Значение праздников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

   Праздники в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатление раннего детства самые сильные, незабываемые. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление.  Кроме того, праздник - важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного, красивого.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение праздников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2

Гава I . Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников 

1.1. Значение и роль праздника……………………………………………….….3

1.2. Подготовка и проведение праздника………………………………………..4

1.3. Анализ видов праздников и развлечений в детском саду…………….…...5

1.4. Музыка и праздник в детском саду……………………………………….  .9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

Праздники и развлечения являются частью культурно-досуговой деятельности ДОУ. Через управляемую культурно-досуговую деятельность детей возможно развить общую культуру ребенка, его творческую индивидуальность, сформировать основы его положительного отношения к окружающим, позитивную «Я-концепцию» и т. д.

   Праздники в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатление раннего детства самые сильные, незабываемые. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление.  Кроме того, праздник - важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного, красивого.

Объект нашего исследования – значение и роль праздников в детском саду.

Предмет – процесс подготовки и организации праздников в детском саду.

Цель – обобщить педагогический опыт работы по проведению и подготовке праздников в старшей группе МБДОУ «Детский сад №311» г. о Самара

Цель определила следующие задачи:

  • Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
  • Проанализировать опыт работы по подготовке и проведению праздников в старшей группе детского сада.
  •  Выявить значение праздников для развития детей;
  • Выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников;

Предполагается использовать следующие методы исследования:

  • Анализ литературы по проблеме;
  • Наблюдение за процессом проведения праздника;
  •  Беседы с педагогами;
  •  Изучение и анализ материалов видеотеки МБДОУ «Детский сад №311» г.о  Самара

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложения.

Гава I . Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников .

  1. Значение и роль праздника.

        Праздник - это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.                                                                                            Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.

       Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр.В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности - это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности - общение.

            Дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это заметно во всем: праздничная атмосфера, красота оформления помещения, хорошо подобранный репертуар, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое в коллективе, красочность выступлений детей - всё это важные факторы эстетического воспитания.Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движении.

1.2 Подготовка и проведение праздника.

     Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На празднике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

      Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий. Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца.                                     Часть репертуара - сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.

Удачное проведение праздника определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35-45 минут в старшей и подготовительной группах.                                                                                                 В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается, прежде всего, тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

      Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

1.3. Анализ видов праздников и развлечений в детском саду.

Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России, М. Б. Зацепина и Т. В. Антонова определяют такие виды детских праздников, как:

1) народные и фольклорные – Святки, Коляда, Масленица, Красная горка, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины;

2) государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;

3) международные – День матери, День защиты детей, Международный женский день;

4) православные – Рождество, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров;

5) бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу;

6) «фантазийные праздники» – Праздник мыльных пузырей, Праздник воздушных шаров, Бумажных корабликов и т. д. Н. А. Ветлугиной рекомендуется 1 мая, 8 марта, Новый год отмечать в форме праздничных утренников, а 23 февраля, День Победы – в форме тематических комплексных занятий.

Как замечает О. П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.

Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А. Н. Зимина видит в следующем:

- дать детям радость и побуждать их к активности;                                                      - дать яркие художественные музыкальные впечатления                                            - привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Организация детского праздника, как пишет Ю. И. Братчикова, включает в себя следующую предварительную работу:

1) тщательный отбор сценария и актеров;

2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;

3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;

4) проведение репетиций;

5) изготовление костюмов и декораций;

6) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов;

7) приготовление угощений.

Содержание детских праздников в старшей группе весьма разнообразно и представлено: танцами, пением, художественным словом, инсценировками стихов и сказок, постановками небольших пьес, шутками, репризами, сюрпризными моментами.

Оформление праздника включает декорации, костюмы и атрибуты для детей, музыку. Желательно, чтобы дети участвовали в подготовке оформления праздников .Каждый вид праздника имеет свои обычаи и традиции.

