Патриотический проект "Моя малая Родина"
проект

Кондюрина Светлана Николаевна

Патриотический проект "Моя малая Родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «С чего начинается Родина? –

С картинки в твоём букваре…»

(М. Матусовский)

Актуальность

Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.

Проблема:

Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.

Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.

Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы.

Задачи для педагогов:

- формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края;

- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

- обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»;

- создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;

- приобщать родителей к участию в работе по проекту;

- оформить мини-музей по теме проекта.

Задачи для воспитанников:

обучающие:

- расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях;

- продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица);

- углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом;

развивающие:

развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки;

- развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас;

- побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов);

- вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);

воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям;

- воспитывать чувство любви к своему городу, любовь и привязанность к стране;

- воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.

Задачи для родителей:

- познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды);

- формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;

- знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы;

- активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.

Ожидаемый результат

Для педагогов:

- успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

- разрабатывают конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта;

- создают в группе мини-музей «Мой город»;

- проводят подготовительную работу с детьми и родителями к квест-игре;

- оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.

Для воспитанников:

расширяются и обогащаются знания о родном городе;

- дети знают символы своего города, района, области (герб);

- развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;                           - активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками;

- отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;

- формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе;

дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности;

- дружески относятся к сверстникам разных национальностей.

Для родителей:

- расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;

- собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта;

- знакомят детей с родословной и традициями своей семьи;

знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта;

- посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи;

- выполняют совместные с детьми творческие работы;

- читают детям литературу о своём крае, городе, о его героях;

- принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.

Этапы проекта

I этап - подготовительный (1 неделя октября)

- изучение методической литературы;

- выяснение проблемы – педагогический мониторинг;

- проведение анкетирования родителей;

- информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта;

- разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями;

- подготовка предметно-развивающей среды по проекту.

2 этап – внедренческий (октябрь-ноябрь):

Формы работы:

Работа с воспитанниками:

- совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты);

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей;

- праздники и развлечения;

- квест-игра «Бусы для мамы».

Работа с родителями

- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения);

- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические   консультации);

- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки);

- совместное мероприятие (квест – игра).

Взаимодействие со специалистами ДОО

Музыкальный руководитель:

- музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, об армии, о природе;

- совместная подготовка к праздникам и развлечениям;

- совместный подбор пособий, атрибутов для НОД и развлечений;

- совместная подготовка и проведение квест-игры по теме проекта.

Инструктор по физической культуре:

- пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта);

- сотрудничество в проведении совместных спортивных развлечений, праздников, квест-игры.

Взаимодействие с социумом:

- сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);

- просмотр семьёй спектаклей и концертов в ЦКиД, посвящённых знаменательным датам;

- посещение художественно-творческих выставок, музеев;

- участие в городских мероприятиях (День города, городской субботник и др.);

- сотрудничество с ОО «Филармоника»;

- сотрудничество с музыкальной школой.

3 этап – итоговый (4-я неделя ноября)

Подведение итогов по проекту:

- сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта;

- обобщение материалов проекта.

Готовый продукт: лэпбук «Моя семья», «Я люблю свой город».

Перспективное планирование на октябрь

Тема: «Мой дом, моя семья»

Задачи:

- углублять представления детей о семье, развивать интерес к истории своей семьи;

- закреплять знание домашнего адреса, имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек;

- формировать интерес к профессиям родителей;

- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

Совместная деятельностьпедагогов и воспитанниковв режиме дня

Познавательное развитие - беседы: «Я люблю свою семью», «Мои дедушка и бабушка», «Расскажи о братике (сестричке)»; просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка».

Речевое развитие - НОД: «Составление творческого рассказа по картине «Семья»; чтение художественной литературы: О.Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Ш. Перро «Мальчик – с пальчик», Е. Благинина «Посидим в тишине»; пословицы, поговорки о семье; пальчиковая гимнастика: «Наша семья».

