ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
статья

Афонина Ирина Ивановна

Доклад посвящен актуальной проблеме формирования основ культуры питания у дошкольников с особыми возможностями здоровья через разные виды деятельности. Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_afoninoy_ii_na_konferentsiyu_1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме формирования основ культуры питания у дошкольников с особыми возможностями здоровья через разные виды деятельности. Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового образа жизни. 

Тема правильного питания близка и понятна многим. Все знают, что правильное питание ребёнка – важнейшее условие его нормального роста и развития, основа здоровья человека. Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию.

Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит от качества употребляемой пищи. Особенно этот вопрос актуален для детей с ОВЗ.

Привычку детей к здоровому и рациональному питанию можно сформировать только при продуктивном взаимодействии семьи и педагогов. Вот уже на протяжении 5 лет мы занимаемся этим вопросом. Используем следующие программы: «Разговор о здоровье: начало» О.С.Гладышевой, М.А.Яковлевой и  «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой.

Особое внимание уделяем таким направлениям: 

  • Формирование представлений о значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.
  • Воспитание культуры поведения за столом.
  • Соблюдение гигиенических требований.

Цель и задачи работы:

Развитие у детей творческих способностей, их интересов, познавательной деятельности.

  • Развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни
  • Развитие представлений о правилах этикета, связанных с питанием; пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и других народов
  • Развитие у детей творческих способностей, их интересов, познавательной деятельности.
  • Развитие у детей творческих способностей, их интересов, познавательной деятельности.

За 5 лет работы по реализации перечисленных программ мы многое перепробовали и определили для себя наиболее интересные и эффективные приемы работы.

Хорошо  стимулирует детей участие в  различных конкурсах. Конкурсы предполагают стремление к большему, мотивируют на соблюдение правил поведения за столом, культуры питания, развивают инициативу и самостоятельность. Мы с воспитанниками активно участвуем в конкурсах разного уровня: в детском саду, городских и региональных мероприятиях.

Например, детям очень понравилось участвовать в конкурсе дежурных.  Сначала мы познакомили ребят с Положением о конкурсе, обсудили возможность нашего участия и наметили план действий. Первым пунктом нашего плана стало моделирование формы для дежурных. Мы предложили детям украсить готовые шаблоны фартуков, пилоток, косынок, беретов, а также придумать дополнительные детали (карманы, рюши, пояса, оборки, застежки и т.д.). А выбор наиболее удачной модели проходил методом голосования, в котором участвовали дети, родительское жюри и медицинские работники детского сада. Реализовать наши совместные задумки согласилась мама Егора С. У нас получилась прекрасная форма для дежурных, которой мы потом пользовались долго и с удовольствием. 

Еще один запомнившийся конкурс - это конкурс на лучшую сервировку стола «Детский ресторан». Он проводился перед 25-летним юбилеем детского сада. Мы с ребятами продумывали  цвет скатерти и посуды, форму салфеток, украшения для столов.  Хорошим помощником для нас стала мама Маши И., которая помогла и в выборе ткани, посуды, и даже сама сшила. В итоге мы заняли 1 место. Дети были очень рады. И с тех пор у нас в группе есть традиция: в праздничные дни, на День рождения детского сада, 1 сентября, в дни рождения детей столы сервируются по –праздничному. Это создает праздничную атмосферу в группе и всегда радует детей.

Очень нравятся нашим воспитанникам и презентации меню. Это проводят  дети- дежурные с помощью наборного полотна и комплекта картинок.

Ежегодно участвуем в празднике «Яблочный Спас». К нему и педагоги, и родители пекут различные блюда из яблок. Дети с удовольствием и гордостью  рассказывают о своих умелых мамах, о приготовленных блюдах, угощают друг друга и пробуют сами.

Проводим занимательные викторины: «Самая обычная каша», «Витаминка», «Знатоки овощей и фруктов», где детям предлагается украсить свое блюдо фруктами и овощами, описать внешний вид и вкусовые качества продукта.

В режимных моментах задачи реализуются через различные игры и игровые упражнения, которые связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. В практике широко используем кулинарные и сенсорные игры: «Варим компот», «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху», «Пищевая пирамида» и другие.

Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Экскурсии на кухню детского сада, помогают закрепить знания детей о полезных продуктах, блюдах, которые готовят из овощей и фруктов.  Беседы с медицинскими работниками знакомят детей с группами витаминов, их влиянии на организм человека, пользе и значении для здоровья человека.

Проводимая досуговая деятельность включает в себя постановку различных спектаклей и миниатюр. Например, наши воспитанники участвовали в постановке двух спектаклей: «Спор овощей» и «Непослушный огурец». Спектакли про овощи и фрукты не только раскрывают свойства этих даров природы, но и интерпретируют некоторые отношения детей в коллективе, учат добру и воспитывают навыки общения.

 Мы любим вместе с детьми  готовить различные плакаты и презентовать их детям с других групп. Например, у нас в группе есть плакаты: «Витамины», «Пища с пользой», «Какие продукты полезны», «Что такое Смузи?», «Овощной и фруктовый салат» и др.

Была организована и прошла с интересом акция «Питаемся правильно», где дети рекламировали полезные и важные продукты  и делали красочные зарисовки. Дети с родителями находили в магазине полезные и неполезные продукты и ставили соответствующие сигнальные карточки. А потом по этому же принципу проводили ревизию домашних холодильников.

Активными нашими помощниками являются родители воспитанников. Мы проводим совместные праздники, родители активные участники и помощники в реализации детских проектов.

Для обеспечения преемственности питания родителей информируем об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в ДОУ, а так же предлагается примерное меню на ужин.

Медицинские работники и повара детского сада презентовали «Детское меню» родителям, провели дегустацию блюд в рамках работы «Школы для родителей ».

Мы отмечаем, что поставленные нами задачи выполнены: у детей сформированы по возрасту культурно-гигиенические навыки, они знают о полезных и вредных продуктах, у детей сформированы представления о значении правильного питания.

Своеобразным результатом нашей работы является словесное творчество детей. Они с удовольствием рифмуют и даже пытаются сочинять двустишия. Приведу некоторые из них:

Чтоб здоровыми нам быть!

Надо кашу полюбить!

Гречку, геркулес не лень

Есть на завтрак каждый день!

Мы с ребятами оформили плакат и повесили его в холле детского сада.

Надеемся, что приобретенные знания и навыки будут прочными и лягут в основу их здорового образа жизни.

Библиографический список

  1. Новикова И.М. Изучение представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями // Коррекционная педагогика. 2009. № 5(35). С. 26–29.
  2. Концепция Специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — М., 2016.
  3. Гладышева О. С. Парциальная образовательная программа "Разговор о здоровье: начало". Учебное пособие./ О. С. Гладышева, М. А. Яковлева. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. - 179 с. (Сер. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании).
  4. Вершинина Е.В., Герасименко Н.В., Калмыкова О.Н. "Разговор о правильном питании" в ДОУ: методическое пособие/ научный и ответ. ред. Н.В. Герасименко. - Тольятти, издательство "Сюзанна", 2013 . - 86 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по формированию основ культуры питания в семье

Советы родителям по воспитанию культуры питания в семье...

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»...

Статья "Особенности формирования основ культуры питания"

Особенности формирования основ культуры питания....

Развитие понятий «полезная» и «вредная» еда у дошкольников как основы правильного питания. Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании.Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только...

Советы родителям по формированию основ культуры питания в семье

Занимательные задания и кулинарные игры позволят не только сформировать у детей дошкольного возраста основы культуры питания, но и организовать семейный досуг, наладить более тесное общение со своим р...