   Так, праздничная программа праздников на общественную тематику обычно состоит из трех частей:

1) первая часть, небольшая по времени (5 – 7 минут, включает торжественный вход нарядно одетых детей с флажками, цветами, ветками и т. д., перестроения, чтение стихотворений, исполнение 1 – 2 песен;

2) вторая часть – более продолжительная. Она состоит из коллективных и индивидуальных выступлений детей, зрелищных моментов. Дети исполняют песни, выученные на музыкальных занятиях. Особое место здесь занимают знакомые детям народные песни, игры, хороводы, танцы.

Данная часть может проходить в виде концерта, в котором чередуются разные виды деятельности, или же часть репертуара может быть объединена одной темой. В эту часть включаются инсценировки, игры, сюрпризные моменты.

3) в заключительной части внимание детей вновь привлекается к основной идее праздника. Ведущий еще раз поздравляет всех присутствующих с праздником, ребята могут хором прочитать четверостишие, посвященное празднику. Уходят дети под бодрый марш.

Новогодний сценарий традиционно состоит из трех частей:

1) первая часть – дети осматривают красочно убранную елку, читают стихи, водят хороводы;

2) вторая часть – кульминационная. Здесь появляются Дед Мороз, Снегурочка, которые продолжают вести утренник, проводят аттракционы, игры, загадывают загадки и т. д. ;

3) третья часть – завершающая. Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми. После одного – двух массовых танцев (хороводов) вокруг елки дети расходятся по группам.

Праздники, посвященные прощанию с детским садом и проводам детей в школу, отличает теплая атмосфера дружеского внимания.

Дети подготовительной группы исполняют свои любимые песни, игры, танцы, смотрят выступления ребят других групп, принимают от них поздравления, цветы, сувениры. В песнях и стихах, заключающих утренник, дети благодарят воспитателей и работников детского сада, обещают хорошо учиться в школе.

    Праздники, посвященные дню рождения детей, обычно проводятся как своеобразное семейное торжество.

  Ребенку (группе детей) посвящается небольшой концерт, вручаются подарки (самоделки, рисунки, изготовленные сверстниками. Дни рождения лучше проводить во второй половине дня.

В последние годы традицией в нашем ДОУ стало проведение совместных детско-родительских праздников.

Такой праздник, как отмечает Е. В. Огородова, может состоять из четырех частей:    

 1) первая часть – театрализованное представление, в котором свое мастерство могут показать дети, родители, воспитатели;

2) вторая часть – общее чаепитие, для которого стол накрывается в соответствии с темой праздника;

3) третья часть – игры и конкурсы для детей и взрослых. Игры могут быть подвижными и дидактического характера, с музыкальным, интеллектуальным, шуточным и другим содержанием;

4) четвертая часть – рефлексия (подведение итогов праздника).

В праздники, проводимые в начале учебного года, включается больше игр, зрелищ, так как дети еще не успели освоить более сложный репертуар.

Подчеркнем: каждый праздник (утренник, развлечение) должны опираться на продуманный сценарий и быть тщательно подготовлены. Сценарий отражает основную идею праздника, не дает ходу праздника «рассыпаться».

Сценарий должен соответствовать возрастным возможностям детей. Необходимо учитывать музыкальные и иные творческие навыки детей на конкретный период.

При работе над сценарием, как указывает М. В. Пархоменко, необходимо учитывать принципы: доступности, содержательности, занимательности, развлекательного характера, познавательности, насыщенности движением, динамичности, «сюрпризности».

Рекомендуется придерживаться правил:                                                                       - интересный сюжет;

- игра как основа праздника, либо единая игровая тема праздника;                            - чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;

- построение программы на музыкальном и речевом материале, ранее освоенном с детьми;                                                                                                                            - включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;

- соответствующая возрасту продолжительность праздника (от 20 минут для детей раннего возраста до 45 минут для старших дошкольников).

Большое внимание должно быть уделено подбору музыкального материала праздников.

Педагог (музыкальный руководитель, воспитатель, методист) продумывает тему, форму праздника, подбирает музыкальный и литературный материал. Номера для детей следует подбирать по их силам и наклонностям, дети должны получать удовольствие от участия в празднике.

