

31.

Грибы

Третья неделя мая

Ожидаемые эффекты:

Психотерапевтический эффект тренингов предполагает развитие (воспитание) интереса у детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивность, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.

Развивающий эффект тренингов предполагает адаптация в социуме, развитие творческого и личностного потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их, развитие психических процессов у детей.

Воспитательный эффект тренингов предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира.

Модель взаимодействия с участниками образовательного процесса

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения разных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса

 План взаимодействия педагога со специалистами детского сада.

№ п/п

Содержание

Срок

1

Обсуждение результатов диагностики. Выявление детей с особенностями в развитии. Рекомендации.

Сентябрь

2

Консилиум по проблемам воспитанников.

Советы, рекомендации.

Сентябрь – май  

3

Составление программ индивидуального сопровождения ребенка. Подбор психологических и психокоррекционных методов и приемов.

По итогам консилиума

4

Профилактика и консультирование

По плану

5

Взаимодействие групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

По плану

6

Проведение интегрированных и комплексных занятий.

По плану

7

Коррекционно-развивающая работа в тетрадях взаимодействия.

Сентябрь – май  

8

Анализ результатов педагогической деятельности.

Январь, май  

Профилактика и консультирование

Цели:

1.Создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в области коррекции и развития ребенка;

2.Разработка общей стратегии сотрудничества;

3.Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с особыми образовательными потребностями  в коррекции  и  развитии для перехода на следующую ступень развития.

Периодичность

Форма работы

Тема

Участники образовательного процесса

1.

Сентябрь

Анкетирование

Выявление образовательных потребностей  воспитанников

Педагоги

2.

Сентябрь

Круглый стол

Дети с особенностями развития

Педагоги

4.

Октябрь

Групповая консультация

Вопросы инклюзивного воспитания и обучения

Родители

5.

Ноябрь

Круглый стол

Сказкотерапия – как способ коррекции речевой компетенции и эмоциональной стабильности

     

Педагоги

6.

Декабрь

Семейная

гостиная

Детско-родительские отношения - как условия полноценного развития личности

Родители

7.

Январь

Круглый стол

Мотивация деятельности как основа успешного усвоения знаний

Педагоги

8.

Февраль

Семинар - практикум

Развитие познавательной активности и творчества воспитанников  посредством мелкой моторики

Родители

9.

Март

Круглый стол

Применение методов кинезиологии в работе с детьми, имеющие особенности развития

Педагоги

10.

Апрель

Семейная гостиная

Роль взрослого в психологическом развитии детей с особыми образовательными потребностями

Родители

11.

Май

Круглый стол

Анализ динамики развития воспитанников

Педагоги

Родители

Задачи:

1. Оказывать ребенку комплексную помощь в образовательном процессе на получение доступного образования с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

2. Повысить потенциальную возможность ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы.

3. Развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей по оказанию комплексной помощи ребенку посредством психологической коммуникации

Принципы создания комплексной помощи:

- повысить уровень образовательного благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

- обеспечивать и развивать интегративные связи между всеми специалистами в ДОУ реализовать в образовательном процессе эффективные и здоровьесберегающие технологии

- обеспечить “разгрузку” образовательного процесса, оказывая комплексную помощь детям в ДОУ

Этапы системы комплексной помощи:

1. Социально-педагогическая поддержка к сопровождению (первый круг помощи: воспитатель - родитель)

2. Интегративная специализированная помощь (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальные руководители)

3. Консультирование (специализированные службы помощи в ДОУ, ПМПК в ДОУ)

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2005.
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. – СПб.,2006.
  3. Веракса А.Н.., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2011.
  4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М., 1997г.
  5. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолога-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. М.,1998 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

(МБУ ДПО ЦПР)

Проект:

«Игровая интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении».

                                                              Слушатели: Бабина Светлана Викторовна

                                                              МБДОУ ДС № 50

г.о.Химки

2020год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....

Статья: "Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях".

Инклюзивное образование-образованиедоступное всем....

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Индивидуально-ориентированной подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.

Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере...

Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ

Специалисты организующие коррекционно-образовательную работу ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе  ДОУ...

Проект: «Игровая интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении».

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, н...