Главные вкладки

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Тайна моего имени»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Кривошеева Елена Николаевна

    Формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_tayna_moego_imeni.docx58.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кривошеева Елена Николаевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

    Методическая разработка

    интегрированной организованной образовательной деятельности

     «Тайна моего имени»

    Автор-составитель:

    педагог-психолог,

    Кривошеева Елена Николаевна

    Моршанск

    Конспект организованной образовательной деятельности

    Цель: формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта

    Задачи: 

    Образовательные:

    • познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
    • способствовать  гармонизации осознания ребенком своего имени;
    • познакомить с историей возникновения имен;
    • пополнить знания детей о народных традиция, праздниках (именинах)

    Развивающие:

    • развивать познавательный интерес к своему имени; 
    • развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
    • развивать творческие способности и воображение  в процессе игрового общения

    Воспитательные:

    • прививать моральные, эстетические и духовные ценности, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность;
    • прививать любовь к своему имени и к имени окружающих;
    • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

    Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование и интерактивные средства; аудиозаписи «Звуки леса» и «Звуки моря»; списки толкований наиболее распространенных имен мальчиков и девочек; мяч; альбомы; цветные карандаши; клубочек; ленты;  кукла-перчатка Сократ

    Ход организованной образовательной деятельности

    “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

    когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

    Без этого он засушенный цветок”.

    В.А.Сухомлинский

    Звучит музыка /Дети входят в зал/

    1. Орг. момент  

    Педагог-психолог

    - «Придумано кем – то
    Просто и мудро -
    При встрече здороваться!
    - Доброе утро!
    - Доброе утро
    Солнцу и птицам!
    - Доброе утро!
    Приветливым лицам!
    И каждый становится 
    Добрым, доверчивым!
    Доброе утро длится до вечера!»

    Педагог-психолог

    - Здравствуйте, ребята! Посмотрите,  к нам в гости пришел Сократ.

    Сократ - это древнегреческое имя, которое означает «сохраняющий власть». Мальчик с серьезным именем Сократ растет забиякой и сорванцом. Но всегда отстаивает справедливость, заступается  за обиженных.

    Педагог-психолог

    - Ребята, послушайте загадку. Как вы думаете, о чем она?

    «…Нас не было – оно было,

    Нас не будет – оно будет;

    Никто ни у кого его не видел,

    А у каждого оно есть:          

    И у мамы есть, и у папы есть,

    И у дочки есть, и у внучки есть.

    Чтобы его узнать, надо вслух сказать…»

     Что это?

    (Дети: Имя)

    Педагог-психолог

    -Как вы думаете, как появились имена?

    -Это произошло случайно? (Ответы детей)

    -Из книжек мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

    - Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

    - А если я спрошу: “Настя, тебе здесь нравится?”

    - Верно, Настя сразу поймёт, что нам важно именно ее мнение.

    - Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)

    Педагог-психолог

    -  А теперь садитесь удобнее, я и Сократ расскажем вам интересную историю: В далекие времена люди, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена – клички. «Зоркий глаз», «Храбрец», «Доброе сердце», «Быстроногий олень», «Весельчак», «Следопыт». Как вы думаете, почему они давали такие имена? /ответы детей/

    Педагог-психолог

    - Правильно, называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен был подтверждать в течение всей жизни. - По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали задолго до рождения ребенка. И назвать мальчика или девочку могли теперь в честь деда или бабушки.

    1. Основная часть

    Игровое задание 1. «Чтение стихотворения»  /Сидя за столами/

    Педагог-психолог

    - Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя.
    - Интересно, что означают ваши имена? Знаете ли вы, когда ваши именины? /Ответы детей/

    -  А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение об одном имени:

    «Дарья»

    Девочку назвали Дарья.

      Дедушка просил об этом,

                                                  Бабушка того хотела.

                                                  Молодая мать сияла:

    - Дайте Дашеньку скорее!

    Молодой отец сердился,

           Целый день ходил не в духе:

    - Дарья! Что это за имя?

    Дарья – это дар природы,

                                                 Теща зятя устыжала.

       Потихоньку зять сдавался,

         Сам улыбку в фикус прятал,

      Потому что тесть заметил,

    Что у Даши нос папаши.

    - Но часто родители, выбирая имя, стараются, чтобы оно было красивым и говорило о том, каким они бы хотели бы видеть ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то означает.

    Педагог-психолог

    «Имена, имена, имена –
    В нашей жизни звучат не случайно:
    Как загадочна эта страна –
    Так и имя – загадка и тайна»

    Педагог-психолог

    - Имена были всегда, смешные и серьезные, жутковатые и такие, произнося которые язык сломать можно. Имена давались, например:

    • По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая) 
    • По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок) 
    • По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой) 
    • По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка)
    • По событиям (Вилена, Электростанция, Гэсса)

    - Традиций, связанных с присвоением имени ребенку, столько, сколько народов и времен.

    - Имя. Самое лучшее имя для желанного сына или дочки – оно должно было содержать напутствие к жизненному пути, должно было быть ласкающим или жестким, дарить здоровье и мудрость.

    - Вот и ваши имена тоже что-то означают:

    Антон (древнеримское имя Антоний), т.е. «вступающий в бой».

    Как правило, это очаровательный ребенок. Обаятелен, располагает к себе людей. Характером обычно похож на мать, но крепко держится отца. Очень работоспособен. Трудолюбив.

    Даниил (древнееврейское), означает «Божий суд».

    Спокойный и улыбчивый ребенок. Даниилы похожи на мать, отзывчивы, добры, но с хитринкой. Любят играть в футбол, увлекаются борьбой.

    Евгений (древнегреческое), означает «благородный»

    Поражает всех своей смекалкой. Большой фантазер. Трудолюбив, дружит со многими, его уважают за доброту и щедрость.

    Анастасия (древнегреческое), означает «воскресение» (возвращенная к жизни).  Девочка с таким именем красивая, умная, нежная. Ее все любят, она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Очень мечтательна, любит детские сказки, у нее хорошо развито воображение.

    Дарья (древнеперсидское), означает «сильная, побеждающая».

    Смышленая и несколько импульсивная, не любит одиночества, любительница шумных, веселых игр.

    Мария (древнееврейское), означает «горькая», «любимая», «упрямая».

    Добрая, нежная, спокойная девочка. Ее просто обидеть, тем не менее, в ней достаточно твердости и достоинства, чтобы постоять за себя. Она бывает своенравна, любит делать то, что ей нравится.

    Игровое задание 2.  «Игра «Имя растет» /с клубочком/

    Педагог-психолог

    - Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (например, Юля, Женя). Это неполное имя. Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя тоже подрастет и станет полным (например, Юлия, Евгений).

    - Сейчас, передавая друг другу клубочек, вы будете называть свое неполное  имя и полное. /Дети выполняют задание/

    - А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени-отчеству. Вспомните, как зовут ваших пап. У нас, на нашей родине, то есть Отечестве, принято к своему имени добавлять имя папы, отца. Раз отец – значит отчество – отечество. Имя папы дополняется частичкой («-овна»), («-евна»), («-ович»), («-евич»).

    - Вот так: если папу зовут Николай, то ребенок получает отчество Николаевна или Николаевич.

    - А какое у вас будет полное имя-отчество?

    Игровое задание 3. «Игра «Цветок – имя»

    Педагог-психолог

    - А сейчас мы все вместе отправимся на чудесную полянку. Чтобы лучше представить ее себе, закройте глаза. Почувствуйте запахи летнего дня. А теперь попробуйте представить себе цветок, который вы бы могли назвать своим именем. Какой он? Нарисуйте его. /Дети рисуют сидя за столами/

    Игровое задание 4. «Игра «Имя шепчут волны»

    Педагог-психолог

    - А теперь я хочу вас пригласить на берег моря. Закройте глаза. Представьте, что вы сидите на теплом песке, на который набегают теплые волны. Сделайте глубокий вдох (через нос), затем выдох (через рот). Откройте глаза. Волны хотят заговорить с вами, волны шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать сначала про себя, как зовут вас волны. Произнесите по очереди это имя вслух.

