"Перфокарты как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Железнова Антонина Петровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zheleznova_antonina_petrovna.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Железнова Антонина Петровна

Воспитатель,

МБДОУ № 366, г. Челябинск

«Перфокарты» как инновационный подход в работе с детьми

дошкольного возраста»

        В условиях ФГОС дошкольного образования каждый воспитатель ищет инновационные подходы и методы для более эффективной своей работы. В век информационного бума педагогу необходимо постоянно обновлять свои знания, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования.

        В педагогической практике все чаще встречаются дети, у которых отсутствует интерес к образовательной деятельности, к совместным мероприятиям воспитателя и детей, которые не хотят рассуждать, наблюдать и т.д.

       Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, развивающих детское познание является моделирование.

        Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  1. Наглядное моделирование вызывает интерес у детей;
  2. Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Одним из видов моделей являются перфокарты.

        Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. При работе с перфокартами можно использовать разные варианты: 1) Чисты лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок, выполняет задание, проводит линии, вписывая ответ. 2) Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребенок ищет ошибки.

        Перфокарты являются одним из видов наглядных моделей, предназначенные для сравнения предметов, их классификации, соотнесение предмета по внешним и внутренним логическим признакам. Наглядное моделирование ставит ребенка в активную позицию, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует развитию наглядно-образного и понятийного мышления. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала в любой образовательной области. Дети воспринимают работу с ними как игру, что значительно повышает эффективность проведения занятий. Ведь педагоги и психологи давно пришли к мнению, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые и осознанные. В отличие от простых карточек с заданиями, перфокарты могут использоваться многократно, так как задания выполняются с помощью фломастера, линии которого легко удаляются губкой. С помощью многократного проведения «дорожек» можно автоматизировать графический навык дошкольников. Ребенок получает возможность действовать самостоятельно, выполняя работу в своем темпе. После завершения работы ребенок может выполнить самопроверку задания, либо дети могут проверить задания друг друга, т.е. произвести взаимопроверку, а если потребуется оказать взаимопомощь.

        Перфокарта уникальна, так ка по одной теме ребенок может ответить на несколько вопросов (подбирая каждому ряду картинку, рисунок, фотографию, которую он считает нужной). Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, быстро оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий.

        Основной вид деятельности у детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

        Перфокарты можно легко изготовить. Они понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от тематической недели. Ярко оформленные, в виде изображения какого – либо животного (коровы, собаки, курицы и т.д.)

        Перфокарты привлекают внимание детей, позволяют с большим интересом применять их не только в групповой работе, но и в индивидуальном использовании, а также и в самостоятельном использовании родителями дома. Они позволяют вести разнообразную работу, как на начальном этапе обучения, так и во время повторения и закрепления материала, и во время диагностирования знаний по выбранной теме. Дети работают с перфокартами с удовольствием. Они воспринимают работу с ними как игру.

        После работы с готовыми перфокартами ребята подготовительной группы по собственной инициативе самостоятельно изготовили свои перфокарты.

        Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт в работе с дошкольниками позволяет закрепить и отработать полученные знания, способствует развитию творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. У педагога появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность "перфокарт" для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними. Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребенка.

Список литературы:

1. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е.Н. Панова. – Воронеж: Учитель, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...

Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...

Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...