Методическая разработка " Кукла Матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Аннотация Конспект занятия " Кукла Матрешка" Горлова Н.А.. Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле, формироватьу детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство долга и радости от встречи с куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp.zan_.kukla_matryoshka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад

комбинированного вида№8 села Успенского муниципального образования Успенский район

Конспект  занятия  « Кукла  матрешка».

                                                                     Подготовила воспитатель :  

                                                                     Горлова Н.А.

                                                    2022год

Содержание:

Привлекать внимание детей к  народной игрушке – кукле; формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклой; закрепить умение  выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту; развивать фантазию, мышление, внимание; приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую и музыкальную деятельность.

Предварительная работа:

Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки), деревянная матрёшка, организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей).

Чтение книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.

Использование малых форм фольклора в развитии речи.

Знакомство детей с элементами растительного узора.

Оборудование и материалы:  куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная (музей кукол), Разрезные картинки (пазлы) -3 шт, столы-3 шт, иллюстрации кукол, письмо (для сюрпризного момента), куклы-пеленашки по количеству гостей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она  деревянная и жила в далекой стране, которая называется - Япония.

Воспитатель:

Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли  деревянную фигурку - добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца - «Фукуруму». Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (показ фото).

Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.

Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрешку).

(ребенок берет матрешку с полочки)

Воспитатель: Матрешка это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Это настоящая русская красавица. Чем знаменита русская матрешка?

Матрешечка, матрешка, русская краса:

Румяные щечки, глазки – бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек – не найдешь изъян!

На первый взгляд – простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка и секрет внутри

Сколько же в ней куколок?

Ну – ка разбери!

Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется.

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся!

Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом.

-Ребята, а кто желает рассказать о всеми любимой народной кукле? (рассказ детей о матрешке, можно с помощью вопросов)

Ребенок: (выходит к столу и рассказывает о матрешке)

Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разные:  они разного размера, у них разное настроение.  Для работы художники использовали только яркие краски, такие как: красная, желтая, синяя. У всех матрешек разное настроение: есть матрешки веселые, радостные, добрые.

Воспитатель: Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем - то и схожесть. Чем похожи матрешки?

Дети: У каждой матрешки есть  платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физминутка «Веселые матрешки» под муз. сопровождение

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо )

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки (топают).

(проходят на свои места)

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Веселит, ласкает взор

Пёстрый радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье!

Всем на удивление!

Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.

Дети: Это дымковская кукла!

Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?

Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.

Вос-ль. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле?

Ребенок: Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов такие как: зеленая, синяя, оранжевая, голубая, желтая. Настроение у  них радостное, веселое.

Воспитатель: Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.

А вот кого еще делали дымковские мастера,  мы с вами сейчас  скажем, если заглянем вот в этот конверт (3 конверта: открываю  конверт, показываю разрезные картинки).

Ой, ребята, что здесь?

Дети: Разрезные картинки.

Воспитатель: А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.

Дети собирают пазлы и называют, что у них получилось, рассказывают стихотворения.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?

   

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.


Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
А как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку».

Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.

(проходят на стульчики)

Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет....)

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по знакомству детей с русской матрешкой.

Представлены конспекты занятий, стихи, рассказывается об истории матрешки....

методическая разработка "Кукла Катя в гостях"

конспект занятия для детей раннего возраста.Цель: Уточнить представления детей о мебели...

Методическая разработка. «Кукла Катя в гостях у ребят»

.Программное содержание: Побуждать детей сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи. Закрепить сравнивать предметы по длине и обозначать результаты ...

Методическая разработка "Кукла Звуковичка"

Данный материал предназначен для работы с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Методическая разработка "Кукла Маша обедает"

Методическая разработка "Кукла Маша обедает".Разработали:Воспитатели группы "Малышок" Лещева А.Е. и Докучаева А.В.Атрибуты:Ложки, вилки, тарелки, кружки на липучке.Описание: Д...

Методическая разработка "Кукла Катя идёт на прогулку"

Конспект НОД по ФГОС в первой младшей группе Тема: «Кукла Катя идёт на прогулку»Цель: формирование у детей знания о предметах гардероба, речевое развитие детей, развитие внимания и па...