Ведущий праздника – артистичный, с хорошей культурой речи. Он должен обладать навыками свободного общения с детьми и взрослыми, поскольку именно он создает положительный и доброжелательный настрой утренника.

Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений и их по возможности художественное исполнение. Следует помнить, что многообразие ярких впечатлений может вызвать у детей заторможенность или, напротив, излишнюю подвижность. Во всех непредвиденных случаях ведущий должен проявлять выдержку и находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

Хорошей традицией являются «проводы праздника». В музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр и инсценировок.

Развлечения – один из видов культурно-досуговой деятельности ДОУ.

Развлечения – красочные моменты, развивающие творческую активность, обогащающие детей впечатлениями. Кроме того, дети в развлечениях могут проявлять самостоятельность, приобрести уверенность в своих силах, развивать коммуникативные способности, личностные качества и т. д.

Развлечения классифицируют, в зависимости от активности детей, на три вида. Это развлечения, в которых дети:

1) только зрители и слушатели;

2) участвуют самостоятельно;

3) участвуют совместно со взрослыми.

При организации развлечений первого вида дети привлекаются к оформлению группы, зала, изготовлению пригласительных билетов, атрибутов. В развлечениях, где дети только зрители и слушатели, положительный эмоциональный настрой передается им в процессе восприятия.

Во втором виде развлечений дети сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, участвуют в различных играх. Этот вид развлечений помогает педагогу найти занятие для каждого ребенка.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий – смешанный вид развлечений позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками. К этому виду развлечений привлекаются и родители.

По содержательной направленности различают развлечения:

1) театрализованные (кукольный, теневой, пальчиковый театр и др.);

2) познавательные (викторины, Клуб веселых и находчивых и т. п.);

3) спортивные (подвижные игры, эстафеты, аттракционы, соревнования);

4) музыкально-литературные концерты;

5) шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты.

Остановимся подробнее на последнем виде развлечений.

Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях.

Фокусы, с которыми связано нечто загадочное, всегда вызывают у детей живой интерес.

Сюрпризы – неожиданные и веселые моменты, вызывающие у детей множество положительных эмоций.

После проведения праздников и развлечений чрезвычайно важно закрепить впечатления и знания, полученные детьми. Впечатления от праздника и развлечения могут быть запечатлены в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.

1.4. Музыка и праздник в детском саду.

Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия, оно создает у детей соответствующее настроение: торжественно-приподнятое, спокойное, веселое. Вначале необходимо создать общий подъем чувств, довести до сознания детей основную идею праздника. С этой целью в первой части утренника подбираются торжественные марши, праздничные песни, могут звучать песни и в исполнении взрослых.

По ходу действия музыкальное сопровождение праздника различно и зависит от содержания очередного выступления. Звуки бодрого марша настраивают детей на праздничное шествие. Задорный характер плясовой мелодии или спокойная лиричная песня вызывают соответствующий эмоциональный отклик.

Музыка углубляет художественные образы поэтического текста, вызывая у детей чувство сопереживания содержанию песни.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.

Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющими в подборе музыки. Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые зимние игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой («Здравствуй, зимушка-зима!»); теплые, погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну»); купание в реке, прогулки в лесу напоминают о лете («Здравствуй, лето!»); наконец, яркие, разноцветные листья деревьев — об осени («Осень золотая»). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.

Ведущее место на утренниках занимают различные виды музыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танцы, играют в музыкальные игры, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах небольшим ансамблем. В сценарий утренника часто включаются музыкально-драматические сценки, дети могут показать придуманные ими танцы, пляски.

Музыкальная деятельность детей 5-6 лет занимает на утренниках основное место.. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Вывод

  • Праздники в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго.
  • Недаром говорят, что впечатление раннего детства самые сильные, незабываемые. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление.
  • Кроме того, праздник - важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного, красиво.
  • Праздник - это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными.
  • Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
  • Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
  • Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
  • В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр.

Значение утренника как одного из средств эстетического воспитания определяется не только воздействием музыки, а также сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.

