Доклад по опытно - экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты (старшая группа)

Росянова Ирина Ивановна

Введение

              Поисковая активность детей, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

  Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

        В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Актуальность

        На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

        Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

    Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи,  призванные восполнить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_organizatsiya_opytno-eksper.deyat_.docx64.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГККП «Ясли-сад № 96 города Павлодара-Центр гармонического развития «Радуга» отдела образования города Павлодара, акимата города Павлодара.

Доклад

Тема: Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Росянова И.И.


Введение

              Поисковая активность детей, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

  Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

        В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Актуальность

        На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

        Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

    Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи,  призванные восполнить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.

Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд  задач:

  1 Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

развитие у детей представления о химических свойствах веществ; выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);

развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);

развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);        

2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3 .Развитие у детей познавательных способностей:

мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

способов познания путем сенсорного анализа.

4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

      развитие коммуникативной деятельности;

      совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

      развитие элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий.

5. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

    Свою работу по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:

1. Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2.  Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности         взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3.Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач        развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных          повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-        дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

5. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

6. Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип  креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать   и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных  задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Сущность, эффективность и новизна экспериментирования.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции,  модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

        Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

        Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

        В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.).

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

        Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».

         В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

       Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.  Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

         Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

 Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

       В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей шестого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

       В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

        Мной  была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Л.Н. Прохорова, Т.А. Балакшина, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева и пр.

        Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

        Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

        В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разработала перспективный план работы с детьми  и родителями по опытно – экспериментальной  деятельности для старшей группы, который могут использовать другие педагоги в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

         Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  

        Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В нашей работе мы опирались на основные принципы и методы в педагогике.

         План разработан на основе следующих программ: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова; «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир; «Неизведанное рядом» В.В. Щетинина, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой.

Технологичность

      Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

        Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал,  представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам  разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

Результативность

        В начале проведения опыта работы мною  были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно-развивающую среду.
  • Пополнить научно-методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

        Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно-экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический    материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу. Обучение детей рассчитано на 1 год, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей. Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

        Совместная экспериментальная деятельность проводится в форме кружковой работы один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20-25 минут. Также ведется дополнительная индивидуальная работа с  детьми, которые  проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

        Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

        Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

        Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность. Сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется. Проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны  и носят пробный характер.

Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

        Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

        Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослыми.

Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

 Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

         Первоначально свою работу по теме я начала в 2015 году, а углубленно начала заниматься этой темой в 2016 году. Свою работу я начала с мониторинга, целью которого стало изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Провела диагностику, используя  методику   Прохоровой  Л.Н. «Выбор деятельности».         Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам  диагностики только 12% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

        Познавательный интерес неустойчивый;

        Не всегда дети видят проблему;

        Малоактивны в выдвижении идей;

  • Стремление к самостоятельности не выражено;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.
  • Недостаточно развита речь детей.

Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети  испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

В своей работе я придерживаюсь следующих требований к содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности:

1. У детей должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями.

2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.

3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей; они должны воспринимать эти представления как потенциально допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире. Воспитанники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.

4. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

Из перечисленных условий два (второе и третье) примерно соответствуют известным дидактическим требованиям доступности обучения и перехода от «близкого к далекому», от «известного - к неизвестному» (Я.А.Каменский). В то же время первое и четвертое требования — их можно кратко обозначить как неудовлетворенность имеющимися знаниями и требование эвристичности новых знаний — выходят за пределы традиционных дидактических принципов и связаны с поисковым характером обучения.

Требования к воспитательно-образовательному  процессу:

1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.

5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций - так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Свою работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строю по двум взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);  

- все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1.        Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2.        Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3.        Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную           деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный момент (почему так?);

• ситуация выбора.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В центре имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.    

Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек» и другие.

Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?») развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

 В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Возможны следующие сочетания:  чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты;

    Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

     Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В подготовительной группе особое внимание  я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к.  дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры

    Опытно-экспериментальная  деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности: опытно-экспериментальная  деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка).

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

                       Формы работы по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста.

 Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, кружковая работа, проектная деятельность, исследовательские лаборатории, досуги и праздники  с привлечением родителей.

Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

- специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (ОД);

- совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении ОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности - закрепляли   полученные ранее представления.

Предлагаю  остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Блок организованного обучения в форме ОД.

Программа кружка детского экспериментирования  предполагает перспективное планирование мероприятий 1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Во время мероприятия проводится 3-4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д.

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

  Важнейшим условием при проведении ОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала  им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала  детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

 В процессе работы я  поощряла  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала   из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я  по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь   результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

 После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети

самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

   Особенностями изучаемого явления,

   Наличием свободного времени,

   Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

   Если дети устали, эксперимент  прекращаем  заранее задуманного срока, если    же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

   

                             Совместная деятельность взрослого с детьми

 Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-экспериментальных  навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры-эксперименты, игры-опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

         

                          Самостоятельная деятельность детей

    Планирование этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группах  организованы «Детские  лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:        

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Например, после ознакомления со  свойствами  воды, чтения рассказа «Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу мы  решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети? (Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность).

- Проблемная ситуация.

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли  скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

- «Чудесная коробка» с  предметами.

- Совместное начинание.

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

                                      Методы и приемы  работы 

  В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

     Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я  использовала наблюдения разного вида:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

 за изменением и преобразованием объектов.

-  Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов).                    

-  Практические  методы. Большое значение придавалось ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные методы:

-  Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.

-Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

-При проведении мероприятий используются отдельные приемы мнемотехники -мнемотаблицы и коллажи.

  В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Деятельность по экспериментированию для детей стала открытием, они  их ждут ее с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе мероприятий, дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

    Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания  о связях, свойствах, качествах природных объектов  явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.

      Коллектив детского сада и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не допонимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об  организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны  и проведены  родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.

 В результате проведенной работы родители:

-  научились организовывать элементарные эксперименты;

- оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;

- повысили уровень педагогических знаний.

Заключение

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной  деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой (методика «Маленький исследователь» Л.Н.Прохорова). Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

 Дети научились  фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение: розовый кружок – нравится, синий - не очень. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх  «Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.

Количественные данные  позволяют  проследить эффективность  работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Подводя итог экспериментальной работы в конце обучения (2014-2015 уч. г.), я отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении по разделу «Организация опытно-экспериментальной деятельности  детей  старшего дошкольного возраста», используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов, слайдов, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, я получила хороший результат.

Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов;

совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной  активности старших дошкольников  в процессе экспериментирования дома.

В заключении хочу отметить, что положительные результаты по итогам мониторинга свидетельствуют об эффективности организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

               

 

               

Тематическое планирование

по  программе

«Лаборатория Знайки»

месяц

№ занятия

Тема

Интеграция образовательных областей

Развернутое содержание

Сентябрь

1

Песок, глина – наши помощники

«Коммуникация» «Познание»  

«Безопасность»

Закрепить свойства песка и глины; правила безопасности при пользовании сыпучих и мелких материалов.

2

Песчаный конус

«Коммуникация» «Социализация» «Здоровье»

Помочь определить свойства песка. Закрепить культурно-гигиенические навыки после игр с песком

3

Путешествие-игра

Приключение Буратино

«Коммуникация» «Познание» «Чтение художественной литературы»

Закрепить знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент

4

Волшебная бумага

«Познание» «Художественное творчество»

Формировать умение обследовать предметы и явления с различных сторон, выявить зависимости; развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.

Октябрь

1

У воды нет запаха

«Коммуникация» «Познание»     «Чтение художественной литературы»

Закрепить представление о том, что чистая вода не имеет запаха; стимулировать желание помочь герою сказки

2

С водой и без воды

«Социализация» «Познание» «Художественное творчество»

Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

3

Что выделяют растения

«Познание» «Коммуникация»

Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений

4

Нужен ли корешкам воздух

«Социализация» «Познание»     «Безопасность»

Помочь выявить причину потребности растений в рыхлении; доказать, что растение дышит корешками.

