Картотека нейропсихологических упражнений для детей
картотека

Карпова Ольга Григорьевна

Комплекс   нейропсихологических упражнений для детей от трех лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19_neyropsihologicheskih_uprazhneniy_dlya_detey_ot_3_let.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:


Комплекс

Картотека  нейропсихологических упражнений для детей от 3 лет.  

  1. Брюшное дыхание

ЦЕЛЬ:

  • усиление газообмена,
  • интенсивный массаж внутренних органов;
  • успокоение эмоций.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребёнок лежит на спине, вытянут как струночка, руки по швам, ладонями вниз. Сначала ребенка важно научить делать вдох животом (надуйся, как шарик, сдуйся). Для наглядности можно посадить на живот игрушку. Вдох производится через нос, выдох через рот.

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

Отрабатывается дыхание под счет, например, вдох на 3, выдох на 5 и т.д. Возможность регуляции дыхания дает возможность саморегуляции в более сложных действиях.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

  1. – 10 раз

  1. Глазодвигательные упражнения

ЦЕЛЬ:

  • прохождение 1-го года ребенка жизни в онтогенезе;
  • отработка зрительного внимания и слежение;
  • расширение зрительного поле;
  • улучшение восприятие;
  • межполушарное взаимодействие развитие (однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка );
  • повышение нейродинамики организма;
  • активация  процесса обучения.

ЗАДАЧА:

Не поворачивая головы следить глазами за перемещающимся предметом.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение ребенок лежит на спине. На расстоянии 30 – 50 сантиметров над ним располагается яркий предмет (игрушка), который передаётся вверх – вниз, вправо – влево, к носу, по диагонали, горизонтальной восьмеркой.

ВАЖНО!

  • Голова и другие части тела не должны двигаться, поворачиваться и наклоняться;
  • зрачок должен доходить до края глаза без потери предмета;
  • движения плавные, прослеживающие перемещение предмета до конца.
  • Если есть зона потери предмета, эта зона прорабатывается длительнее.
  • Сначала предмет перемещается взрослым, потом эта функция делегируется ребенку.
  • Упражнение достаточно энергоемкое.

ОСОБЕННОСТИ:

При ношении ребенком очков, упражнение выполняется без них.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

около 1 минуты на все упражнения.

ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ:

  • глаза на яркий предмет\ на звук;
  • язык.

«ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ» УПРАЖНЕНИЯ ЯЗЫК НА ЗВУК

ЦЕЛЬ:

  •  включение слухового внимания.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение ребенок лежит на спине. «Ты закроешь глаза и будешь слышать такой звук … Когда ты услышишь его, тебе надо будет показать в эту сторону кончиком языка (пальцем, рукой, объяснить, откуда доносится звук)»

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

Использование двух звуков шума (бумага и погремушка).

ОСОБЕННОСТИ:

После задания ребенок должен получить обратную связь – оценку своих действий.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

Около 1 минуты на все упражнения.

http://art-terapy.ru/wp-content/uploads/2020/08/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0-%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%B8-%D0%B2%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-150x38.jpgДвижения глазами влево, право, вверх, вниз.

 

http://art-terapy.ru/wp-content/uploads/2020/08/%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA-150x32.jpgДвижения языком влево, право, вверх, вниз.

 

http://art-terapy.ru/wp-content/uploads/2020/08/%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-150x50.jpgДвижения одновременно глазами и язык влево, право, вверх, вниз.

 

http://art-terapy.ru/wp-content/uploads/2020/08/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-150x31.jpgДвижения разнонаправленно глазами и языком.

 

  1. Подъём рук и ног

ЦЕЛЬ:

  • Выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций.
  • Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок, лежа на спине, руки вдоль.  Одновременно под счет поднимается рука и нога (одноименные и/или разноименные). «Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно поднимать руку и ногу. На счет «5» рука и нога должны «смотреть» в потолок».

ВАЖНО!

Движения синхронные и плавные, равномерные, выполняться без покачивания и без фиксирующих точек.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

Счет в пределах 10 (прямой или обратный).

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ.

Поднимаем:

  • Поочередно правую руку, левую руку.
  • Одновременно обе руки
  • Поочередно правую ногу и левую ногу.
  • Одновременно обе ноги.
  • Одновременно по правой стороне рука и нога.
  • Одновременно по левой стороне рука и нога.
  • Одновременно по диагонали (реципрокные).

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

  1. Брёвнышко

ЦЕЛЬ:

  • выстраивание горизонтальной линии

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение рук и ног вытянутые лежа на спине. Докатиться от одной игрушки до другой, поставленной по прямой линии, удержав линию. Сначала это линия может быть лентой. Руки могут быть вытянуты вверх или прижаты к телу. В процессе выполнения упражнения необходимо добиться плавности движений.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

  1. Качалочка на животе

ЦЕЛЬ:

  • выстраивание вертикали.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА:

  • При раскачивании вперед и назад, сохранять равновесие.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение лежа на животе. Руки захватывают голеностоп.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

  1. Качалочка на спине

ЦЕЛЬ: учить  держать голову.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное  положение. Ребенок сидит сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к животу, перекаты на «круглой» спине. Не разжимая замок катимся медленно и ровно. Руки не разжимаем качаемся на спине. При выполнении упражнения голова не должна касаться пола (сначала под голову подводится рука взрослого), подбородок должен быть прижат к груди (во время обучения им можно держать игрушку).