Таким образом, праздники и развлечения – интегрированные, эстетико-социальные явления, значимые мероприятия в жизни детского сада. Задача педагогов ДОУ – сделать детский праздник и развлечение незабываемым, оставить яркий след в душе воспитанников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб.-метод. пос.Ч.2:Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П.-М.:ВЛАДОС, 2000.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М, 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

4. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов/Зимина А.Н.-М.:Гном-Пресс,1998.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-метод. пос./Колодницкий Г.А.-М.:Гном-Пресс,2000.

6. Коренева Татьяна Фёдоровна Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.-

7. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. — М, 1981.

8. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. — М., 1983.

9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции.- М.:Линка-Пресс,2000.

10. Петрова В. Музыкальные упражнения //Дошк. воспитание. — 2001. — №4.

11. Русский фольклор: Хрестоматия исследований для высших учеб. зав./Сост. Т.В.Зуева, Б.П. Кирдан.-М.: Флинта, Наука,1998.-

12. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 2002.

13. Ходаковская Зинаида Васильевна. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.

14.   Ходаковская Зинаида Васильевна. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.

15. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М, 1983.

16. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции.- М.:Линка-Пресс,2000.

17. Ходаковская Зинаида Васильевна. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА 2016-2017 уч.год.

МЕСЯЦ

ФОРМА РАБОТЫ

ТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ

СЕНТЯБРЬ

Праздник, посвя-щенный Дню знаний

Здравствуй, детский сад!

Игровой досуг

«Путешествие на сказочном поезде»

ОКТЯБРЬ

Осенний праздник

развлечение

«Осень ходит у ворот»

«Напевы осени» (концерт)

НОЯБРЬ

День здоровья

«В стране веселых игр» (музыкально-спортивное развлечение)

ДЕКАБРЬ

Новогодние утренники

ЯНВАРЬ

День здоровья

«Здоровье дарит Айболит»

ФЕВРАЛЬ

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества

«Я буду как папа»

МАРТ

Утренники, посвященные 8 Марта

«Чудесный праздник – мамин день»

АПРЕЛЬ

Праздник юмора

«Смех собирает друзей»

МАЙ

Тематический досуг

«Праздник мыльных пузырей»

ИЮНЬ

Праздник, посвященный Дню защиты детей

Музыкально-спортивный досуг

Сегодня праздник у ребят

«Чебурашка и Гена в гостях у ребят»

ИЮЛЬ

Музыкально-литературный досуг. День любви, семьи и верности.

Спортивно-оздоровительный праздник

«Волшебная ромашка»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

АВГУСТ

Календарный праздник

Спортивное развлечение

«Яблочный Спас»

«Мой веселый, звонкий мяч»

ПРИЛОЖЕНИЕ2

               ПРАЗДНИК ОСЕНИ в старшей группе.

                  «Осень ходит у ворот»             

 Сценарий

Дети готовы к празднику. Вдруг на двери спускается паук, в лапах кленовый листок.

Воспитатель: 
- Ребята, посмотрите, по-моему для нас с вами уже начинаются приключения, чудеса. 
Паучок, разрешите нам пройти на праздник. Мы торопимся в гости к осени.(паук подпрыгивает)
Воспитатель: -Что? Ты нас не хочешь пропустить? Странно. А что же ты хочешь? Чтобы мы прочитали, что написано на листочке? Хорошо!
(читаем, паук исчезает).
Воспитатель: (читает) 
–Дорогие ребята, на праздник к вам прийти не могу. Нечистая сила заколдовала меня. Если вы дружные и смелые, находчивые и весёлые, то отправляйтесь-ка в сказку. А дорогу вам покажут разноцветные листочки. Очень вас жду. Осень. 
( дети с воспитателем проходят в зал.)

1 ребенок Пролетают паутинки
С паучками в серединке
И высоко от земли 
Пролетают журавли
Всё летит, должно быть это
Пролетает наше лето.
2 ребенок На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землёй 
Ах, осень, опять ты в врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой.
3 ребенок Приносишь с собой ты печальную скрипку
Чтоб грустный мотив над полями звучал 
Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой
И всех приглашаем в наш праздничный зал.
4 ребенок А где же Осень, не поймём,
Что ж к нам она не входит? 
Наверное с дождём вдвоём
Всё красоту наводит.
5 ребенок Хотелось ей позолотить
Берёзы, липы, клёны. 
Чтоб ничего не пропустить
Закрасить цвет зелёный. 
Воспитатель: 
Деревья все осенним днем
Красивые такие!
Давайте песенку споем
Про листья золотые.

