Консультация для педагогов. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Яворская Ксения Сергеевна

Ознакомление дошкольников с природой передает объём знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема : Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.

Одно из них – ознакомление с природой.

Ознакомление дошкольников с природой передает объём знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.

Для этого используются разнообразные методы – наблюдение , труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Ознакомление дошкольников с природой  начинается уже в младших группах. 

Основным способом ознакомления детей с природой является непосредственное наблюдение. Наблюдение способствует усвоению разнообразных знаний. Например, младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. С этой целью воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы.

Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения.

Таким образом, наблюдение является важным методом ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения, и благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе. 

При ознакомлении детей с природой не мало важную роль играют дидактические игры.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. 

Дидактическая игра – это одно из эффективных средств обучения. Ее можно использовать как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

основные виды дидактических игр:

  1. Словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают мыслительные задачи; например, описывают предметы, отгадывают предметы по описанию, находят сходства и различия предметов и явлений природы.

Примеры:   «Кто летает, бегает, прыгает», «Узнайте по описанию»;  «Съедобное – несъедобное»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?»,

«Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

2.Игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Сами природные материалы очень интересны детям, они с интересом играют в такие игры.

Такие игры можно проводить как в группе, так и на улице. Но нельзя забывать меры предосторожности, такие игры необходимо проводить в присутствии взрослого.

3.Настольные дидактические игры – это очень занимательный вид игр. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. Эти игры очень разнообразны: «Лото», «Домино», различные ходилки с заданиями.

Например «Чей хвост?», «Кто, где живет?»,  « Кто чем  питается?», «Что где растет?»,

«Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода).

«Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

«Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Экологические знания у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию нравственных качеств, а так же воспитанию бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Сохранение эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду –   это  его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта,  защищенности и доверия, важное условие сохр...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

Ознакомление с природой детей младшей группы

       С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира...

Консультация для родителей «Ознакомление с природой детей младшей группы»

Уважаемые родители!Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев &ndash...

Мастер-класс для педагогов "Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста"

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которы...