"Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кондратьева Татьяна Олеговна

Занятие для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vov.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое мероприятие «Путешествие в прошлое»

Цель: Дать детям   представление о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, отстоявшему мир в жестоких сражениях.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: общение со взрослым, проведение опыта, восприятие музыки, стихов, просмотр презентации.

Образовательные задачи:   уточнять и углублять представления об истории; поощрять интерес к событиям, происходящим в стране; углублять знания о защитниках  страны в дни войны; формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; обогащать словарь детей:    Отечество, фронт, война, тыл, блокада, дорога жизни, подвиг.

Развивающие задачи: Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнавать больше нового.   Закрепить навыки речевой, экспериментальной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать координацию речи с движениями.  

Воспитательные задачи: Воспитывать в детях чувство за свой народ, умение сочувствовать, сопереживать.  Прививать уважительное отношение к  жителям города.

Словарная работа: Отечество, фронт, война, тыл, блокада, дорога жизни.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне,   посещение памятников погибшим героям.

Методические приемы: словесный: рассказ, беседа, вопросы; наглядный: слайдовая презентация, показ и объяснение воспитателя; практический: совместное проведение опыта.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран, стол, стулья по количеству детей, письмо, презентация о Великой Отечественной войне, схема озера, термометр,  стаканы, лед, вода.

Ход педагогического мероприятия:

 - Ребята, посмотрите, мне в руки попало письмо!    Это истлевшее письмо на  старой  бумаге. Письмо написал мальчик Слава своему папе более 70 лет назад.

- Ребята, давайте прочитаем  письмо.  

«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе… Я все время хочу есть, и мама тоже все время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало,  и масла не бывает. Дорогой папа, бей фашистов!»

- Ребята, кому написал письмо мальчик?

- О чем рассказывает Слава папе  в письме?

- О чем просит мальчик своего папу в письме?

- Взрослые и дети писали такие письма своим родным в далеком прошлом.  

- Мальчик Слава жил со своей семьей, в городе Ленинграде. Была мирная жизнь.  Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.   Неожиданно воскресным летним утром, когда люди еще спали  Германия без объявления войны напала на наше Отечество.

- Что такое Отечество? (Родная страна).

- Как называется наша страна? (Россия)

Началась Великая Отечественная Война.

- Что такое война?  (Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов).

- Все люди поднялись на защиту своей Родины.   Бои велись и на земле, в воздухе, и на воде. Наши войска не сдавались.  

- Большую поддержку фронту оказывал тыл.

- Что такое тыл? (Люди, которые не воевали, помогали солдатам).

- Ребята, как вы думаете, как помогали люди в тылу солдатам?

Начиная от детей и заканчивая стариками, каждый кто мог работать, трудился у станков на заводах, изготавливая оружие и боевые машины для фронта. Женщины выполняли всю мужскую работу, трудясь на полях в колхозах и на заводах. Голодая, не высыпаясь люди делали все, чтобы помочь нашим солдатам остановить фашистов.

- Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»? (Это смелый, отважный, хороший поступок).

- Кто такой герой? (Человек совершающий смелые, хорошие поступки).

-  Героями были не только   люди, но и   города. Тринадцать городов   носят   звание город-герой, среди них город Ленинград.

 -  Фашистская армия  близко подошла к Ленинграду. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить.  Они окружили город со всех сторон.    

- Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (круг, кольцо)

- Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой.

- Ребята, а  как вы понимаете   блокада? (ответы детей)  Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти.  

- Все дороги, ведущие к  городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград со страной.

-  И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно. Почему опасно передвигаться по льду? (Ответы детей).

- Потому что  лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы. Под тяжестью груженых автомобилей  он мог  провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха. Укрыться было негде.

- Природа помогла людям. Морозы наступили раньше обычного. Озеро покрылось льдом. По замерзшему Ладожскому озеру  повезли голодным ленинградцам хлеб. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни».

-Сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать.

- Как вы думаете, откуда озеро начинает замерзать быстрее? (Ответы детей).

- Ребята, давайте посмотрим на схему озера. Где самое глубокое место в озере? (В середине).

- Где самое мелкое место в озере? (У берега).

- Берем воду из графина и разливаем воду по стаканам. Это будет озеро в середине и у берега.

- Первый стакан наполняем полный и обозначим буквой А. Это будет озеро в середине. Второй стакан наполняем меньше половины и обозначаем его буквой Б. Это будет озеро у берега.

- Давайте измерим температуру воды в стаканах. Чем измеряется температура? (термометром).

- Ребята, посмотрите температура воды до мороза в обоих стаканах одинаковая. (С помощью термометра измеряется температура воды).

- А теперь представьте,  ударили сильные морозы. Что произойдет с озером? (Вода в  озере замерзнет, покроется льдом).

- Давайте оставим стаканы на некоторое время и посмотрим, что произойдет. А мы с вами немного отдохнем. 

Физкультминутка: «Победа!»

Мы празднуем Победу! - Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют!  - Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем 

Кругом цветы весенние -  Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут! - Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют,   Приседания с выставлением ног вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные   - Вдох, круговое движение руками, 

Живут, живут, живут! -  Изображая земной шар.

- Ребята, давайте посмотрим, что произошло с водой в стаканах. Посмотрите, за одинаковое количество времени вода имеет разное состояние.  Ребята, что произошло с водой? (Ответы детей).

- Вода в   стакане А покрылась корочкой льда. Это вода в середине озера. Вода в стакане Б замерзла полностью. Это вода у берега озера. Вода у берега замерзает   быстрее, чем в середине. Так было и с Ладожским озером.

- В Ладожском озере   у берегов вода покрылась льдом раньше, чем в середине реки.

- Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни».

- Много жизней унесла эта война.   И наконец настал тот день.

Май. Весна. Земля одета в белый цвет. Повсюду счастливые лица людей. Это была Победа! С тех пор день 9 мая стал нашим великим праздником   Днём Победы! Мы вспоминаем   своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу.      

- Ребята, что вы узнали нового?

- Что вам запомнилось?

- Ребята, спасибо за занятие, мне было очень интересно с вами работать.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...

«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия

Обучающие задачиОбогатить  представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга  315 лет назадПознакомить с  историей строительства Петропавловской крепости...

Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"

В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....