Песня «Листопад» сл. Е. Авдиенко. муз. Т.Попатенко.

Воспитатель: -Ну что, ребята, пойдём выручать Осень из беды?
Тогда в путь. (идём круг по залу и садимся .)
Вбегает Баба Яга.
Баба Яга: -Прибыли , касатики! Заждалась я вас! (злобно смеётся)
Воспитатель: -Да ты нас не пугай!.
Баба Яга : -Профессия у меня такая, пугать да спрашивать всех! От такой работёнки и одичать недолго. Хоть бы развеселили меня . Глядишь  добрее бы стала.
Воспитатель:
- Если хочешь , мы тебя развеселим, только сначала и ты нам помоги.
Баба Яга: - Я? Вам? Сроду я никому не помогала. А вдруг вы меня обманите?
Выполнит сначала моё условие, позабавьте меня, старушку, повеселите Ягусю.
Воспитатель: 
-Согласны, ребята? Только делай, Баба Яга, всё вместе с нами.
Танец «Кукарача» 
Баба Яга :-Ух ты , ёлочки-сосёночки! Понравился мне ваш танец. 
Ух, позабавили вы меня на славу, только ещё чего-то для полного счастья не хватает!
Воспитатель:
Баба-Яга, а наши ребята красивые стихи знают и могут тебе их прочитать, хочешь? 
Баба Яга: Конечно я люблю стихи!

Наступила осень, пожелтел наш сад.
Листья на берёзе, золотом горят. 
Не слыхать весёлых, песен соловья,
Улетели птицы в дальние края.

Ярко солнышко сияет 
Ветер тучку догоняет
Тучка, тучка уплывай
Солнце ты не закрывай.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах 
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

Закружился листьев
Пёстрый хоровод 
Заблестел на лужах
Первый, тонкий лёд.

Дождик прыгал
Быстро так, быстро так. 
Длинноногие дождинки
Кап да кап, как да кап.

Воспитатель: 
- Выполнили мы твоё условие. Теперь мы можем рассчитывать на твою помощь?
Баба Яга.- Можете, пока я добрая.
Воспитатель: 
- Ищем мы с ребятами Осень, чтобы пригласить её на праздник. 
Не ты ли её у себя прячешь?
Баба Яга: -Я? Нет! Мне и без неё забот хватает. Подскажу, где может она находиться. 
Уж больно вы мне понравились, касатики. У Лешего она, не любит он Осень.
Поэтому превратил её в пень и держит этот пень у себя в чаще.
А больше я знать ничего не знаю.
Воспитатель: 
- Ну, что, ребята, пойдём к Лешему?
Баба Яга: 
- А его ,окаянного, не боитесь?
Дети: 
- Нет!
Баба Яга: -Ну, храбрецы! Что же , ступайте, ежели так. Не забывайте Ягусеньку!
Воспитатель:
- Спасибо тебе, Баба Яга за помощь. А теперь нам пора.
(дети идут по залу звучит музыка леса, подходят к стульям, садятся. )
- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в лесу. Как тут красиво! Но мне кажется, здесь всё так таинственно. Это заставляет насторожиться. 
Леший:- Кто это тишину моего леса нарушил. Кто меня, хозяина леса потревожил?
Дети здороваются.
Воспитатель: 
- Это мы, ребята-дошколята из детского сада. А к вам пришли с просьбой.
Леший :- Вот я так и знал, просто так ко мне никто не приходит. Всем от меня что-то надо.А потом ещё обижаются, что Леший- злой , да угрюмый. Выкладывайте, зачем пожаловали?
Воспитатель: За Осенью мы пришли. Её праздник наступил, а ты её у себя держишь.
Неужели тебе не жалко такую красоту?
Леший: -Потому и прячу, что уж больно красивая она, её все любят, ею восхищаются,
к себе приглашают. А я? Кто обо мне вспоминает?
Не повеселить меня, ни загадки мои разгадать не хочет.
Воспитатель: 
- Мы с ребятами и повеселим, и загадки твои отгадаем. Правда, ребята?
А сейчас послушай Леший наши ребята тебе стихи приготовили!
Листья клёнов пожелтели,
Огороды опустели, 
В балках лужи разлились,
Птицы в стаи собрались!
Говорит скворец соседу-
Улетаем в эту среду 
Далеко на юг летим,
Замерзать тут не хотим!

