Статья "Актуальность речевого развития"
статья (старшая группа)

Статья "Актуальность речевого развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_rechevogo_razvitiya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность речевого развития.

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования.Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего завершения в развитие связной речи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями.Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».Согласно ФГОС ДО,речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного словаря;развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчество, развитие звуковой и интонационной культуры речи,фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте(ФГОС ДО,п. 2.6. ). Как результат педагогически-грамотно выстроенной работы с детьми на этапе завершения дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО согласно пункту 4.6. ребенок может уже достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивать речевое высказывание в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области.Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

Однако, по наблюдениям современных педагогов: воспитателей, учителей начальных классов, психологов и логопедов на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи дошкольников существует множество проблем, а именно: нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь,  аграмматизмы,  простые, невыразительные предложения.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальным стал вопрос по развитию речи детей не смотря на то, что он рассматривался в начале ХХ века. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Задержка речевого развития, которой сейчас страдает около 25 % детей, неусидчивость, невнимательность, снижение школьной успеваемости — все эти нарушения нуждаются в коррекции ещё в раннем возрасте, до поступления ребёнка в школу. Иначе, они могут перерасти в более серьезные проблемы.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме позволил сделать вывод, что наблюдается тенденция к снижению уровня языковой культуры общества в целом, а в детском сообществе в частности. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения, DVD дисков, интернет- программ.

Исходя из вышесказанного, выделяются несколько причин влияющих на возникновение речевых нарушений. 

  • ухудшение экологической обстановки;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. 

Созданная мною РППС отвечает современным требованиям, стимулирует речевую деятельность дошкольников, даёт каждому ребёнку сделать выбор, чем он будет заниматься.

Помещение группы разделено на несколько центров активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для продуктивной деятельности и игры.

Для реализации поставленных задач создала условия для совместной деятельности детей со взрослым и самостоятельной детской деятельности. В группе имеется речевой центр. Он представлен коврографом с игровым полем, буквами; играми, как фабричного производства, так и изготовленными мной, совместно с родителями. В речевом центре также представлены всевозможные азбуки, разрезные индивидуальные кассы с буквами, слоговые таблицы.

Реализуя принцип наглядности в обучении детей, подобрала иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал (кассы букв, карточки по звуковому анализу слов). Используем его как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности  с детьми. Позже, когда дети усвоили материал, выставляем его для самостоятельной деятельности. Данный центр разделён на несколько блоков.

1.Блок «Активного обучения». Эта зона представлена доской для демонстрации, магнитной доской и пространством для взаимодействия с детьми во время организованной деятельности. Так же её элементами являются столы и стулья с регулируемой высотой. В необходимом количестве имеются цветные карандаши, наглядные пособия и игры используемые во время занятий (в зависимости от поставленной цели).

2.Блок «Активизации речевой активности»: Здесь разместила различные картотеки.

– картотека пальчиковой гимнастики;

– картотекапотешек на заданный звук;

–  картотека речевых игр;

3.Блок «Обучения грамоте» представлен различными тематическими настольными играми:

Познавательные игры– лото «Чтение», «Собери пословицы»;

развивающие игры-«Расшифруй слова», «Почитай-ка», «Делим сова на слоги», «Азбука», «Ребусы»; 

настольно – печатные игры, домино «Читаем по слогам», обучающая игра «Почитаем – посчитаем» 

4.Блок «Дидактические игры» :В своей педагогической работе больше внимания я уделяю, дидактической игре и благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста. Я считаю, что дидактическая игра позволяет развивать речь детей: пополняет и активизирует словарный запас слов, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. 

В ходе работы мною была собрана картотека дидактических игр и игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. 

С целью научить детей называть предметы одним словом, обогащать словарный запас я использую игру«Назови одним словом».

Для развития тактильных ощущений , словаря  признаков я использую игру «Чудесный мешочек»

С целью активизации глагольного словаря детей, развития воображения я провожу игру: «Кто может совершать эти действия?»

Для того ,чтобы активизировать и вводить в речь обобщающие понятия я использую игру:  «Что лишнее и почему?»

С целью научить воспитанников классифицировать виды транспорта я провожу игру «Виды транспорта».

С целью формирования умения подбирать противоположные по смыслу слова я использую игру « Наоборот». С целью учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память я использую игру «Кто больше назовет действий?»

С целью формирования   словаря наречий я использую игру «Скажи по другому»

С целью развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать  я использую игру: «Какой предмет?»        

С целью пополнение словарного запаса словами, относящимися к данному действию и обозначающих предметы я использую игру: «Кто больше?»

 С целью учить детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение я использую игру «Какое что бывает?»

С целью учить подбирать предмет к действию я использую игру «Отгадай, кто это?»

Сцелью научить детей подбирать антонимы я провожу игру «Назови нужное слово».

  1. Блок «Развитие связной речи» представлен методическими папками по теме:

Педагогическое наблюдение за воспитанниками, позволило сделать вывод, что одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

С целью формирования данного навыка мной была создана методическая папка в которой систематизирован материал по теме: « Составление рассказов по картине  ». В данной папке разместила методические рекомендации по составлению рассказов по картине в соответствии с возрастом детей , размещены необходимые наглядные  пособия и разработаны конспекты занятий в соответствии с темой и возрастом детей.

В  ходе обучения детей рассматриванию картины  у них формируется  умение  замечать в ней самое главное: развивается  связная речь , зрительное  внимание и восприятие, координация речи с движением, общие  речевые навыки .

Также дети учатся  правильно понимать содержание картины,  воспитываются чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины) .

У воспитанников   активизируется  и расширяется  словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).

  1. «Блок методического, дидактического и игрового сопровождения». Он содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; научная и методическая литература, материалы по обследованию речи детей; учебно-методические планы по развитию речи.

7.Блок «Формирование правильного звукопроизношения» представлен различными играми, дидактическими пособиями на развитие речевого дыхания, альбом упражнений артикуляционной гимнастики, наборы предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах, предложениях и рассказах и др.

8.Блок «Развитие фонематического слуха и восприятия» (звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности; карточки «Определи место звука»; карточки– символы гласных и согласных звуков; дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Поезд», «Звуковые часы» и др.);

  1. Блок «развитие лексико-грамматического строя речи». Здесь разместила наборы предметных картинок для упражнений в словоизменении и словообразовании, в употреблении предлогов, в согласовании, наборы сюжетных картинок для составления простых предложений; настольно – печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений и др.
  2. Блок «Библиотека»: В данном центре активности дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку. Также здесь размещаю различные выставки литературы по темам недели, имеются детские энциклопедии, портреты детских писателей. 

В группе есть достаточное количество методической литературы и учебно-наглядных пособий для обеспечения образовательного процесса в ДОУ. Благодаря этому происходит развитие речи дошкольников, а также подготовке детей   к обучению грамоте. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...