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

  1. Партизан

ЦЕЛЬ:

  • прохождение начальной стадии ползания на животе;
  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок лежит на животе, согнутые руки и ноги прижаты к полу. Ребенок ползёт поочерёдно, отталкиваясь ногами.

ВАЖНО!

Добиться координированной работы рук и ног.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

  1. Маленькая гусеница

ЦЕЛЬ:

  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок, сидя на полу, ноги вместе, прямые. Руки лежат на коленях. Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах». Опора на прямые руки. Ребенок, отталкиваясь пятками и перемещает таз, выпрямляя ноги. Передвижение назад сидя.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • Движения вперед и назад.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

  1. Большая гусеница

ЦЕЛЬ:

  • прохождение стадии сидения.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок сидит на попе, руки упираются в пол сзади туловища. Складывая колени перемещаться вперед (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног. Движемся вперед и назад Опора на прямые руки, туловище наклонено вперед, ребенок выводит ноги, затем сгибает их и перемещает следом таз. Передвижение вперед сидя.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

  1. – 10 раз.
  1. Паук

ЦЕЛЬ:

  • Выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок опирается на руки и ноги. Стойка на согнутых руках и ногах животом вверх. Сначала проводится обучение перемещению вперед – назад, потом движение односторонней – разносторонней рукой – ногой (каждый способ передвижения отрабатывается отдельно). Движемся вперед и назад, влево и вправо.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • одноименно по стороне (правая, левая).
  • разноименно правая рука, левая нога (реципрокное).
  • *с переключением на звук или команду.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

  1.  Крабик

ЦЕЛЬ:

  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок стоит как в предыдущем упражнении, но движение выполняется боком. Отрабатываются шаги одноименными и разноименными конечностями. Необходимо следить, чтобы руки и ноги не обгоняли друг друга.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • Одноименно.
  • Разноименно (реципрокное).
  • *с переключением.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

  1. – 10 раз.

12.Кошечка на локтях

ЦЕЛЬ:

  • координация 4-х точек;
  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение стоя на коленях и на локтях взгляд направлен вперед. Сначала отрабатывается передвижение с удерживанием равновесия, потом одностороннее, разностороннее.

ВАЖНО! Ладони и мыски лежат на полу.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • Одноименно по стороне правой руки и ноги.
  • Разноименно по диагонали правая нога, левая рука (реципрокное).
  • *с переключением на звук или команду.

Количество выполнений 1 раз по длине комнаты туда и обратно.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

13.Кошечка на предплечьях

ЦЕЛЬ:

  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок стоит на коленях и предплечьях.  Движение вперед и назад.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • Одноименно правой стороной.
  • Разноименно правая рука и левая нога.
  • *с переключением по звуку условному с одноименного движения на разноименное.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

14. Кошечка гимнастка

ЦЕЛЬ:

  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребёнок, опираясь на ладони и колени животом вниз. Правая рука вытягивается вместе с левой ногой. Движения вперед и назад.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • одноименно (правая рука\ правая нога);
  • разноименно (правая рука/левая нога);
  • с переключением по звуку условному с одноименного движения на разноименное.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

15. Кошечка боком

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребёнок, опираясь на ладони и колени животом вниз. Движения боком приставным шагом, по заданной траектории. Глаза смотрят право и влево при движении телом вправо и влево. Добавить язык.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • одноименно в правую сторону движение;
  • с переключением по звуку условному с одноименного движения на разноименное»
  • руки перекрестно.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

16. Лев

ЦЕЛЬ:

  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок стоит на четвереньках. Стойка на ладонях и коленях. При передвижении рук делают с крестные шаги на уровне локтей, ноги идут прямо, голова поднята вверх.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • с языком;
  • с газами в противоположном положении от языка.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

17.  Ножки – ладошки

ЦЕЛЬ:

  • разведение синкенезий;
  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:Исходное положение. Ребенок сидит на полу у стены. Руки и ноги вытянуты вперед. Спина опирается о стену, руки  прямые, раскрытые ладони на уровне плеч перпендикулярно полу. Движения кисть – носочек одноименные и разноименные. Пальцы рук и ног выпрямляются и сгибаются вверх и вниз.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • одноименно;
  • разноименно;
  • с языком и глазами.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

18. Скалолаз

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Ребенок стоит у стены.  Как скалолаз перемещает поочередно рука, нога. Ладони прижаты к стене, при передвижении можно «отрывать» только одну конечность.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • поочередно;
  • разноименно;
  • с переключением.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ:

5 – 10 раз.

19. Марширование ( ходьба)

ЦЕЛЬ:

  • вертикализация;
  • выполнение реципрокных движений (одновременно по диагонали) образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций;
  • медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

ИНСТРУКЦИЯ:

Исходное положение. Одноименные и разноименные шаги. На каждый шаг рука касается противоположного плеча. Ребенок ходит по комнате свободно.

ВАРИАНТ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РУК И НОГ:

  • одноименно;
  • разноименно;
  • с переключением.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ: 

5 – 10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...

Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...