Что же скворушка, лети!
Осторожен будь в пути! 
От друзей не отставай,
Край родной не забывай!
Буду рад, коль снова летом,
Будешь ты моим соседом!

Воспитатель: За окошком дождик,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки.
Сейчас ребята споют свою любимую песенку.
Песня "Дождик" .
Воспитатель: А мы с ребятами любим загадки разгадывать, правда ребята?

Леший: Отгадаете, отдам вам Осень, нет-
Осень останется у меня.

1. Летают, кружаться
На нас ложаться
С земли не встают
И тут пропадут. (листья)

2. Стоит лепёшка на одной ножке
Кто мимо пройдёт, всяк поклониться. (гриб)

3. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. ( арбуз)

4. На солнце я похожий , и солнце я люблю
За солнцем поворачиваю я голову свою .(подсолнух.)

5. Под кустом копнешь немножко -
Выглянет на свет... (Картошка.)

6. Разве в огороде пусто,
Если там растет... (Капуста.)

7. За ботву, как за веревку,
Можно вытащить... (Морковку.)

8. Не пугайтесь, если вдруг
Слезы лить заставит... (Лук.)

9. На грядке растут молодцы -
Зеленые... (Огурцы.)

Леший: Все загадки вы отгадали, за это хвалю!
Воспитатель: - А Осень нам отдашь, как обещал?
Леший: -Жаль мне с такой красотой расставаться,
Да отдавать придётся. Я своему слову хозяин. 
Воспитатель: Да не грусти ты, Леший, ты лучше оставайся на нашем празднике. 
И вовсе ты не злой и угрюмый, ты даже очень нам понравился. Правда, ребята?
Леший: -За добрые слова-спасибо, и за приглашение тоже спасибо. Только не покину я свой лес, не порядок будет.Нельзя в лесу без хозяина .А вы отправляйтесь. Осень вас уже заждалась, расколдовал я её. А вам дарю за вашу смелость и доброту эти осенние листочки.
Воспитатель:
- Спасибо тебе, Леший. До свиданья!
- Ну что, ребята, давайте поиграем с этими красивыми, осенними листочками.
Подвижная игра с листочками «Найди пару».
(Входит Осень


Осень: - Как я рада вам, ребята! За вашу дружбу и находчивость , за доброту и смекалку, я дарю вам самый красивый праздник.
Воспитатель: Мы рады , что ты пришла к нам на праздник, милая Осень. Ведь мы готовились встречес тобой. И для тебя красавица Осень споём песню.
Песня «Ах какая, Осень»
(после песни дети садятся)
Воспитатель: Милая Осень, наши ребята приготовили для тебя стихи
Закружилась в небе осень,
Над полями, пашнями, 
Ярко—сказочной жар-птицей
Солнце разукрасило.
В лес далёкий полетела,
Осветила озеро,
И вода в нём заблестела
Перламутром розовым.
И роняла птица перья
Над поляной светлою,
На деревьях засверкали
Листья самоцветные.

У небесного причала
Осень лето повстречала. 
Осень с чемоданами,
Набитыми туманами,
С мелким ситом для дождей,
И с зонтами для людей.
А у лета, а у лета
Ни корзин, ни сумок нету –
Все осталось на лугах,
На веселых берегах.

Осень: Спасибо, милые ребята! Я вас хвалю, вы молодцы.
Воспитатель: Дорогая Осень, ты каждый год даришь нам богатый урожай овощей и фруктов. Мы его с удовольствием собираем. И сейчас наши ребята покажут как они умеют различать фрукты и овощи

Игра: «Собери урожай» 

Осень: -А теперь пора плясать , себя в танце показать.

