Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»
консультация (подготовительная группа)

Соколова Наталья Ивановна

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, антонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников – явление, к сожалению, очень редкое. Как обогатить словарный запас, диалогическую и монологическую речь, развить в ребёнке навыки критического мышления? Коллеги, предлагаю «Кубик Блума» –  приём, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._kubik_bluma.docx225.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 10 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области

Консультация

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

C:\Users\User\Downloads\BackgroundEraser_20231029_093335363.jpg

Подготовила:

Воспитатель ВВК Соколова Н. И.

г. Россошь

2023 г.

Человек, не знающий ничего, может научиться.

Дело только в том, чтобы зажечь в нём желание познавать.

Д. Дидро.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития связной речи и критического мышления детей дошкольного возраста посредством использования «кубика Блума».

Задачи:

 вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к инновационному приёму;

– побуждать воспитателей  активно использовать в своей работе приём педагогической инновации;

– воспитывать у педагогов положительный эмоциональный настрой к «кубику Блума».

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, антонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников – явление, к сожалению, очень редкое.

Цели современного образования направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как обогатить словарный запас, диалогическую и монологическую речь, развить в ребёнке навыки критического мышления? Критическое мышление – способность задавать новые вопросы, приводить аргументы в защиту своего мнения и делать вывод. Это способность не только принимать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребёнок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию.

Овладение связной устной речью и критическим мышлением – важнейшие условия успешной подготовки детей к обучению в школе. Какие приёмы лучше использовать? Предлагаю «Кубик Блума» –  приём, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. 

C:\Users\User\Downloads\7adce80a390f85bcd310d494c8fdfdd3-800x.jpg

 Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю»«Творю» и «Умею». Ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям, так как он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка. «Кубик Блума» лучше применять на итоговом, обобщающем занятии, когда у детей есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

Существуют два варианта применения «кубика Блума»: первый – вопросы формулирует сам педагог – используется на начальной стадии и второй – вопросы формулируют дети – этот вариант требует определённой подготовки, определённого навыка.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный картонный кубик, на сторонах которого написаны слова либо наклеены картинки. Можно использовать слова:

Назови. Назови предмет, явление, термин.

Почему. Опиши процессы,  происходящие с предметом, явлением.

Объясни. Уточни. Ты действительно думаешь так? Ты уверен, что…

Предложи. Как использовать предмет или явление на практике.

• Придумай. Творческие вопросы. Например, что будет если…

• Поделись. Активация мыслительной деятельности. Оценка полученных знаний.

Можно используют другие слова:

• Опиши. Описать можно форму, цвет, размер и т.д.

Сравни. Сравни заданный предмет (явление) с другим, укажи сходство или отличие.

Предложи ассоциацию. С чем ассоциируется данный предмет, явление?

• Проведи анализ. Расскажи, из чего состоит, как сделано.

• Используй. Приведи примеры использования или покажи применение.

• Оцени. Укажи все «плюсы» и «минусы».

2. Формулируется тема непосредственно образовательной деятельности. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Можно при первом знакомстве с «кубиком Блума» использовать сюрпризный момент, например, попросить детей отгадать загадку про куб, который спрятан в «волшебный» мешочек:

Как его нам не вертеть,

Граней равных ровно шесть.

Поиграть легко с ним можно,

Если только осторожно.

Он не ласков и не груб,

Потому что это… (куб).

3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая сторона укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову, написанному на стороне кубика – с него и должен начинаться вопрос.

«Кубик Блума» – это  упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи"

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

Критическое мышление — это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.Цели современного образования, обозначенные в ФГОС...

Памятка для педагогов: "КУБИК БЛУМА как приём педагогической инновационной технологии"

Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера....

Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.

Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....

Презентация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.

Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....

Презентация "Кубик Блума" как приём педагогической инновационной технологии"

Презентация "Кубик Блума" как приём  педагогической инновационной  технологии" наглядно расскажет о совместной работе педагога и детей по данной теме. Используя знания и свой ...

Консултация «Кубик-Блума» Как приём педагогической инновационной технологии

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения. Критически мыслящий ребенок всегда сможе...