    Игровое задание 5. «Рисунок «Ромашка с именем»

    Педагог-психолог

    - Вы хорошо потрудились сегодня, узнали много нового о своих именах, все это пригодится вам. А теперь на ромашке с большими лепестками  нарисуйте свои пожелания друг другу и подпишите свое имя.

    3. Заключительная часть

    - Подведение итогов занятия

    - Рефлексия  - Что делали на занятии? Что понравилось на занятии? Что вызвало затруднение? Что интересного для себя узнали?

    Технологическая карта

    организованной образовательной деятельности

    Этап

    Задачи этапа

    Деятельность педагога

    Деятель-ность детей

    Методы, формы, приемы, виды деятельности

    Психологи-ческий настрой

    Создание атмосферы психологической безопасности, доброжелательнос-ти, эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

    Приветствие, установление зрительного контакта, педагог-психолог предлагает детям подарить гостям улыбки,

    чтение стихотворения

    Слушание

    Стимулирование, мотивация

    Вводно-организационный

    Формальная готовность к предстоящей деятельности, Привлечение направленного

    внимания.

    Внутренняя мотивация на деятельность.

    Педагог-психолог обращает внимание на куклу Сократа, и поясняет значение его имени

    Загадывает загадку об имени

    Дети слушают, отгадывают загадку, отвечают на вопросы, смотрят, что написано на слайде

    Наглядный.

    Сюрпризный момент

    Игротерапия

    Мотиваци-онно побудительный

    Формировать  представления о предстоящей деятельности, её задачах.

    Педагог-психолог ставит перед детьми  проблему организован-ной образователь-ной деятельности

    Осознают и принимают поставлен-ную задачу

    Постановка проблемной ситуации в виде загадки

    Постановка проблемных вопросов

    Актуализа-

    ция

    Развитие уже имеющихся знаний.

    Создание  ситуаций, в которых возникает необходимость в получении новых представлений.

    Чтение стихотворения

    Слушают, обсуждают,

    участвуют в диалоге, высказывают своё мнение,  основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенный материал, отвечают на вопросы.

    Выражают желание узнать больше про имена

    Активизация мыслительной деятельности. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения материала.

    Игровое задание «Имя растет»

    Способствовать  гармонизации осознания ребенком своего имени

    Педагог-психолог предлагает детям  назвать свое неполное и полное имя; свое имя-отчество

    Стоя в кругу, передают друг другу клубочек, наматывая нитку на пальчик и называя свои имена

    Проявление любознательнос-ти и активности.

    Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым

    Игровое задание «Цветок – имя»

    Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса

    Педагог-психолог предлагает отправиться на полянку, и представить свое имя в виде цветка, затем нарисовать его

    Садятся за столы и выполняют задание, затем обсуждают рисунки, отвечают на вопросы педагога-психолога

    Мотивирование детской деятельности

    Рассматривание

    Обсуждение

    Арттерапия

    Игровое задание «Имя шепчут волны »

    Выявление личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания

    Педагог-психолог предлагает детям расслабиться, послушать шум моря, волн.

    Услышать свое имя, которое шепчут волны, и произнести его

    Дети слушают музыку и выполняют задание

    Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

    Релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники) 

    Музыкотерапия

    Рисунок «Ромашка с именем»

    Осознание своего эмоционального состояния и умение выразить свое настроение словами и цветом

    Педагог-психолог предлагает нарисовать пожелания на лепестках ромашки и написать свои имена

    Выполняют практичес-кую работу. Взаимодей-

    ствуют с другими детьми и педагогом-психологом

    Мотивирование детской деятельности

    Рассматривание

    Активация положительных эмоций

    Заключительный

    Рефлексия

    Подвести итоги организованной образовательной деятельности, обобщить полученный детьми  опыт

    Педагог-психолог задаёт вопросы и даёт возможность дошкольникам самим подвести итог организован-ной образователь-ной деятельности, рассказать о проделанной работе и аргументиро-вать свои высказывания.