Русская народная игра «Солнышко»
Дети встают вокруг «Солнышка» и поют:
Солнышко-ведрышко, Взявшись за руки, дети идут по кругу.
Выглянь-ка в окошко, «Солнышко» кружится в центре.
Посвети немножко! 
Солнце заиграло, Останавливаются и показывают «фонарики».
Деточкам сказало: «Солнышко» выполняет «пружинку».
— А играйте в поле, Слова «солнышка».
Прыгайте на воле.
Дети и «Солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные — на двух ногах, на одной ножке, поскоки и др.). Ведущий громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».

Осень: 
- И танцевать вы мастера. Но расставаться нам пора. Хорошо мне на празднике, ребята.Но пришла пора прощаться. Ждут меня дела, засиделась я у Лешего взаперти.
Воспитатель : Золотая, волшебница осень,
Подожди, подожди, уходить
Ну, пожалуйста, мы тебя просим,
Подожди, не спеши, сказку нашу посмотри

СЦЕНКА «РЕПКА».

Дед Данила: — Ах, я старый разоспался, репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу, чуть-чуть. Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.
Поеду на базар через лес, репку продам, куплю «мерседес». 
Ведущая: — Вот тянуть Данила стал, да не тут-то было,Ну нету просто силы.
Нужно помощи искать, бабку Дусю стал он звать                                                            Дед Данила: — Евдокия, подойди! Тянуть репку помоги! (Тянут.) 
От старухи толку мало. Внучка, где ты? Тьфу, пропала!
Бабка: — Эй, Людмила, подойди, тянуть репку помоги! (Выходит внучка.)
Внучка: — Не дадут уж поиграть. (Тянут втроем.) Может, Жучку нам позвать?
Трое: — Жучка, Жученька, сюда!
Жучка: — Что случилось-то?
Трое: — Беда! Трое машут руками                                                                                        Жучка-ладно ладно помогу. 
Баба: — Может, кошку поискать? Кошка Мурка,помоги репку к нам тянуть иди, тянуть репку помоги!
Кошка: — Да мне некогда сейчас, у меня вокала час,
Занимаюсь я, пою. Мяу, мяу, мяу, мю!
Все машут руками, — ладно, ладно помогу. 
Ведущая: — впятером тянуть уж стали, да не тут-то было.
Видимо, засела репка в землю крепко, очень крепко!
Внучка: — Может, бросить, наплевать?
Дед: — Что добру-то пропадать 
Бабка: — Вот Данила, старый дед, до утра ведь не уйдет!
Кошка: — Вижу мышку у окошка. Ты меня не бойся, крошка!
Поскорее к нам беги, репку дергать помоги!                                                                  Мышка: — Велика ль у Мышки сила? Репку в жизни не тащила. 
Ведущая:--Тянут, вытянули.
Дед Данила: — Вот и сказочке конец. Ай, да мышка, молодец!
Бабка: — Так уж исстари ведется — без труда ничего не дается!
Внучка: — Пусть у мышки сил не ворох, но мал золотник, да дорог.
Мышка: — Просто, что одному не под силу – легко всему коллективу!
Кошка: — Как все вместе налегли, вышла репа из земли!
Жучка: — Чистым весом в сорок пуд! Не пропал, знать, мышкин труд! 

Осень: Спасибо вам, мои друзья,
Ещё побуду с вами я.
Побуду и на память вам
Яблок вкусных я вам дам.
(Осень раздаёт детям яблоки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение мелкой моторики во всестороннем развитии детей дошкольного возраста

Данный материал полезен своим практическим опытом т.к. все методы успешно опробованы педагогами на практике и дают отличный результат....

Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.

Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

Значение конструктивной деятельности, задачи, методы и приемы конструктивной деятельности....

Значение словесных игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач интеллектуального развития детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два, неразрывно связанных между собой, психических процесса формируются и развиваютс...

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста....

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста

Сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвласт...