Виды, значение и классификация музыкальных игр для детей дошкольного возраста
материал

Мазитова Светлана Айратовна

Игра — это основная деятельность малышей дошкольного возраста. 

Музыкальная игра, по утверждению известного педагога  А.В. Кенеман, это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребёнка, эстетических и нравственных чувств.  

Для чего нужны музыкальные игры в детском саду?

развитию памяти; 

внимания; 

логического мышления; 

усидчивости; 

формированию речи, правильному произношению звуков; 

развитию координации движений; 

повышению мотивации к обучению;

формированию эстетического вкуса. 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Виды, значение и классификация музыкальных игр для детей дошкольного возраста» 

 

Игра — это основная деятельность малышей дошкольного возраста. 

Музыкальная игра, по утверждению известного педагога  А.В. Кенеман, это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребёнка, эстетических и нравственных чувств.  

Для чего нужны музыкальные игры в детском саду? 

развитию памяти; 

внимания; 

логического мышления; 

усидчивости; 

формированию речи, правильному произношению звуков; 

развитию координации движений; 

повышению мотивации к обучению;

формированию эстетического вкуса. 

Отмечают следующие виды музыкальных игр в детском саду: 

Подвижные. 

Дидактические. 

Хороводные. 

Подвижные игры  можно проводить не только на музыкальных занятиях. Их широко используют в качестве физминуток, развлекательных моментов, соревнований.  

В качестве примера: 

Выполнение движений по тексту песни.  

В качестве материала можно использовать песенки Железновой Е. С. или народные прибаутки, потешки. 

Деятельность, направленная на восприятие характера музыки.  

К этой категории относятся, например, такие игры, как «Покажи весело-грустно», «Изобрази мелодию мимикой», «Дождик — солнышко». 

Соревнования. Самой известной игрой такого рода является «Займи стульчик». Также можно предложить поиграть в «Море волнуется» под музыку (в тот момент, когда прекращает играть мелодия, участники «замирают»), «Повтори за мной» (направлена на развитие координации движений и внимания). 

Координационно – подвижные игры дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:  

• коммуникативные игры, выполняющие задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;  

• игры команды;  

• пластико-ритмо-речевой театр.  

Музыкально-дидактические игры в детском саду применяют в любых видах деятельности. Само название деятельности предполагает наличие дидактической картотеки. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: 

- песни, инструментальные произведения; 

- набор музыкальных инструментов; 

- наборы музыкальных игрушек. 

Материалы к дидактическим музыкальным играм классифицируют таким образом: 

аудиозаписи; 

музыкальные инструменты; 

музыкальные игрушки; 

печатная продукция (карточки, изображения, иллюстрации). 

Хороводные музыкальные игры проводятся с группой детей, которые идут по кругу, держась за руки и напевая слова. И сегодня хоровод вокруг елки или поздравление именинника «караваем» — не что иное, как хороводные музыкально-развивающие игры.. 

Классификация музыкальных игр 

- игры, развивающие музыкальный слух  

(звуковысотный, тембровый, диатонический, гармонический, ладовый слух) 

- игры, развивающие чувство ритма; 

- игры на развитие детского творчества 

- игры на развитие ритмического восприятия 

- игры на определение характера музыки 

- игры на определение жанра музыкального произведения 

- игры на развитие музыкальной памяти  

- игры, способствующие восприятию музыки посредством движений; 

- игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности; 

- музыкально-игровые композиции. 

Кроме того, разделить музыкальные игры можно, в зависимости от роли воспитанника в процессе деятельности, на несколько видов: 

Игры, направленные на восприятие музыки.  

В качестве примера такие игры, как  «Угадай инструмент по звуку», «Определи характер музыки», «Угадай песенку из мультфильма». Также интересны детям такие развлечения, как «Листочки шелестят», «Солнечный и дождливый день», «Звуки природы» — это осенние музыкальные игры в детском саду. Их можно адаптировать под любое другое время года. 

Самостоятельное исполнение.  

В данном случае нет необходимости профессионально воспроизводить музыкальные произведения — не многие воспитанники детского сада имеют такой талант. 

Творческие детские музыкальные игры в детском саду.  

Любая деятельность, в которой детям предлагается проявить свои таланты и способности является творческой. 

Музыкально-ритмические игры С помощью игр дети учатся: 

- двигаться ритмично 

- координировать движения 

- ориентироваться в пространстве 

- эмоционально откликаться на музыку, чувствовать ее характер 

- менять движения в соответствии с формой музыкального произведения 

- взаимодействовать с коллективом сверстников 

- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений 

     

Включая в педагогический процесс игру, педагог учит дошкольников

играть, как выражался А. С. Макаренко – «создавать хорошую игру».

Если в дошкольном детстве ребёнок успел наиграться от души, то в

будущем ему проще будет адаптироваться к ситуациям, меняя разные роли.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

(В. А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании...

Значение праздников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

 Праздники в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго. Недаром говор...

Особенности, значение, виды работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возрвста с ОВЗ...

Статья о значении последствия занятий музыкальной направленности для детей дошкольного возраста.

Статья о значении последствия занятий музыкальной направленности у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНО...

Статья "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"

Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться ...