Формирование культуры питания у дошкольников
статья (младшая, средняя группа)

Игнатова Ирина Владимировна

Статья по формированию культуры питания у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_kultury_pitaniya_u_doshkolnikov.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры питания у дошкольников

 Игнатова И.В.

             

Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки, закладываются типологические особенности взрослого человека.  Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания). Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании. Наблюдая за поведением детей, а также по результатам бесед с родителями, я сделала вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, в связи с чем у дошкольников (у некоторых - даже в старшем возрасте) часто отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи. Вероятно, такому положению дел есть свои логические объяснения. Сегодня культура питания, непосредственно связанная с упрощением бытового уклада в семье, диктует свои нормы этикетного поведения. Возможно, навсегда ушли в прошлое традиции длительных совместных трапез с использованием скатертей и столовых приборов с ножом и вилкой. И всё же этикетные основы культуры питания остаются актуальными всегда, даже в эпоху фаст-фуда, микроволновых печей и одноразовой посуды.

Правильное питание дошкольников должно предусматривать системное и комплексное формирование культуры питания.

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Изучением особенностей питания дошкольников занимались В.А. Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю. Минина, Н.А. Сташевская и др. Вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОУ рассматривались в работах А.С. Алексеевой, В. Г Алямовской, И.Я Конь, М. В Лещенко и др. Под культурой питания мы, согласно А.И. Пальцеву, понимаем сознательно грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей.

        Большинство дошкольников посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека.

В РФ существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции детских учреждениях.

Министерством ОиН РФ 12.04.2012 опубликованы методические рекомендации «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» и др.

Проблема здоровья детей в наши дни как никогда актуальна.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось. Количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, увеличилось — с 60,9% до 67,6%, а детей с хроническими заболеваниями — с 15,9% до 17,3%. Из детей, пришедших в 1-ый класс 25 – 35% имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Основные принципы в нашей работе, по формированию навыков культуры питания у детей, заключаются в систематизации и усовершенствовании имеющихся опытов работы, используемых в других образовательных учреждениях и организациях, создании собственной системы, направленной на формирование культуры питания у дошкольников, применимой в работе детского сада.

Исходя из целей и задач работы детского сада, поставили для себя следующую цель: формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.

         Задачи:

1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе.

4. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.

5. С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста по формированию знаний о правилах правильного питания.

Для того, чтобы в работе по формированию культуры питания у дошкольников был качественный результат, необходимо использовать следующие принципы:

               1. Организация питания со строгим соблюдением норм СанПиН.

       - четырехразовое питание в детском саду;

       - разнообразие продуктов и сбалансированности питания;

        - строгое соблюдение норм доставки продуктов из пищеблока в группу, непосредственная выдача продуктов детям;

        - соблюдение всех режимных и гигиенических процедур.

                2. Формирование навыков культуры  поведения за столом в соответствии с возрастом ребенка.

Дети во второй младшей группе учатся правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой столовой, ложкой чайной, вилкой, ножом), пользоваться салфеткой во время еды.

Во время приема пищи воспитатель находится вместе с детьми, показывая пример культуры поведения за столом.

За столом, во время приема пищи, с детьми ведется разговор  тихим голосом о питании.

В средней, старшей и подготовительных группах дети усовершенствуют навыки и умения правильно пользоваться столовыми приборами, соблюдая правила этикета в процессе приема пищи.

               3. Формирование навыков умения сервировать стол в соответствии с возрастом ребенка.

              Во второй младшей группе дети учатся сервировать стол, используя дидактические и сюжетно-ролевые игры.

             В средней группе, в первой половине года, дети учатся сервировать стол,  наблюдая за работой няни. Только со второй половины года, дети приступают к сервировке стола за  завтраком, мотивируя свою работу заботой о дружке.

             В старшей группе, с начала учебного года, дежурные дети выбирают себе в помощники дружка, который будет наблюдать за правильностью сервировки стола, в случае ошибки, подсказывает дежурному, что и как нужно исправить.

              В подготовительной группе дежурные уже считают количество присутствующих детей сидящих за столом, который собирается сервировать, и отсчитывает предметы посуды и столовые приборы по количеству детей. Посуду переносят на разносах, которые специально предназначены для дежурства.

Со средней группы, у детей начинаем формировать самооценку дежурству. Оценки размещаем на графике дежурств. Красным кружком оценивается дежурство без ошибок, черным кружком оценивается дежурство с несколькими ошибками. Если ошибки были незначительные, или дежурный их сам исправил, то на красный кружок самооценки ставится черная точка.

Целью дежурства является забота о друзьях.        

            4. Освоение педагогами методики по формированию культуры питания у дошкольников.

            В детском саду проводятся различные мастер-классы, конкурсы, направленные на освоение педагогами методики по формированию культуры питания у дошкольников.

