Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»
консультация (подготовительная группа)
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, антонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников – явление, к сожалению, очень редкое. Как обогатить словарный запас, диалогическую и монологическую речь, развить в ребёнке навыки критического мышления? Коллеги, предлагаю «Кубик Блума» – приём, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 225.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 10 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Консультация
«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»
Подготовила: Воспитатель ВВК Соколова Н. И. |
г. Россошь
2023 г.
Человек, не знающий ничего, может научиться. Дело только в том, чтобы зажечь в нём желание познавать. Д. Дидро. |
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития связной речи и критического мышления детей дошкольного возраста посредством использования «кубика Блума».
Задачи:
– вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к инновационному приёму;
– побуждать воспитателей активно использовать в своей работе приём педагогической инновации;
– воспитывать у педагогов положительный эмоциональный настрой к «кубику Блума».
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, антонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников – явление, к сожалению, очень редкое.
Цели современного образования направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как обогатить словарный запас, диалогическую и монологическую речь, развить в ребёнке навыки критического мышления? Критическое мышление – способность задавать новые вопросы, приводить аргументы в защиту своего мнения и делать вывод. Это способность не только принимать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребёнок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию.
Овладение связной устной речью и критическим мышлением – важнейшие условия успешной подготовки детей к обучению в школе. Какие приёмы лучше использовать? Предлагаю «Кубик Блума» – приём, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». Ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям, так как он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка. «Кубик Блума» лучше применять на итоговом, обобщающем занятии, когда у детей есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Существуют два варианта применения «кубика Блума»: первый – вопросы формулирует сам педагог – используется на начальной стадии и второй – вопросы формулируют дети – этот вариант требует определённой подготовки, определённого навыка.
Методика использования «Кубика Блума».
1. Понадобится обычный картонный кубик, на сторонах которого написаны слова либо наклеены картинки. Можно использовать слова:
• Назови. Назови предмет, явление, термин.
• Почему. Опиши процессы, происходящие с предметом, явлением.
• Объясни. Уточни. Ты действительно думаешь так? Ты уверен, что…
• Предложи. Как использовать предмет или явление на практике.
• Придумай. Творческие вопросы. Например, что будет если…
• Поделись. Активация мыслительной деятельности. Оценка полученных знаний.
Можно используют другие слова:
• Опиши. Описать можно форму, цвет, размер и т.д.
• Сравни. Сравни заданный предмет (явление) с другим, укажи сходство или отличие.
• Предложи ассоциацию. С чем ассоциируется данный предмет, явление?
• Проведи анализ. Расскажи, из чего состоит, как сделано.
• Используй. Приведи примеры использования или покажи применение.
• Оцени. Укажи все «плюсы» и «минусы».
2. Формулируется тема непосредственно образовательной деятельности. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Можно при первом знакомстве с «кубиком Блума» использовать сюрпризный момент, например, попросить детей отгадать загадку про куб, который спрятан в «волшебный» мешочек:
Как его нам не вертеть,
Граней равных ровно шесть.
Поиграть легко с ним можно,
Если только осторожно.
Он не ласков и не груб,
Потому что это… (куб).
3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая сторона укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову, написанному на стороне кубика – с него и должен начинаться вопрос.
«Кубик Блума» – это упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-1314520-1613194872.jpg)
Презентация "Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи"
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...
«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»
Критическое мышление — это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.Цели современного образования, обозначенные в ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-640289-1679504660.jpg)
Памятка для педагогов: "КУБИК БЛУМА как приём педагогической инновационной технологии"
Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843759-1478351147.jpg)
Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.
Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843759-1478351147.jpg)
Презентация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.
Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-890581-1486494306.jpg)
Презентация "Кубик Блума" как приём педагогической инновационной технологии"
Презентация "Кубик Блума" как приём педагогической инновационной технологии" наглядно расскажет о совместной работе педагога и детей по данной теме. Используя знания и свой ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-1497743-1706618627.jpg)
Консултация «Кубик-Блума» Как приём педагогической инновационной технологии
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения. Критически мыслящий ребенок всегда сможе...