Консультация для педагогов на тему: «Использование игровых технологий в работе по ознакомлению с историей и культурой Башкортостана»
консультация

Евдокия Султанбуратовна Шакаева

Консультация будет полезна для работников дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский

Республика Башкортостан

Консультация для педагогов

на тему:

«Использование игровых технологий в работе

по ознакомлению  с историей и культурой Башкортостана»

Подготовила:

                                  Шакаева Евдокия Султанбуратовна

           Воспитатель высшей

                          квалификационной категории

2023 год

Использование игровых технологий в работе

по ознакомлению  с историей и культурой Башкортостана

     Воспитание  достойного гражданина своей республики – важнейшая задача образовательной политики республики Башкортостан. Приобщение  подрастающего поколения к национальной культуре, к традициям башкирского народа, к его духовным ценностям является главным принципом национального образования. Именно дошкольный возраст  является определяющим в становлении характера и выработке определенных норм поведения в окружающей среде.
          Знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, дети приобщаются к богатствам культурного наследия своего народа. Успешность развития дошкольников станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром через предметную и трудовую деятельность, через общение, через игру.    Игры являются ценным средством воспитания умственной активности ребят, активизируют психические процессы, развивают память, мышление, воображение, внимание.

 Умелое  применение игровых технологий педагогом дошкольного образовательного учреждения  делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. Применение их

  • делает ребёнка более активным;
  • повышает познавательный интерес;
  • развивает память, мышление и внимание;
  • способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Игровые технологии  дают возможность в увлекательной, доступной, игровой форме дать воспитанникам материал. Поэтому непосредственно на занятиях и в других режимных моментах в своей работе по ознакомлению с родным краем нужно использовать  различные формы игровой деятельности.

     Особое место занимают такие формы образовательного процесса, как  занятия в игровой форме – квест-игра, игра-викторина, посиделки, занятия в мини-музее.

      Начиная с младшего возраста, детей знакомят с родным городом, подводят к пониманию того, что дети хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.

Большую роль имеют игры со строительными материалами. Во время игр со строительным материалом взрослый предлагает детям построить несколько домов, спрашивает, что у них получилось? Дети построили улицу. Спросить название улицы, на которой они живут. В старших группах предложить строить город будущего, каким хотели бы видеть свой город в будущем.

Немаловажную роль играют  сюжетно-ролевые игры:

«Шофер», «Больница», «Магазин», «Пожарная часть», «Мы строители», «Банк», «Супермаркет», «Я нефтяник» и другие.

С детьми старшего возраста работа по ознакомлению с родным городом продолжается и усложняется. Детям предлагаются  следующие игры:

Дидактические, настольные, творческие.

Творческие игры:

«Путешествие по улицам города».

Взрослый предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по улицам города или по достопримечательным местам республики. В автобусе не только жители города, но и гости ,которые приехали в наш город или в республику  первый раз. Поэтому нужен экскурсовод (взрослый), а шофер – ребенок.

Аналогично можно провести игры: «Экскурсия в парк», «Путешествие по городу»

     Помогают организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми также разнообразные дидактические игры: «Сложи картинку», лото «Птицы нашего города», лото «История родного города», игра «Герб города» (Республики), «Найди отличия» и другие. Их же можно использовать  для закрепления пройденного материала, и в самостоятельной деятельности ребят, и в индивидуальной работе.

Дидактические игры помогают закрепить знания детей о природе и животном мире нашего края, особенностях труда жителей города, национального костюма. Взрослый подбирает для игры иллюстрации с изображением природы и животного мира нашего края и других стран; людей в национальных костюмах и костюмах других стран, хлебные поля, огородные культуры нашего края.

Д/и «Угадай, где я нахожусь»

Закреплять знания детей о достопримечательностях города. Раздать детям по одной карточке с видами города и предложить им рассказать о том, что там изображено, не называя самого места.

Игровое упражнение «Кто, где работает в нашем городе»

Взрослый вместе с детьми рассматривает картинки с изображением предприятий, где работают горожане: завод, стройка, ателье, магазин, детский сад, больница и т.д., спросить, что ни них изображено. Затем раздать детям предметные картинки с изображением людей разных профессий. Ребенок должен соединить две картинки.

Д/и «Знаешь ли ты свой город?»

Раздать ребенку 3 иллюстрации с изображением различных достопримечательностей города и задать вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Д/и «Узнай по описанию»

Взрослый предлагает детям рассмотреть предметы, изделия, которые производят на наших предприятиях. Ребенок должен описать этот предмет, его использование, не называя сам предмет, другие должны его угадать.

Д/и «Город – село»

Взрослый предлагает детям картинки с изображением родного города и села. Предложить узнать изображение города и села. Чем отличается город от села, чем они схожи.

Большую роль играют настольные игры:

«Лото»

Картинки с изображением: школы, детского сада, почты, стадиона, художественной школы, вокзала. Нужно найти отдельные карточки с изображением предметов, которые относятся именно к этому зданию.

 «Сложи картинку»

Фотографию с изображением города разрезать на несколько частей и предложить ребенку ее собрать.

Игры:

«Кто больше назовет улиц города», «Из разных городов выбери наш город», «Как написать адрес на конверте?», «Что? Где? Когда?»

    В заключение стоит отметить, что применение разнообразных игровых технологий, форм и методов работы в рамках изучения этнокультурного компонента повышают познавательный интерес дошкольников к прошлому и настоящему родного края и способствует сохранению наследия для будущего поколения в виде уникальных ценностей человеческого опыта и знания. Главной целью работы по ознакомлению с родным краем является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город село (его традиции, памятники природы, истории и культуры), и желающего принять активное участие в его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие во 2-й младшей группе по теме «Использование современных игровых технологий в работе с детьми по здоровьесбережению»

Открытое музыкальное занятие во 2й младшей группе с использованием элементов здоровьесбережения - дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и самомассажа....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Аннотация: В статье рассматривается использование информаци...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование инновационных игровых технологий в ДОУ»

Нумикон – это уникальное мультисенсорное пособие, при использовании которой у детей углубляются математические представления.  Практический опыт свидетельствует, что Нумикон мо­жет стат...

Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...

Музыкальное занятие в средней группе по теме: «Использование современных игровых технологий в работе с детьми по здоровьесбережению»

Музыкальное занятие в средней группе по теме:«Использование современных  игровых технологийв работе с детьми по здоровьесбережению»...