«Где моя большая ложка?» (формирование культуры питания у дошкольников)
методическая разработка (средняя группа)

Лапина ЭВ

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей «Где моя большая ложка?» (формирование культуры питания у дошкольников). Целью является расширение представлений детей о культуре питания: гигиене питания, здоровой пище и правилах поведения за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina_96_sad.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей «Где моя большая ложка?»

(формирование культуры питания у дошкольников).

Цель: расширить представления детей о культуре питания: гигиене питания, здоровой пище и правилах поведения за столом.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить с понятием культура питания.
  • Формировать представления о полезной и здоровой пище, знакомить с Пирамидой здорового питания.
  • Знакомить с традициями приема пищи, правилами сервировки стола.

Развивающие:

  • Закреп лаять знания детей о пользе правильного питания, правилах поведения за столом.
  • Обогатить опыт детей гимнастическими упражнениями, направленными на формирование правильного речевого дыхания, укрепления зрения, совершенствование крупной моторики и самомассажа с использованием мячей.

Воспитательные:

  • Закреплять уважение к труду людей, формировать представление о бережном обращении с продуктами питания.
  • Формировать навык правильно и аккуратно питаться.

Оборудование: стол и стулья для воспитанников, мячи массажные, картинки с изображением продуктов питания, трубочки коктейльные, поднос, кукла-медвежонок, салфетки, тарелки, приборы, чашки, салфетки, букет цветов, магнитола.

Используемые педагогические технологии: проблемно-игрового обучения, здоровьесберегающие, деятельный и индивидуальный подходы.

Ожидаемые результаты: ребенок проявляет интерес к здоровому питанию, гигиене, использует полученные знания при сервировке стола, находится в активном взаимодействии со взрослым и сверстниками.

        Педагог приветствует детей в зале, рассаживает по местам.

- Здравствуйте ребята.Мы сегодня с вами узнам что же такое культура? Культура - это правила поведения в обществе, среди людей с которыми мы живем. В разных странах существует различная культура, в том числе и культура питания: поведение за столом, посуда и продукты которые люди используют. Например, в Японии и некоторых других странах Юго-Восточной Азии принято есть с помощью специальных палочек; в Индии блюда традиционной кухни едят руками, а в Англии банан едят при помощи ножа и вилки. В Америке (США) очень немногие едят суп, тем более каждый день, но очень популярны гамбургеры и картошка фри, есть принято быстро. Во Франции наоборот, едят долго, с неспешной беседой, очень любят сыры с различными вкусами, даже с плесенью. В Танзании неприлично приходить вовремя на ужин, лучше опоздать на 15-30 минут, что бы не подумали, что ты самый голодный.

А как же называется страна, в которой мы живем?

- Россия (дети)

Правильно, сегодня мы будем говорить о привычной нам, россиянам, еде.

Еда бывает разной. По вкусу: соленой, сладкой… (дети продолжают по аналогии). Бывает жидкой, твердой, мягкой. Бывает полезной и не очень.

Еда необходима всем живым существам: она помогает организму расти, дает силы, привносит эмоции (радуемся, когда она вкусная).

Если еда такая важная и полезная, наверное, есть такой супер-продукт, от которого сразу вырастишь, станешь сильным и здоровым? Но нет, нет такого продукта. Чтобы получить всю пользу от питания нужно есть разнообразную пищу.

Одни и те же витамины и полезные вещества могут содержаться в разных продуктах (демонстрация изображения продуктов питания содержащих большое количество озвученных витаминов). Витамин А полезен для зрения, если он в достатке меньше нервничаешь. Витамины группы Б восстанавливают энергию и укрепляют сердце. Витамин С делает организм устойчивым к болезням, с ним нестрашны простуды. Витамин Д для прочности костей, витамин К улучшает кровь. Витамин Е укрепляет мышцы и помогает выводить ненужные вещества (токсины) из организма. Желательно есть свежие продукты, в них больше витаминов. Витамины, полученные из пищи усваиваются лучше, чем в таблетках.

Очень важно в достаточном количестве пить простую воду, она очень нужна нашему организму.

Это так непросто, можно запутаться, что и сколько есть. Врачи и ученые разработали правила здорового питания (демонстрация изображения пирамиды питания) изобразив их в виде картинки-подсказки - Пирамида здорового питания. Разобраться в ней легко: в основании пирамиды продукты, которые человек в большем объеме должен употреблять в пищу, чем выше в пирамиде стоит продукт, тем меньше в общем объеме его нужно употреблять. Ребята, назовите, что нарисовано на нижнем этаже пирамиды, на следующем и т.д.

-хлеб, каша, макароны;

- овощи и фрукты;

- мясо, рыба, молоко, яйца;

- сладости, жиры, масло.

Оказывается, конфеты тоже можно есть?! Но только немного.

Мы смотрели на экран и глаза наши устали. Давайте им поможем отдохнуть – сделаем специальную зарядку (выключается экран).

Педагог поясняет движения на стихи, при этом в движении только глаза, голова неподвижна

Ох, устали наши глазки

Посмотреть влево-вправо

Отдохнуть пришла пора.

Посмотреть вверх-вниз

Открываем, закрываем

Закрыть глаза, расслабиться

Тренируем мы глаза.

Быстро поморгать

- Где моя большая ложка (появляется кукла медвежонок Мишутка, капризный и недовольный).

- Здравствуй, Мишутка. Ты почему кричишь? Для начала надо поздороваться с ребятами.

- Здравствуйте дети. Вы тут сидите, про конфеты говорите, а бедному медведю плохо, знать не знаете!

- Что это ты, Мишка, такой грустный? Неужели не позавтракал?

- Нет, не завтракал. Никто меня не кормил, не поил.

- Хочешь, Мишка, мы тебе поможем? Ведь тебе повезло, ты попал в гости к самым умным и знающим детям, мы попробуем тебя накормить.

        Педагог просит ребят встать и перейти к столу. На столе лежат изображения продуктов питания, поднос и трубочки.

- Друзья, мы сейчас попробуем накормить завтраком нашего Мишку. Посмотрите на изображенные продукты и выберите, что подойдет для завтрака, а что нет. Гость у нас сегодня необычный и завтрак готовить мы тоже будем удивительным способом. Каждому из вас я выдам трубочку, необходимо плотно сжать ее губами, свободный конец трубочки прислоните к картинке и вдохните через рот, задержите дыхание. Картинка «приклеилась» к трубочке. Перенесите ее на поднос.

- Отлично потрудились, Мишка, угощайся. Я совсем забыла, Мишутка лапы перед едой не помыл! Все ребята знают, что надо мыть руки перед едой иначе грязь может с едой попасть в рот. Необходимо так же мыть продукты, что бы они были чистыми.

Педагог приглашает ребят на ковер, раздает массажные мячики, дети массируют себе кисти рук под стихотворение имитируя мытье рук.

Все микробы и бациллы

Как огня боятся мыла.

Нужно ручки с мылом мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Знают дети все вокруг:

Мыло – наш надёжный друг!

- Молодцы, руки помыли, теперь и за стол садится можно. Есть правила поведения за столом, все вы их, конечно, знаете.

- Сидеть надо ровно, выпрямив спину, есть аккуратно, жевать с закрытым ртом (ответы детей).

- Правильно! Важно помнить, что много не всегда хорошо. Переедать вредно для организма. Есть еще вредные привычки, какие?

- Есть много сладкого, есть у телевизора или на ходу (ответы детей).

- Правильно, человек отвлекается и плохо прожёвывает пищу, она не усваивается. Пользы от такой еды нет. Еще очень важно, чтобы еда была красивой и вызывала аппетит. Что такое аппетит?

- Это когда есть хочется (ответы детей).

- Правильно! А еще очень важно, чтобы стол был красиво накрыт и за столом с вами сидели близкие люди (друзья, семья). В хорошей компании и есться с аппетитом! Давайте накроем стол для нашего Мишутки, его папы и мамы.

        Педагог приглашает детей помочь ей накрыть стол: разложить салфетки, тарелки, приборы, расставить чашки, салфетки, украсить стол букетом цветов.

- Какие молодцы! Спасибо вам, ребята!

        Мишка роняет хлеб на пол.

- Миша, как же можно ронять еду! Очень плохо баловаться с едой, бросать ее на пол. Сколько сил, труда вложено в этот кусочек хлеба! Мы сейчас тебе расскажем.

        Педагог приглашает детей на ковер сделать музыкальную зарядку.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! (Автор: С. Погореловский)

        - Ребята молодцы! А ты, Мишутка, запомнил о чем мы сегодня говорили? Давай у ребят спросим, они тебе помогут.

        - Говорили о еде, какая она бывает полезная, что лучше есть, чтобы вырасти и быть здоровым, как себя вести за столом (отвечают дети).

        -Молодцы, ребята! Что бы вы лучше запомнили о пользе здоровой пищи хочу подарить вам раскраску Пирамида здорового питания.

Педагог благодарит детей за помощь, вручает угощение, прощается.

Список литературы

  1. Воронина Л.П., Червякова Н.А., Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013. – 80 с.
  2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Рабочая тетрадь. . – СПб.: «Детство-Пресс», 2017. – 48 с.
  3. Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2018. – 64 с.
  4. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. – М.: Издательство Гном, 2019. – 16 с.
  5. Коновалова Н.Г. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста: комплекс упражнений; сюжетно-ролевое сопровождение. Волгоград: Методкнига. – 54 с.
  6. Коновалова Н.Г. Зрительная гимнастика с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое сопровождение, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе. Волгоград: Учитель. – 43 с.
  7. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.
  8. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры питания у дошкольников через театрализованную деятельность

Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты, в том числе и во время приема пищи. Я использую театрализованную ...

Сообщение на круглом столе "Формирование культуры питания у дошкольников через проектную деятельность"

laquo;Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...

Формирование культуры питания у младших дошкольников.

Ребенок в дошкольном возрасте много времени проводит в детском саду и мы воспитатели на ровне с родителями  должны закладывать  основы культуры питания  детей, которые тесно связаны с...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Доклад посвящен актуальной проблеме формирования основ культуры питания у дошкольников с особыми возможностями здоровья через разные виды деятельности. Культура питания – важнейшая составная час...

Формирование культуры питания у дошкольников

Формирование представлений о:• значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов• роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого ор...

Формирование культуры питания у дошкольников

Статья по формированию культуры питания у дошкольников...