Ноябрь

1

Этот удивительный воздух

«Коммуникация» «Познание»

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

2

Парусные гонки

«Социализация» «Художественное творчество»

Помочь детей видеть возможности преобразования предметов; участвовать в коллективном преобразовании

3

Вдох - выдох

«Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация»

Расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения в зависимости от его температуры; о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

4

Поможем воде стать чистой

«Познание» «Коммуникация» «Безопасность»

Создать условия для выявления и проверки способов очистки воды; закреплять в речи детей слова: фильтр, водоворот, воронка, авария.

Декабрь

1

Земля – наша кормилица

«Познание» «Художественное творчество»  «Чтение художественной литературы»

Формировать у детей знания о плодотворном слое почвы, познакомить с составом почвы

2

Земля  дает жизнь

«Коммуникация» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы»

Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле.

3

Чем дышит растение

«Познание» «Социализация» «Художественное творчество»

Помочь детям определить, что все части растения участвуют в дыхании. Развивать умение схематично изображать проделанные действия

4

Почему вянут цветы

«Коммуникация» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы»

Помочь детям установить  зависимость роста растений от температуры и поступающей влаги. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения

Январь

1

Как действуют магниты на предметы

«Познание» «Коммуникация» «Безопасность»

Расширять логический и естественно- научный опыт детей, связанный с выявлением свойств материалов: липкость, способность прилипать.

2

Испытание магнита

«Коммуникация»           «Познание»

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3

Беседа

Сильная газета

«Коммуникация» «Социализация» «Художественное творчество»

Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление; воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

4

Этот  загадочный мир бумаги

«Коммуникация» «Познание»

Познакомить с разными видами бумаги (оберточная, чертежная и др.). Формировать умение сравнивать  качественные характеристики и свойства бумаги.

Февраль

1

Мир ткани

«Познание» «Социализация» «Безопасность»

Формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обуславливает способ его употребления.

2

Кукольное ателье

«Чтение художественной литературы» «Социализация» «Коммуникация»

Закрепить знания о разных видах тканей. Помочь устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года

3

Дружба красок

«Коммуникация» «Познание»

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета; развивать мыслительную активность; умение делать выводы на основе наблюдения; аккуратность в работе, чувство цвета

4

Легкая пластмасса

«Познание» «Коммуникация»

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая).

Март

1

Как достать скрепку из воды не замочив рук

«Познание» «Социализация» «Коммуникация»

Помочь определить, какими свойствами обладают магниты в воде и воздухе.

2

Разные «полюса» магнита

«Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация»

Раскрыть понятие «полюсов» магнита, помочь определить какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

3

Путешествие в мир стеклянных вещей

«Безопасность» «Коммуникация» «Познание»

Познакомить со стеклянной посудой и процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность детей; вызвать интерес к предметам рукотворного мира.

4

Меня зовут стеклянщик

«Познание» «Социализация» «Безопасность»

Познакомить с производством фарфора; научить  сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать стеклянные и фарфоровые предметы.

Апрель

1

Опыты

Термометр

«Коммуникация» «Познание»

Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности; закреплять навыки работы с бумагой, клеем.

2

Пластмасса металл

«Познание» «Коммуникация»

Сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых материалов. Учить делать выводы на основе опытов.

3

Как поднять единицу

«Социализация»

 «Познание»

Познакомить со свойствами зеркала (делить целое на две равные части). Познакомить с понятием «оптика».

4

Магнетизм

«Познание» «Коммуникация» «Безопасность»

Познакомить детей с понятием «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут снять магнетичность; показать способ изготовление самодельных компасов.

Май

1

Разные отражения

«Познание» «Коммуникация» «Социализация»

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.

