Конспект организованной образовательной деятельности "Тайна воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Габдрахимова Инга Яновна

Конспект занятии по познавательному развитию окружающий мир для детей старшей группы "Тайна воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Отдел образования» муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

«Тайна воздуха»

                                                          Воспитатель: Габдрахимова    

                       Инга Яновна

с. Верхнеяркеево, 2022

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить со свойствами объектов неживой природы (воздух);

- формировать знания о нетрадиционной технике рисования воздухом –

 кляксография;

-  обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, лаборатория, ученые, вес, бесцветный, прозрачный, без запаха, невидимый, кляксография.

Развивающие:

-  развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развивать умение соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента;

- развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;

- развивать связную речь;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;

- воспитывать помогать друг другу.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

 - художественно-эстетическое.

Материалы и оборудование

Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, острые палочки, трубочки, пластмассовые стаканчики, надутые шары, кусочки фольги, баночки с плотными крышками с запахом апельсина и лука, цветная акварельная жидкость (синяя и белая), бумага А4 формат, ватные палочки, влажные салфетки, фартуки.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, у вашего порога детского сада я нашла письмо, но почему-то оно без обратного адреса. Хотите узнать от кого оно? Давайте откроем его и узнаем. Посмотрите, листок с загадкой, прислали нам её наши друзья - Фиксики. Кто - такие Фиксики?

 Это семья маленьких человечков, живущих внутри техники и исправляющих её поломки. Внутри письма загадка:

 Через нос проходит в грудь,

 А потом в обратный путь.

 Он невидимый, но всё же

 Без него мы жить не можем.

 Дети: - Воздух.

 Воспитатель: Ребята, поможем нашим друзьям разгадать тайну воздуха?

 В помощь нам Фиксики нарисовали схему, где зашифровали в виде символов, что мы с вами должны исследовать.

 Так давайте сегодня поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. А кто-нибудь знает: «Кто такие учёные?»

 Учёные работают в помещении, где много разных приборов, а как это помещение называется? Лаборатория.

 Воспитатель: Отправляемся в нашу лабораторию для проведения опытов.

 Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Как вы думаете, какие это правила? (соблюдать тишину, работать тихо, аккуратно, внимательно)

 Сегодня мы будем говорить о воздухе.

 А где находится воздух? И зачем он нам нужен. (Ответы детей).

 Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в помещении, в любом свободном пространстве. Это можно проверить.

 Дыхательная гимнастика «Водолазы»

 Воспитатель: Вдохните побольше воздуха, зажмите нос пальцами. Достаточно.

 Выдохните. Трудно без воздуха, значит, с помощью воздуха мы дышим.

 Воздух нам нужен? А кому ещё нужен воздух?

 (животным, растениям, насекомым и всему живому на Земле).

 Что ж начинаем наши эксперименты. А что такое эксперимент? Это то, что мы должны исследовать и получить ответ.

 Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

 Воспитатель: - Ребята, а вы можете мне сказать: «Какой воздух?». (Ответы.)

 Хорошо тогда, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.

 Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

 Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Действительно он изменил форму, стал полон воздуха. Попробуем сдавить пакет. Почему не получается? Там находится воздух. Он заполнил свободное пространство в пакете.

 Мы можем его увидеть? Нет. Воздух имеет цвет? Он прозрачный.

 Воздух заполнил всё пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится.

 Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?

 Давайте проверим. Острой палочкой осторожно проколем пакет, поднесём к лицу и нажмём руками. Что чувствуете! Струю воздуха, выходящую из пакета. Внутри находился воздух.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, не имеет цвета, не имеет форму.

 Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Как увидеть воздух?»

 Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет и выпустили его. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

 Воспитатель: - А давайте проверим! Возьмём и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

 Что происходит с водой?

 Дети: Выходят пузырьки.

 Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода (ответы).

 Воспитатель: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: Вы любите сюрпризы? Фиксики приготовили для вас музыкальный сюрприз.  Отойдем от нашей лаборатории. Встаем в полукруг.

Физминутка «Фиксики»

 -А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

 Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

 Воспитатель: У меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух? Что мы услышали? Из шара вышел воздух, и, задевая за стенки шарика, он издавал звук- писк.

 А теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на неё так, чтобы получился звук.

 Что происходит? Мы выдыхаем струю воздуха, поэтому возникает звук.

 А ещё, что нам помогает услышать звук воздуха в природе? Это ветер,

 он колеблет воздух и получается звук (свист, вой).

 Ветер – это колебание воздуха.

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух.

 Воспитатель: Как вы думаете, а можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»

 Воспитатель: Что это? Баночки.

 Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).

 Воспитатель: - Правильно, воздух. А теперь, я открою баночки идам вам понюхать, чем пахнет?

 Воспитатель: - Действительно, пахнет апельсином (луком).

 Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.

 Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы)

 Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы)

 Воспитатель: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

 Вывод: Воздух не имеет запаха.

Эксперимент №6 «Воздухом можно рисовать»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки нарисовать зимний лес. Нам, необходимо нанести на лист бумаги, немного цветной жидкости и раздуть из трубочки кляксу («соломеньки») в нужном направлении для получения очертаний деревьев. Предложить детям оформить рисунок, добавить снежинки при помощи отпечатков от ватных палочек.

 Подведение итога. Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете? Наше письмо готово? Можно его отправлять маленьким человечкам? Давайте рассмотрим нарисованную таблицу, всё ли мы расследовали!

 Отмечаем ответ в таблицу.

 - воздух не видим («глаз»)- перечеркиваем

 - воздух бесцветный («кляксы прозрачные)

 - воздух можно услышать («ухо»)

 - воздух не имеет форму («геометрические фигуры»)- перечеркиваем.

 - воздух не имеет запаха ("нос") - перечеркиваем.

 - воздухом можно рисовать («цветная жидкость, трубочка, дерево»)

 Воспитатель: Наше письмо готово, можно его отправлять маленьким человечкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО «Секреты воздуха».

Тема: Секреты воздухаЦель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Воздух и вода"

Развивать познавательную активностьв процессеэксперементирования ; расширять знания о воздухе,активизировать речьи обогощать словарь....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим миром) в разновозрастной группе (4-6 лет) Тема: «Воздух».

Занятие направлено на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знаний детей о воздухе....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....