План самообразования
методическая разработка (подготовительная группа)

Головачёва Екатерина Викторовна
План самообразования на 2023-2024 г. по теме «Развитие творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план самообразования77.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

 "Сильным, опытным становится педагог,

 который умеет анализировать свой труд..."

 

                 В.А.Сухомлинский

Маршрут профессионального и личностного

совершенствования педагога

Головачёва Екатерина Викторовна

2023-2024 уч.г.

«Развитие творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования»

Моя цель: Создать условия повышение своего теоретического и практического  уровня, профессионального мастерства и компетентности по развитию творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования.

2.  Разработать перспективный план работы с детьми.

3.  Подготовить и провести диагностику уровня развития творческих способностей у детей подготовительного к школе возраста (в начале и в конце учебного года).

4.  Организовать специально-организованную работу с дошкольниками по развитию творческих способностей через нетрадиционные формы рисования.

5.Подготовить и провести консультации, мастер-классы, открытые НОД, сообщения для педагогов на педсовете и др. по теме самообразования.

6. Провести работу с родителями в форме консультаций, предоставлений информации в уголок для родителей и др. форм работы по заявленной теме самообразования.

7. Обогатить и пополнить предметно-пространственную развивающую среду (ППРС) в группе центр «Творчества и искусства»:

-различный материал для нетрадиционного рисования;

-папка репродукций картин знаменитых художников;

-коллекция журналов о знаменитых художниках;

 -составить картотеку игр на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.;

-подготовить папку с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения;

-записи музыкальных произведений для использования на занятиях по художественному творчеству.

Маршрут  по самообразованию

Сроки

Форма работы

Практические выходы (доклады, рефераты, открытые просмотры, выставки работ и др.)

1

Сентябрь

Изучение литературы и интернет - ресурсы

- перспективное планирование;

- консультации и буклеты для воспитателей;

- консультации, буклеты, памятки для родителей;

- папки - передвижки;

2

Октябрь

Взаимодействие с детьми

(мониторинг в начале года)

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Мониторинг исследования: «Развитие творческих способностей у детей 6-7 лет» по методике Комарова Т.С.

Цель исследования: выявить уровень развития творческих способностей у детей 6-7 лет.

Беседа, показ презентации:

«Виды искусства»

Цель: Познакомить детей с разными видами искусства и их художниками: портрет, натюрморт, пейзаж.

Дидактическая игра:

  «Удивительная ладонь»

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Круглый стол

Беседа - диалог:  «Рисуя - играем»

Цель: показать родителям значение совместных творческих игр в семье для творческого развития ребенка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; изучить игры на развитие творческого воображения.

Пополнить центр творчества и искусства разнообразным материалом, для детского творчества: ватные палочки, поролон, пёрышки, нитки разной толщины, свечи, трафареты, коктейльные трубочки, зубные щётки, расчёски и т.д.

3

Ноябрь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение.

«Сказка о лесном художнике»

Цель: Познакомить детей с известным художником пейзажистом И. Шишкин.  Рассмотреть  известные картины Шишкина. Учить видеть красоту природы в искусстве и в живой природе. История лабораторий: «Что было вначале, что потом и чем закончилась сказка?»

Дидактическая игра:

«Радуга»

Цель: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Продуктивная деятельность

Рисование «Золотая осень».

Цель: Сформировать умение у детей рисовать в технике тычок жёсткой полусухой кистью. Учить видеть красоту природы во всех её красках.

Продуктивная деятельность

Рисование «Ветка рябины».

Цель: Закрепить умения детей рисовать пальцем. Учить рисовать красивую ветку рябины.

Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать?».

Цель: Выяснить, какие созданы условия для развития творческих способностей в домашних условиях. 

педагогического просвещения по данной теме.

Мини - музей.  Организация выставки журналов «Сказки о знаменитых художниках».

4

Декабрь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение русских народных сказок:

«Сказка о волне и художнике»

Цель: Познакомить детей с творчеством  известного художника мариниста -  И. Айвазовский.  Рассмотреть  известные картины И. Айвазовского. Учить видеть красоту природы в искусстве и в живой природе. История лабораторий: «Какие новые слова узнали?»