2

Удивительные плоды

«Художественное творчество» «Познание» «Коммуникация»

Закрепить навыки работы с бумагой клеем; формировать умение доводить работу до конца, развивать фантазию

3

Праздник

«Байки Водяного»

«Художественное творчество» «Музыка» «Коммуникация» «Социализация» «Познание»

Помочь детям проявить смекалку, фантазию при выполнении заданий. Учить детей сопереживать своим товарищам. Воспитывать чувство удовлетворения за свой успех, свои знания.

Конспект

образовательной деятельности

Тема: «Волшебные свойства магнита»

Возрастная группа: старшая

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

«Познание»: познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.

«Социализация»: актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

«Коммуникация»: воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материал: рукавица с магнитом внутри, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами, стаканы с водой.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите в глаза друг другу. А теперь посмотрите в мои глаза, а я посмотрю в ваши. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями.

Стук в дверь.

- Ребята, посмотрите, что это?

- Посылка.

- Давайте узнаем от кого она. (Воспитатель крутит посылку, читает)

- Посылка от дедушки Зная. А дедушка Знай у нас такой выдумщик. На посылке загадка. Чтобы  открыть посылку, нужно  отгадать загадку:

Хватаю в крепкие объятья

Металлических я братьев. (Магнит)

Воспитатель открывает посылку.

- Ребята, тут для нас письмо: «Здравствуйте, ребята! Посылаю вам из своей лаборатории различные предметы и рукавицу, но она не простая, а волшебная. А в чем ее волшебство, вы должны определить сами».

- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)

Опыт №1 «Волшебная рукавица»

- Давайте попробуем надеть рукавицу и будем доставать предметы из посылки.

- Что происходит с предметами? (металлические предметы при разжимании не падают, другие падают. Рукавица перестает быть волшебной).

- Почему так происходит? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

- Что может находиться в рукавице?

(Дать детям рассмотреть рукавицу, в ней находится магнит).

 - Да, в нашей рукавице действительно находится магнит.  Дедушка Знай не зря загадал нам загадку про магнит. А еще он  прислал для вас магниты.  

(Дети садятся за столы, где будут экспериментировать с магнитами).

 - Возьмите в руки магнит. Пощупайте его, постучите магнитом. Какой магнит на ощупь?

(Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный).

У меня в руке магнит

Много секретов в себе он хранит.

Важное дело эксперимент

В нём интересен каждый момент.

Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.

- А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны. Как это сделать? (выслушать предположения детей)

- Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит?

ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.

ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Опыт №2 «Полюса магнита»

- Посмотрите какой разноцветный магнит прислал нам дедушка Знай. (воспитатель достает из посылки магнит окрашенный двумя цветами: синим и красным).

- Как окрашен магнит?

- Что обозначают цвета? (обозначают полюса магнита: синий - северный, красный - южный).

- Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними?

(Магниты отталкиваются).

- А теперь приложите красным и синим концами. Что происходит?

(Магниты притягиваются).

(Воспитатель подводит детей к выводу, что разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются).

- Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы и кнопки – все перемешалось в шкатулке.

- Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)

Опыт №4

Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детали, а пластмассовые останется. Показывают, как это надо сделать.

Опыт №5

Раздается звонок  телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы»

Видео звонок:

- Здравствуйте, дорогие ребята! У меня беда!  Любимый пруд, в котором я живу, уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне очистить пруд. Только одно условие. Нельзя  вылавливать рыбок.

- Ну, что - поможем черепахе Тортилле и  обитателям пруда? Как мы можем ей помочь, чтобы нам не потревожить жителей пруда и достать весь мусор?  (выслушать предположения детей)

- Только удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

По очереди дети очищают водоем от мусора.

Из аквариума дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор.

- Какой мусор мы доставали? А почему только металлический?

- Потому что магнит притягивает только металлический предмет.

 - Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

Опыт №6

- Ребята, магнит не только замечательный помощник, он еще и чудесный художник. Вы согласны?

- Он  умеет «рисовать»!

- Как вы думаете, как?

- Ребята, посмотрите, какой формы у меня магнит? (круглый)

- Сколько  кругов?  Какие круги?

- Что можно из них построить? (дети собирают неваляшку)

ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на построенную неваляшку.

ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.

- А что же еще умеет делать магнит?

Опыт №7

- Посмотрите, что лежит у нас на столе? (скрепки)

- Из чего сделаны скрепки? Давайте проверим, притягиваются они или не притягиваются?

- Я беру магнит, а вы будете подносить к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подносите вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась.

ВЫВОД: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

- Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка.

- Как достать скрепку, не замочив рук?

Опыт № 8: Поднести магнит к стакану.

- Что произошло?

ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.

Итог.

- Ребята, вам понравились быть учёными и проводить опыты?

- Что нового вы узнали о свойствах магнита?  

- Кому бы вы хотели рассказать о работе с магнитом?

- Ребята,  дедушка Знай оставляет вам в подарок эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнавать, какие предметы может притягивать магнит. Спасибо!

                                                 

                                                       Конспект

образовательной деятельности

Тема: «Бумага и её свойства»

Возрастная группа: старшая.

Программное содержание:

 Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

(Книга)

Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга?

(Из бумаги)

Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино?

(Из полена, дерева)

Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками?

Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?

(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага не прозрачная.

ОПЫТ № 2.

- Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку), а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

- Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

- Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

- У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. (Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся).

- Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага легко рвётся.

Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги?

(Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)

- А сейчас Старичок-Лесовичок предлагает вам немного отдохнуть:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу.

(сопровождается показом картинок)

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-нибудь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих картинках найдите предмет, сделанный из того же материала.

Стакан – стеклянный;

Ложка – металлическая;

Салфетка – бумажная;

Дощечка – деревянная.

Подведение итогов:

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Какими свойствами обладает бумага?

(Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная,)

Воспитатель отмечает работу детей, раздаёт им призы.

Старичок-Лесовичок угощает всех детей сладкими подарками

и прощается с детьми.

Конспект

образовательной деятельности

Тема: «Этот удивительный воздух»

Возрастная группа: старшая.

Цель: Обобщить знания детей о свойствах воздуха.

Задачи: Расширять представления детей о понятии воздух, о способах его обнаружения. Формировать представление о роли воздуха. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха. Развивать способность детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать. Побуждать желание детей узнать больше о воздухе, вызвать интерес в проведении опытов. Дать представление об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о его чистоте.

Словарная работа: Фильтр.

Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Знакомство с некоторыми свойствами воздуха в экспериментальной деятельности. Наблюдение на прогулке за выходом из заводских труб, частных домов, из выхлопных труб автомобилей, при сжигании мусора, проведение опытов с воздухом дома с родителями.

Оборудование: Весы (аптечные), воздушные шары, стеклянная кастрюля с водой, стакан, кусочек сахара, три свечи, банки (0,5; 1л), мыльные пузыри, альбомный лист, цветной мыльный раствор, фломастеры, палочки для рисования, блюдце, салфетки, чашка с водой.

Ход мероприятия:

Дети входят в группу.

В руках у детей фигурки человечков (девочка, мальчик)

Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Кто работает в лаборатории?

Дети: Ученые.

Воспитатель: Представьте себе, что вы тоже «ученые». Подумайте, что вы будете делать в лаборатории?

Дети: Прикрепляют фигурку на фланелеграф и говорят, что они будут делать.

(проводить опыты, делать выводы, наблюдать, думать, рассуждать, слушать ответы товарищей и т. д.)

Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Как, вы, думаете, чем мы будем заниматься в лаборатории?

Дети: В лаборатории будем проводить опыты, узнаем что-то новое.

Воспитатель: А вот, что мы будем исследовать сегодня, попробуйте догадаться, послушав загадку:

Он прозрачный - невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Кто мне покажет воздух? Я его не вижу. А вы его видите? Ты видишь, а ты видишь?

Ответы детей.

Вывод: воздух невидимый.

Воспитатель: давайте возьмем воздух в руки. Как это сделать?

Дети: Он везде, он невидим, и взять его в руки нельзя.

Воспитатель: Зачем нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Как вы это делаете? Закройте  плотно рот, а нос зажать пальцами.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Без воздуха можно задохнуться.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети: Всем кто живет на планете.

