Инклюзивное образование в ДОУ
статья

Ефремова Елена Юрьевна

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.

Согласно правильным взглядам на совместное обучение слепых детей Выготского Л.С., «специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять слепых из жизни, но как можно раньше и теснее вводить их в жизнь. Слепому придется жить в общей жизни со зрячими, надо учить его в общей школе. Конечно, известные элементы специального образования и воспитания сохранить за специальной школой или внести в общую школу.

Задача современного педагогического сообщества объединить в единое целое элементы тезиса и антитезиса. Так же необходимо отказаться от практики специальных школ. Детям с ОВЗ необходимо расширить общение с миром, не пассивно изучать мир, а принимать активное участие в жизни. Выводить этих детей из узкого круга где они оказался в силу своих недостаткв, участие в детском и юношеском движении позволяет широкое общественно – политическое воспитание. Это действенный рычаг социального воспитания, которое позволяет задействовать обширные воспитательные возможности.

Вот почему образование, проявляющееся как общественно значимый и ведущий социальный фактор развития и формирования личности, её 6 социальной, профессиональной активности в жизни общества, и личности, которая имеет право на личное счастье, не должно сдвигаться к процессу формализации и стандартизации не только профессиональной готовности, но и сглаживанию развития индивидуальности в настоящее время на путях организации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ.

Инклюзивное образование – такое образование, каковое каждому ученику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания, что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.

К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность, детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.

Главная проблема современной инклюзивной педагогики, которая в России еще не достигла своего должного развития, – недостаточная разработка теоретической и методологической базы интегрированного и инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в России строится на следующих принципах:

  1. Принцип индивидуального подхода.

Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Отметим, что индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность.

  1. Принцип поддержки независимой активности взрослеющего.

Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители, возможно, будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни.

  1. Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума.

  1. Принцип междисциплинарного подхода.

Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, социальный педагог, психолог, при участии старшего логопед, дефектолог воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом.

  1. Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения.

Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики.

  1. Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями, близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят.

  1. Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения.

Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов.

Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее ДОО) изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Но если мы начинаем создавать специальные условия для «особых» детей, то нарушается принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей.

В своей практике мне довелось работать с ребенком с ОВЗ. В 2010 году к на в группу пришел мальчик с особенностями здоровья. Ему был поставлен диагноз: детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. У мальчика были ограничены движения при ходьбе. Мы с моей напарницей были немного шокированы данной ситуацией. И сразу встал вопрос: что делать и как с ним работать? Ведь кроме него у нас было еще 30 детей. Антон неуверенно стоял на ногах, мы всегда боялись за него, что дети его могут толкнуть и он упадет. Но нами ежедневно проводилась работа с остальными детьми в плане того, как нужно вести себя с этим мальчиком. Мы создали такие условия для ребенка, что ему нравилось посещать наш детский сад. Мы старались его ни в чем не ограничивать: в танцах – он стоял в центре круга, а дети танцевали вокруг него, в играх – был всегда с детьми, а дети старались играть в такие игры, чтобы ему было удобно стоять или сидеть. Мы научились работать с этим ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.

Читая и анализируя психолого-педагогическую литературу, а также учитывая наш собственный эмпирический опыт, я сделала вывод о том, что условия, которые существуют в современных дошкольных образовательных организациях для инклюзии, такие как – квалификация специалистов, организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и др., не является достаточными. На основе этого вывода хотелось бы предложить следующий комплекс психолого-педагогических условий для оптимальной реализации инклюзивной практики в детском саду:

– повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников;

– построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения;

– организация социального партнёрства ДОО и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников.

Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно организовывать инклюзивное образование дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение особых потребностей каждого дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Елена Юрьевна

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14»

г. Саранск

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.

Согласно правильным взглядам на совместное обучение слепых детей Выготского Л.С., «специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять слепых из жизни, но как можно раньше и теснее вводить их в жизнь. Слепому придется жить в общей жизни со зрячими, надо учить его в общей школе. Конечно, известные элементы специального образования и воспитания сохранить за специальной школой или внести в общую школу.

Задача современного педагогического сообщества объединить в единое целое элементы тезиса и антитезиса. Так же необходимо отказаться от практики специальных школ. Детям с ОВЗ необходимо расширить общение с миром, не пассивно изучать мир, а принимать активное участие в жизни. Выводить этих детей из узкого круга где они оказался в силу своих недостаткв, участие в детском и юношеском движении позволяет широкое общественно – политическое воспитание. Это действенный рычаг социального воспитания, которое позволяет задействовать обширные воспитательные возможности.

Вот почему образование, проявляющееся как общественно значимый и ведущий социальный фактор развития и формирования личности, её 6 социальной, профессиональной активности в жизни общества, и личности, которая имеет право на личное счастье, не должно сдвигаться к процессу формализации и стандартизации не только профессиональной готовности, но и сглаживанию развития индивидуальности в настоящее время на путях организации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ.

Инклюзивное образование – такое образование, каковое каждому ученику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания, что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.

К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность, детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.

Главная проблема современной инклюзивной педагогики, которая в России еще не достигла своего должного развития, – недостаточная разработка теоретической и методологической базы интегрированного и инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в России строится на следующих принципах:

  1. Принцип индивидуального подхода.

Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Отметим, что индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность.

  1. Принцип поддержки независимой активности взрослеющего. 

Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители, возможно, будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни.

  1. Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников. 

Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума.

  1. Принцип междисциплинарного подхода.

Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, социальный педагог, психолог, при участии старшего логопед, дефектолог воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом.

  1. Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения.

Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики.

  1. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. 

Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями, близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят.

  1. Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения.

Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов.

Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее ДОО) изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Но если мы начинаем создавать специальные условия для «особых» детей, то нарушается принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей.

В своей практике мне довелось работать с ребенком с ОВЗ. В 2010 году к на в группу пришел мальчик с особенностями здоровья. Ему был поставлен диагноз: детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. У мальчика были ограничены движения при ходьбе. Мы с моей напарницей были немного шокированы данной ситуацией. И сразу встал вопрос: что делать и как с ним работать? Ведь кроме него у нас было еще 30 детей. Антон неуверенно стоял на ногах, мы всегда боялись за него, что дети его могут толкнуть и он упадет. Но нами ежедневно проводилась работа с остальными детьми в плане того, как нужно вести себя с этим мальчиком. Мы создали такие условия для ребенка, что ему нравилось посещать наш детский сад. Мы старались его ни в чем не ограничивать: в танцах – он стоял в центре круга, а дети танцевали вокруг него, в играх – был всегда с детьми, а дети старались играть в такие игры, чтобы ему было удобно стоять или сидеть. Мы научились работать с этим ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.

Читая и анализируя психолого-педагогическую литературу, а также учитывая наш собственный эмпирический опыт, я сделала вывод о том, что условия, которые существуют в современных дошкольных образовательных организациях для инклюзии, такие как – квалификация специалистов, организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и др., не является достаточными. На основе этого вывода хотелось бы предложить следующий комплекс психолого-педагогических условий для оптимальной реализации инклюзивной практики в детском саду:

– повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников;

– построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения;

– организация социального партнёрства ДОО и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников.

Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно организовывать инклюзивное образование дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение особых потребностей каждого дошкольника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Акатов – М.: Просвещение, 2002 – Президентская программа «Дети России» – 448 с.
  2. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования. // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М., 2010. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом – М. [Текст]. 1997. – 67 с.
  3. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников – М. 2016. – 217 с.
  4. Инклюзивное образование. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными особенностями здоровья в общеобразовательных учреждениях – М. 2012. – 412 с.
  5. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду – Инклюзивное образование. Выпуск 4 – М. 2010. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...