Дидактические игры:

  «Подводный мир»

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

 Продуктивная деятельность

«Мы рисуем море»

Цель: Познакомить детей  рисования моря нетрадиционным способом  с использованием метода сторителлинга «по мокрому» листу. Развивать образное восприятие цвета, разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. Способствовать формированию чувства единения с природой средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки;

Продуктивная деятельность

Рисование «Морские обитатели».

 Цель: Формировать умение детей технике рисования «по мокрому листу». Развивать воображение, фантазию,  мышление, речь,  находить сходство и различия у разных рыб (цвет, форма, размер). Воспитывать у детей стремление к достижению результата, воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря.

«Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель: Осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Создание опорных схем рисования, техники пальце графии, для самостоятельного изучения

5

Январь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение авторских и зарубежных сказок

«Сказка о сказочнике»

Цель: Познакомить детей с искусством и творчеством художника В. М. Васнецова. История лабораторий: «Какие эмоции испытали, когда слушали эту сказку?».

Дидактическая игра

«Разноцветное домино»

Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Продуктивная деятельность

Фотогалерея: «Зимний пейзаж»

Цель: Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - «набрызг», развивать у детей творческие способности.

Выставка детско-родительских рисунков «Зимушка - зима».

Цель: Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях. Развитие творческие способности детей и родителей на тему «Зимушка». 

Пополнить папку репродукций картин знаменитых художников

6

Февраль

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Показ презентации

«Художники-портретисты»

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров.

Дидактическая игра

«Камушки на берегу»

Цель игры: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Продуктивная деятельность

 «Портрет папы»

Цель: Развитие изобразительных способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования. Учить детей отражать в рисунке особенности фигуры и лица папы, используя нетрадиционную технику рисования (пальчиками и печатать ладошками).

Продуктивная деятельность

«Цветы для феи»

Цель: Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – граттаж. Формировать умение детей изображать цветы в технике «граттаж» на основе собственных представлений. Совершенствовать умение определять изобразительные техники и их инструментарий.

Выставка детских рисунков «Это может ваш ребенок».

Подготовить картотеку игр на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, невербальное общение

7

Март

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Дидактическая игра:

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»

Цель игры: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Продуктивная деятельность

«Пришла весна»

Цель:  Выполнить композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции и работе в технике: «Рисования по стеклу».

Продуктивная деятельность

«Ёж проснулся»

Цель: Продолжить знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Показать, как можно рисовать необычным способом – вилкой. Учить работать аккуратно. Развивать воображение, образное мышление.

Дидактическая игра:

  «Перевертыши»

Цель игры: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей в домашних условиях».

Цель: осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Пополнить центр «Творчества и искусства» д/играми на развитие мелкой моторики: «Шнуровка», «Бусы», «Угадай что спрятано» и т.д.

8

Апрель

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Продуктивная деятельность

«Космос»

Цель:  Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью песка. Развивать наглядно-образное мышление и воображение дошкольников.

Продуктивная деятельность

«Какого цвета весна».

Цель: Закрепить умение детей рисовать техникой  «монотипия» - обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К.Саврасова  «Грачи прилетели».

Итоговый мониторинг: «Развитие творческих способностей у детей 6-7 лет» по методике Комарова Т.С.

Цель исследования: выявить уровень развития творческих способностей у детей 6-7 лет.

Мастер- класс: «Нетрадиционные техники рисования».

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Развить интерес к изобразительной деятельности, способствовать творческой активности.

Оформить в группе Выставку Детских работ (за весь уч. год) «Чему мы научились».

9

Май

Взаимодействие с родителями

Отчет о проделанной работе для педагогов на пед совете.

Творческий конкурс рисунков (для родителей и детей) «Прощай Детский сад, здравствуй школа!».

Цель: развитие творческой активности у родителей и любовь к художественному искусству, способность использовать разные виды нетрадиционных техник рисования в одном сюжете.

Презентация: «Наши достижения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...