Беседа "Семейные традиции"
материал (средняя группа)

Балаболина Елена Сергеевна

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка» г.Ртищево Саратовской области»

«Семейные традиции. Православные праздники в русских семьях»

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Николай Иванович  Пирогов
 

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое  «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

   Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

   Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

   Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

 

Дети становятся в круг, их встречает хозяйка в русском народном костюме

Вед: Здравствуйте гости дорогие (поклон с рукой от сердца)

Дети хором: – Здравствуй хозяюшка (дети кланяются)

Вед: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребёнок: Хозяюшка мы пришли побеседовать с вами о культуре и традициях, о русском быте, о православных праздниках русского народа.

Вед: Хозяюшка нам расскажет, а мы с вами послушаем, присаживайтесь поудобнее,

слушайте и запоминайте.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Вед: Но прежде всего, давайте ей скажем, как называется страна, в которой мы с вами живем?

Ответы детей: Россия.

Вед: Русский народ очень любит трудиться, но раньше им было тяже намного чем сейчас, а как вы думаете почему им было нелегко?

 В давние времена, когда не было машин, люди запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой. Можно было сеять. Как созреют колоски, в поле выходили агрономы, проверяли готовность зерна к уборке. Не только мужчины работали в поле, но и женщинам приходилось приходить к ним на помощь, оставляя маленьких детей одних дома.

Вед: Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. В старину это делали так: брали в руки серп и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.

Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.

Дети: Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Вед: Русский народ еще славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой.

А вы знаете, что было главным в избе?

Ребенок: Да, печка она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Вед: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит

В каждой избе печка русская стоит. От печи теплый жар струится, вкусным хлебом пахнет. Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом печь топить. Ставит три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий для всех остальных надобностей.

Вед : А вы знаете, что ещё самым главным в избе было? Красный угол так его называли, где люди помещали Иконы и зажигали пред ними свечу и молились за своих родных и близких. Ведь свеча-это символ жертвенности к Богу это стремление вверх, устремление души.

Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.

-Ребята, а вы любите праздники? А почему?

-А какие вы знаете русские народные праздники(Рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху, Троицу) – дети говорят приметы.

-Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времён наших предков.

Вед: А знаете, что делали в праздники?

Дети: пекли пироги, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру. Подвижная игра «Золотые ворота»

Правила игры «Золотые ворота»

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"

Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/

Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...