Социально-коммуникативное развитие - игровые ситуации: «Поздравляем дедушку с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки»; развивающая игра «Мама, папа, я».

Художественно-эстетическое развитие - аппликация: «Бабушкины заготовки»; рисование: «Салфетка с цветами для мамы».

Игровая деятельность сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Автослесарь», «Семейный доктор».

Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня

- развивающие игры: «Мама, папа, я», «Знаю профессии», «Кому что нужно»;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья»: кукольная посуда, скалка, ситечко, ведёрко;

- солёное тесто, глина для лепки;

- природный материал: скорлупки орехов, жёлуди, засушенные листья, шишки;

- репродукции картин для рассматривания: «Опять двойка» (Ф. П. Решетников), «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья» (З. Серебряков);

- книги А. Л. Барто, К. И. Чуковского, Г. Остера, С. Михалкова для чтения детям.

Взаимодействие со специалистами

Музыкальный руководитель - слушание: «Колыбельная» (Г. Свиридов); «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); песни: «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова), «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова).

Инструктор по физической культуре - подвижные игры: «Гори, гори, ясно!», «Мышеловка», «Гуси-гуси», пальчиковая игра «Семья».

Взаимодействие с родителями и социумом - информация VK: «Высказывания о семье»; совместная художественно- творческая выставка «Семейное дерево»

Перспективное планирование на ноябрь

Тема: «Мой город. Улицы города»

Задачи:

- развивать у детей интерес к истории своего города;

- закреплять названия улиц, желание узнать, в честь которых они названы;

- формировать уважительное отношение к памятникам, достопримечательностям города;

- развивать воображение, память, творческие способности;

- воспитывать гордость за свою малую родину, желание приумножать красоту родного города.

Совместная деятельность педагогов и воспитанников в режиме дня

Познавательное развитие - НОД: «История моей страны, моего города»; ситуативный разговор «Символы нашего города».

Речевое развитие - составление рассказа по картине «Мы играем в магазин»; словесная игра «Узнай улицу»; дидактическая игра «Жилое – нежилое здание»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица».

Художественно - эстетическое развитие: - рисование: «Мой подарок городу»; аппликация: «Машины едут по улицам города»; конструирование: «Дома в новом микрорайоне».

Социально - коммуникативное развитие - НОД: «Памятные места моего города»; презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…».

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Новостройка», «Экскурсия по городу».

Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Семья», «Водитель автобуса», «Школа», «Экскурсовод»; иллюстрации, открытки о городе; раскраски городских пейзажей; цветная бумага, природный материал; кукольные домики с набором мебели; машинки (разнообразные), светофор, дорожные знаки: конструкторы: «Строитель», «Магнитный»; макет завода.

Взаимодействие со специалистами

Музыкальный руководитель: игра «Узнай, кто позвал»; этюд «Городские цветы»;

Инструктор по физической культуре: подвижная игра «Бездомный заяц», пальчиковая игра «Люблю по городу гулять»

Взаимодействие с родителями и социумом

- консультация для родителей VK: «Воспитание у детей любви к родному городу»;

- фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом»;

- концерт в ЦКиД ко дню матери (посещение семьёй).

Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017.

3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

План по самообразованию по теме: «Моя малая Родина-часть Родины большой. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края», по средствам нетрадиционной аппликации»

Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Конце...

Наглядный дидактический материал для патриотического уголка "Россия - Родина моя!", "Тыва - малая Родина моя!"

         Неотъемлемая часть становления личности ― патриотическое воспитание с малых лет. Ребенку нужно с раннего детства прививать чувство любви к Родине, гордости за ...

Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»...

конспект физкультурного занятия в доу по патриотическому воспитанию "Малая Родина"

Обучающие задачи*совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения;*совершенствовать умения и навыки выполнения основных движений;Развивающие задачи*развивать физиче...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Россия-родина моя. Малая родина»

Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину....