Конспект НОД по познавательной деятельности " Волшебник по имени сахар"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Вильмова Ольга Александровна

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи:

1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.

2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.

       3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое и наоборот, о применении этого свойства в пищевой промышленности.

4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnik_po_imeni_sahar.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебник по имени Сахар"

Воспитатель : Вильмова О.А

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи:

1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.

2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.

       3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое и наоборот, о применении этого свойства в пищевой промышленности.

4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Оборудование:

баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелки, лупы.

У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша

Ход совместной деятельности:

Доброе утро! я вам говорю,

доброе утро! я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

слушать внимательно, ума набираться!

Скажите, вы хотите стать исследователями?

Тогда, я приглашаю вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:

- без разрешения ничего не трогать;

- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;

- а вы хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?

Перед вами лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки.

Какие мешочки на ощупь?

Как вы думаете, что там может быть?

- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там.

-Это сахар.

Кто-нибудь из вас знает, из чего получают сахар?

О сахаре говорят : «В поле родился, в котле варился, в воде растворился».

Почему же так говорят о сахаре?

Из чего получают сахар?

Как он попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем. Итак, наше путешествие начинается.

Презентация «Откуда к нам приходит сахар

Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно весной ее семена посадить в землю.

Затем появятся всходы, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке.

Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же очищают клубни от листьев.

Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы.

На заводе ее моют несколько раз, режут на мелкие кусочки (мелкую стружку) и варят в больших чанах с добавлением воды. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара.

Этот сахар отбеливают и получается белый сахар, который мы видим у себя на столе.

- Сегодня мы исследуем некоторые свойства сахара. Для проведения опытов нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они готовы к работе.

- Перед вами стоят пустые тарелочки, насыпьте в них немного сахара.

Легко ли сахар насыпается?

Если он легко сыпется, то можно сказать, что он … сыпучий.

- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета?

На что похожи крупинки сахара?

Имеет ли сахар запах?

Какой он на вкус?

- Представьте себе такую ситуацию: мешок с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром?

- Давайте проверим это в нашей лаборатории.

ОпытСахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.

Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте.

Что произошло с сахаром?

Вода изменила свой цвет?

А попробуйте воду на вкус. Какой она стала?

Изменил сахар вкус воды?

Вода стала сладкой.

- Я сейчас давайте немного отдохнем, я буду вам называть блюда, в которые кладут сахар и те, в которые не кладут. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете в ладоши, не кладут – топаете ногами.

.Варенье, чай, борщ, компот, кисель мармелад, шоколад, винегрет, булочка, пирожок.

- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть?

Опыт :

- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, ложку с сахаром и буду его нагревать. Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром?

- Обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас?

Что с ним произошло? (можно постучать ложкой по застывшему сахару)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: при нагревании сахар их твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот.

Физкультминутка.

Дождь

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. (бег по кругу)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (соединить руки над головой)

Опыт

Добавление в сахарный сироп сока лимона. Так получаются леденцы. Они насыщаются витамином С, содержащимся в лимоне и приобретают лечебные свойства.

- Что вам напоминает такой твердый сахар?

- А хочется вам попробовать лизнуть?

Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы, но прежде чем угостить вас, я хотела бы спросить: что вам понравилось сегодня больше всего?

С какими свойствами сахара мы с вами познакомились?

А сейчас ребята мы проведем еще один интересный

опыт.

«Радуга в стакане»

- Для проведения этого опыта нам понадобится : 3 стакана с водой и 1 пустой стакан, сахар, краски и шприцы. В первый стакан мы насыпаем 4 столовую ложку сахара. Получается сильно сладкий сироп. Во второй стакан – 2 столовые ложки сахара. Менее сладкая вода. В третий стакан мы сахар не добавляем. Воду в стаканах мы окрашиваем красками, каждую в разные цвета. При помощи шприца аккуратно в пустой стакан вливаем воду из первого стакана с 4 ложками сахара. Затем также аккуратно шприцом вливаем воду из второго стакана. И последний слой – вода без сахара. Проходит опыт.

Воспитатель подводит детей к выводу.

- Что же произошло?

Вывод: количество сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.

Воспитатель стимулирует детей к самоанализу занятия.

- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Узнали ли вы, что-нибудь, что вас удивило, что вы не знали раньше? Как вы считаете, что у вас сегодня получилось? С какими трудностями вы столкнулись?

Дети активно обсуждают, анализируют и оценивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по познавательной деятельности «Красящие вещества фруктов»

Экспериментальная деятельность на занятии по познавательной деятельности с детьми второй младшей группы....

Конспект занятия по познавательной деятельности.

Очень интересно проходят занятия с детьми по познавательной деятельности....

Конспект занятия по познавательной деятельности

Беседа с детьми о вредной и полезной еде...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Тайна моего имени»

Формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфор...

Конспект НОД По познавательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием современных информационных технологий (через использование разных видов деятельности)

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.Задачи: Обучающие:-Формировать у детей исследовательские  навыки  и способность самостоят...