    Анализирует индивидуаль-ные шаги каждого ребенка.

    Радуются, что узнали много нового об истории имени, участвуют в обсуждении.

    Аргументируют свои высказыва-ния.

    Самооценка собственной и коллектив-ной деятельнос-ти, осмысление достижений

    Сократ  благодарит всех детей и предлагает угощение

    Методический комментарий

    Пояснительная записка

    Место проведения: музыкальный зал

    Время проведения: 09.00-09.30

    Количество детей: 12

     

    Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

    В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

    Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.

    Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

    Духовно-нравственное развитие ребенка происходит через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, социуму. 

    Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

    Занятие по нравственно-духовному развитию дошкольников 6-7 лет строилось с учётом возрастных особенностей детей. Большое внимание уделялось моральным, эстетическим и духовным ценностям, которые формировали положительную, нравственную и развитую личность.

     Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру.

    Игры помогают снять напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое.

    Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах деятельности: коммуникативной, продуктивной.

           При организации совместной деятельности педагога-психолога и дошкольников использовался принцип интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).

    Организованная образовательная деятельность проходит в игровой свободной форме. Дети находятся за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.

    Занятие строится на следующих принципах: содействие становлению нравственного компонента личности ребенка; формирование представлений о нравственных ценностях, качествах; адекватное эмоциональное отношение.

    Структура занятия:

    Вводная часть – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

    Основная часть - на нее приходится основная нагрузка всего занятия:

    - постановка проблемы (побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленные вопросы, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание);

    - этюды;

    - динамические паузы (для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми);

    -  педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка;

    - поддержка самопознания;

    - упражнения;

    - беседы;

    - игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы;

    - сопровождение занятия презентацией.

    Заключительная часть - закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация и др.)

    Создание высокого эмоционального тонуса в процессе организованной образовательной деятельности — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

    Организованная образовательная деятельность разработана в соответствии с ФГОС ДО и примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/ Авторы: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева/

    Моя задача, как педагога, психолога – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об окружающем мире, извлекая из этого нужную и полезную информацию: положительное отношение к миру; способность оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;  адекватно проявлять свои чувства  во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

    Создаваемый на занятиях по духовно-нравственному развитию благоприятный эмоциональный фон, использование различных методов и приемов в немалой степени позволяют правильно формировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры у ребенка-дошкольника.

    Цель: формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта

    Задачи: 

    Образовательные:

    • познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
    • способствовать  гармонизации осознания ребенком своего имени;
    • познакомить с историей возникновения имен;
    • пополнить знания детей о народных традиция, праздниках (именинах)

    Развивающие:

    • развивать познавательный интерес к своему имени; 
    • развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
    • развивать творческие способности и воображение  в процессе игрового общения

    Воспитательные:

    • прививать моральные, эстетические и духовные ценности, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность;
    • прививать любовь к своему имени и к имени окружающих;
    • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

    Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование и интерактивные средства; аудиозаписи «Звуки леса» и «Звуки моря»; списки толкований наиболее распространенных имен мальчиков и девочек; мяч; альбомы; цветные карандаши; клубочек; ленты;  кукла-перчатка Сократ

    Литература

    1. Вартаньян Э.А., Занимательно об именах.- М.: Просвещение, 2009.
    2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.,2012.
    3. Горбаневский М.В., В мире имен и названий.- М.: Знание, 2007.
    4. Детский сад и семья. /Под редакцией Репиной Т. А. – М.; Педагогика 2007.
    5. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 2008.
    6. Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003
    7. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В.. Пословицы, поговорки, загадки – М.: Современник, 2009.
    8. Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах. – СПб, Азбука, 2010.
    9. Интернет-ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+ развитие речи в младшей группе

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+ развитие речи...

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности проведения открытых просмотров «Использование современных образовательных технологий в рамках преемственности основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образ

    Программное содержание.Цель: развивать познавательный интерес, исследовать плавучесть предметов, объяснить, почему легкие предметы держатся на поверхности воды, а тяжелые тонут.Познакомить детей со св...