5. Взаимодействие с родителями, направленное на формирование культуры питания у детей.

             Главной целью работы с родителями является: привлечь родителей в процесс работы группы по формированию здорового питания. Рассказать родителям о роли правильного питания, о том, как научить детей общаться и строить отношения в обществе, основываясь на нормы и правила этикета.

Формы работы с родителями достаточно многообразны:

 - родительские собрания, на которых проводится мастер-класс по обучению правильной  сервировке стола;

  - консультации  и памятки для родителей, по организации здорового питания ребенка;

   -конкурсы  на лучшую сервировку стола, в которых дети совместно с родителями принимают активное участие.

Успешно строить процесс обучения позволяет использование таких дидактических средств, как:

       - центр этикета: фартуки, салфетки тканевые (повседневные, праздничные, цветные, однотонные, ажурные), наборы декоративных свечей, вазы, украшения для стола (вазы, сделанные родителями).

      -плакат «Правила поведения за столом»;

-схемы складывания салфеток;

-схема накрывания на стол;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр (наборы посуды для кукол, куклы);

      -чайные и столовые сервизы;

      - художественная литература.

В ходе реализации  своей работы, по формированию культуры питания дошкольников, мы используем разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности:

    -экскурсии на пищеблок;

    -встречи с интересными людьми (с родителями);

    - творческие домашние задания;

    - сюжетно-ролевые и дидактические игры;

    -  беседы о роли правильного питания  для здоровья;

    - чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор;

    - наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, салфетки);

     - опытно-экспериментальная деятельность (определение жира в пище, наличие крахмала в продуктах, растворение соли и сахара в воде, изучение роли кальция для здоровья).

Результатом нашей работы являются следующие показатели:

К концу учебного года, во второй младшей группе, большинство детей  умеют сохранять осанку во время еды, правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, ножом; без напоминания пользоваться бумажной салфеткой; после еды относить каждый предмет посуды на стол, контролируя способ переноски, а также полоскать рот после еды.

К концу учебного года, в средней группе, большинство детей умеют сохранять осанку во время еды,  культурно есть, правильно пользоваться столовыми приборами, без напоминания пользоваться бумажной салфеткой, после еды относить каждый предмет посуды на стол, контролируя способ переноски, а также полоскать рот после еды.

У детей уже сформированы коллективные взаимоотношения в процессе дежурства по сервировке стола, знания о пользе для здоровья правильного питания.

К концу учебного года, в старшей группе, у большинства детей усовершенствованы умения сохранять осанку во время еды, правильно пользоваться столовыми приборами, сформированы коллективные взаимоотношения в процессе дежурства по сервировке стола, знания о пользе для здоровья правильного питания.

К концу учебного года, в подготовительной группе, большинство детей умеют сохранять осанку во время еды,  культурно есть, правильно пользоваться столовыми приборами. Дети владеют такой формой организации труда, как совместный труд в дежурстве, осознают значимость для здоровья правильного питания.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о качественной результативности проделанной работы по формированию у дошкольников знаний и навыков по культуре питания.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Опыт формирования представлений у дошкольников о себе как представителе человеческого рода.
  2. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
  3. Интернет ресурс: www.zdr.ru\news\2011\08\04\kak nauchit-detei-pravilnopitatsja\index.htm\ Maminklass.ru\zdorovjie-privyichki-pitaniya-u-detey\
  4. Козлова С.А. Опыт формирования основ безопасности детей дошкольного возраста.
  5. Метенова Н.М. «Уроки вежливости» Ярославль, 2000
  6. Соколова «Как питаешься – так и улыбаешься». Формирование основ культуры здорового питания у детей старшего дошкольного возраста. Д/В 6 /2013 стр.18
  7. Технология  Н.М.Крылова «Детский сад-дом радости»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры питания у дошкольников через театрализованную деятельность

Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты, в том числе и во время приема пищи. Я использую театрализованную ...

Сообщение на круглом столе "Формирование культуры питания у дошкольников через проектную деятельность"

laquo;Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...

Формирование культуры питания у младших дошкольников.

Ребенок в дошкольном возрасте много времени проводит в детском саду и мы воспитатели на ровне с родителями  должны закладывать  основы культуры питания  детей, которые тесно связаны с...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Доклад посвящен актуальной проблеме формирования основ культуры питания у дошкольников с особыми возможностями здоровья через разные виды деятельности. Культура питания – важнейшая составная час...

«Где моя большая ложка?» (формирование культуры питания у дошкольников)

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей «Где моя большая ложка?» (формирование культуры питания у дошкольников). Целью является расширение предста...

Формирование культуры питания у дошкольников

Формирование представлений о:• значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов• роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого ор...