Дети проходят к столам. Работа по карточкам.

Д/и « Кому нужен воздух?»

Задание: Возьмите фломастер, на карточках обведите кружком объекты живой природы.

Проверка задания: дети обмениваются карточками.

Воспитатель: Мы не смогли поймать руками воздух, а как вы думаете, воздух имеет вес?

На обе чаши весов положили сдутые шары. Затем один из шаров надули и положили на весы. Чаша с надутым шариком перевешивает.

Дети делают вывод: воздух имеет вес.

Воспитатель: Как вы думаете, если шар с воздухом мы положим на воду, что произойдет с шаром?

Дети: Шар будет плавать.

Воспитатель: Я предлагаю провести еще опыт со стеклянными пузырьками. Возьмите два пузырька. Как вы думаете, что в пузырьках?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Один из пузырьков закройте пробкой и оба пузырька опустите в баночку с водой. Что произошло?

Дети: Из открытого пузырька вышел воздух, а в закрытом пузырьке воздух остался, и он плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух легче воды.

Воспитатель: Где можно использовать это свойство?

Дети: В резиновых лодках, спасательных кругах, кораблях.

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать одну историю.

Петя с Сережей пили чай.

- Можешь ли ты опустить кусочек сахара на дно кастрюли наполненной водой так, чтобы он остался сухим? Спросил Петя. Сережа задумался.

-Ты задал очень трудную задачу. По-моему, ее нельзя решить.

Воспитатель: Как вы думаете можно решить эту задачу?

Воспитатель: На небольшую крышечку кладу кусочек сахара и опускаю крышку на поверхность воды. Крышка плавает. Беру стакан и накрываю им крышку с сахаром. Медленно опускаю стакан до дна кастрюли. Так же медленно поднимаю стакан. Смотрим, сахар остался сухой.

Воспитатель: Почему перевернутый стакан не наполнился водой, и сахар не намочился?

Дети делают вывод: воздух выталкивает воду из стакана

Воспитатель:  А сейчас я зажгу свечи. Одну свечку накроем стаканом, другую – банкой, а третью оставим открытой.

Свеча, накрытая стаканом, потухает первой, затем свеча, накрытая банкой, а открытая свеча продолжает гореть.

Вывод: Для горения нужен воздух.

Воспитатель: Вы хотели бы поиграть? Берите пузырьки с мыльным раствором и будем пускать мыльные пузыри.

Воспитатель: Как вы думаете, что нам помогло играть с мыльными пузырями?

Дети: Воздух.

Практическая работа.

Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью воздуха и мыльных пузырей порисовать. На что похожи рисунки?

Дети: на праздничный фейерверк, воздушные шары, цветочную поляну. Воспитатель: Ребята посмотрите, а у меня рисунок получился не радостный. Как вы думаете, что произошло с воздухом?

Дети: Воздух загрязнился.

Воспитатель: Когда воздух загрязняется?

Дети: Когда топятся печи, дымят заводы и выхлопные трубы машин, когда сжигают мусор.

Воспитатель: Посмотрите ребята, как это происходит.

Воспитатель поджигает свечу и над пламенем держит блюдце, затем показывает образовавшуюся копоть на блюдце.

Воспитатель: такая же грязь вместе с дымом попадает в воздух, а потом и в наши легкие. Грязный воздух это плохо. Что нужно сделать, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым?

Дети: Надо сажать деревья, не сжигать мусор, устанавливать фильтры.

Словарная работа: Фильтр – это очистительное сооружение, которое должно устанавливаться на всех заводах.

Итог:

- Что мы узнали о воздухе?

- О каких опытах, вы бы хотели рассказать дома?

- Кому понравилось работать в нашей лаборатории подойдите к веселому солнышку, а кому не понравилось, подойдите к грустному солнышку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по опытно-экспериментальной деятельности.

Элементарные опыты для детей младшего дошкольного возраста, из опыта работы....

Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...

Доклад на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»                           ...

Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. При...

Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взро...

Доклад на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями...