Методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4 - 5 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «В мире огромном, нет места кошкам бездомным» (
план-конспект занятия

Аннотация

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге, желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.

И как следствие, дошкольники не любят слушать произведения, а школьники не хотят читать. А ведь только книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения-слушания, разработанную О.В. Чиндиловой.

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:

 1. до чтения;

 2. во время чтения;

 3. после чтения.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере знакомства с  произведением А.Дмитриева «Бездомная кошка». Благодаря этому стихотворению, мы обратили внимание на проблему бездомных животных, смогли пробудить в детях чувство ответственности и добропорядочности.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshka_bezdomn.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4 - 5 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.

«В мире огромном, нет места кошкам бездомным»

(по произведению А.Дмитриева «Бездомная кошка»)

Бабич Виктория Владимировна воспитатель.

МБДОУ "Детский сад 121"

Аннотация

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге, желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.

И как следствие, дошкольники не любят слушать произведения, а школьники не хотят читать. А ведь только книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения-слушания, разработанную О.В. Чиндиловой.

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:

 1. до чтения;

 2. во время чтения;

 3. после чтения.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере знакомства с  произведением А.Дмитриева «Бездомная кошка». Благодаря этому стихотворению, мы обратили внимание на проблему бездомных животных, смогли пробудить в детях чувство ответственности и добропорядочности.


Цель:
- организовать деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением А. Дмитриева  «Бездомная кошка»;

 - способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание стихотворения;

 - пробудить сострадание,  желание заботиться о животных.

Задачи:
Создать условия для:
- пробуждения интереса к слушанию стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка»;
-  знакомства с текстом стихотворения;
- расширения, уточнения и активизации словарного запаса (имена прилагательные),  формирования умения детей анализировать прочитанный текст;
- контроль и рефлексивную оценку деятельности детей
.
Материалы и оборудование:
Книга А. Дмитриева «Бездомная кошка», картинка с изображением плачущей кошки ,квадраты из бумаги разного цвета, разрезные цветные картинки с изображением фрагментов из стихотворения, клей в баночках, кисти, салфетки, заготовки для домиков из цветной бумаги, листы белой бумаги, восковый мелки.
Словарная работа:
Введение в словарь новых прилагательных: отзывчивый, милосердный, великодушный.
Предварительная работа: 
беседа о своих питомцах «Мой маленький друг», чтение художественной литературы, загадывание и отгадывание загадок о домашних животных, рассматривание иллюстраций; составление рассказа о собаке, которая осталась без хозяина; просмотр фильма «Котёнок Гав», обсуждение.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

У девочки в корзинке

Лежит живой клубочек.

Не лает, не кусает.

Мяукает, играет. (Кошка)

Мотивационный этап:

Воспитатель: К нам в группу сегодня пришёл гость - кошка, только она скромная и очень боится, спряталась где-то. Давайте ее поищем вместе! Посмотрите по сторонам!

Воспитатель: Я сейчас посмотрю, где же она спряталась? Ох, какая красивая! А вы хотите её увидеть? (вынимает из корзинки.) Кошка, а в лапах у неё картинка с плачущей кошкой!

Воспитатель: Какое настроение у кошки? Как вы думаете, почему кошка плачет? Что у неё случилось? (дети строят предположения, педагог выслушивает, но не комментирует).

Ориентировочный этап:

Воспитатель: А как можно узнать, что же на самом деле случилось с кошкой? (ответы детей) Как вы поняли, что кошка бездомная?

Воспитатель: А давайте проверим, правильно ли вы предположили.

Исполнительский этап:

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое называется «Бездомная кошка» Алексея Дмитриева. Присаживайтесь на стульчики, устраивайтесь поудобнее.

Чтение текста – совместное проговаривание и договаривание.

Воспитатель: Как закончилось стихотворение? (ответы детей).

Что случилось с кошкой? Почему кошка осталась без дома? (Бывает так, что люди заведут котёнка, поиграют, а потом оставляют на улице, так как ухаживать за животными большой труд).

Воспитатель: Как помог мальчик кошечке? Какое настроение стало у кошечки, когда мальчик взял её домой? Почему человек решил забрать кошку? (ответы детей)

Воспитатель: Каким человек оказался? (Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст).

Физкультминутка:

Кошка прятаться любила, кошка спрятаться решила (приседают)

Мы ее везде искали, мы ее повсюду звали (качают головой в разные стороны)

«Кис-кис-кис, кис-кис-кис, выходи к нам, покажись! (наклониться и звать кошку)

В дом тебя мы унесем и напоим молоком (гладят воображаемую кошку)

Воспитатель: Ребята, представьте себя кошечкой, у которой нет дома. Покажите такую несчастную, грустную кошечку.

Покажите настроение, кошечки, когда мальчик взял её домой.

Покажите, как пела кошечка, когда она шла с мальчиком.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети берут картинки обозначенные цветом – синим и  красным. Делятся на 2 команды, согласно цвету. Затем подбирают карточки соответствующего цвета.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю перевернуть изображением вверх и собрать картинку. Посмотрите, что на них изображено? (На одной картинке  веселая, радостная кошка, а на другой замечательный, теплый дом для кошки.)

Воспитатель: А как же мы сможем помочь бездомным кошкам? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы построим им домики.

Каждая подгруппа присаживается за стол соответствующего цвета его команды.

Практическая деятельность.

Аппликация, рисование «Дом для кошки»

Одна команда рисуют домик мелками на листе бумаги, другая – приклеивает домик из 4 частей.

Воспитатель: Молодцы, вы построили домики для кошек, чтобы им было тепло и хорошо.

Воспитатель: Какие красивые домики у нас получились! Бездомные кошки будут очень рады!(у каждой группы спросить, какие домики получились)

Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, какое стихотворение мы сегодня прочитали? Что произошло с кошкой? Кто помог кошке? Как мальчик помог?

Воспитатель: Почему животные становятся бездомными? (Это люди их выбрасывают на улицу, не заботятся о своих прирученных питомцах.)

 Воспитатель: Как помочь бездомным кошкам и собакам? (покормить, можно взять к себе домой, но обязательно показать врачу ветеринару)

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы не было бездомных животных? (нужно стать другом для домашнего животного, окружить заботой своего питомца, следить за ним, воспитывать, знать их повадки и любить.)

Рефлексивный этап:

Воспитатель: Ребята,  какое важное и доброе дело мы сделали? (сделали домик для кошки)

Воспитатель: Сегодня вы внимательно слушали и многое запомнили.

Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным? А какое задание было самым весёлым? Интересным? Что бы вам хотелось повторить ещё раз?

Перспективный этап:

Воспитатель: Ребята, вы были очень добры и заботливы. Я вам  предлагаю вместе  с родителями принять активное участие в акции «Истории спасенных животных» - нарисовать, рассказать, как вы помогли бездомным животным.

Кошке бездомной отдайте сосиску.

И молочка вы налейте ей в миску.

Праздник бездомных животных встречая,

Им помогите, добра лишь желая!

Литература
1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 2 (4 - 5 лет). – М.: Баласс, 2018. – 96 с.
2.  Про кота. – СПб.: Речь, 2020. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию "Яблочный спас"

Программное содержание: 1.     Воспитывать интерес к русским народным традициям.2.     Развивать у детей умение отгадывать загадки.3....

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию "Охота львов"

Программное содержание:Познание:Закреплять и углублять знания детей о животных жарких стран, какие виды животных там обитают, как приспосабливаются к жизни в данных условиях;Художественное творчество:...

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Весенний ковер»

Цели: Закрепить умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства ...