«Магнит и его свойства».
опыты и эксперименты (старшая группа)

Христинченко Светлана Михайловна

Овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита, систематизация знаний о магните.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Муниципальное  бюджетное дошкольное учреждение

                                               г.Мурманска  №73

                                                     Конспект

                                             открытого занятия

                          по опытно-экспериментальной деятельности

                             в старшей  логопедической группе

                              на тему: «Магнит и его свойства».

   

                                                                                                         Воспитатель

                                                                                                         Христинченко С.М.                        

   

                                           Март 2020

Тема«Магнит и его свойства».

Цель:

Овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита, систематизация знаний о магните.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с понятиями «магнетизм»«магнитные силы».

2. Сформировать представление о свойствах магнита.

3. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.

4. Закреплять знания о геометрических фигурах.

5. Активизировать в речи детей слова: «притягивать»«примагничивать»«магнитные силы».

5. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки.

6. Учить делать обобщения.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать познавательный опыт детей.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Развивать социальные навыки: умение работать вместе, договариваться, учитывать мнение других, а также отстаивать своё мнение.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение, желание приходить на помощь другим.

2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: предметы, карточки с картинками, простой карандаш - по количеству детей; лабиринт, ключи железные и из других материалов, материалы для опыта с песком, мнемотаблицы, сундучок с замком, в нем - магнитный планшет.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель ( Настрой детей на работу) У нас сегодня гости, давайте поздороваемся!

 (дети становятся в круг)

Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

Становись скорее в круг, я твой друг и ты мой друг!

-Ребята, мне кажется, что у нас сегодня в мастерской кто- то побывал и что то нам оставил ( сундук)

-Интересно, что в нем и от кого он! Закрыт! Посмотрите, а какой замок на сундуке?- давайте его рассмотрим- из металла, значит он какой?- металлический! Как вы думаете , какой ключ к нему должен подойти?- металлический!  Смотрите, ребята, я вижу письмо! Давайте я его прочту.

 «Здравствуйте ребята! Я ученый и я слышал, что в этом детском саду воспитываются очень умные дети, в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но чтобы его открыть, вы должны найти один ключ».  А я знаю, ребята, что нам поможет найти ключ- это магнит.

Я показываю магниты. Посмотрите, ребята, а вы знаете, что такое магнит и где мы его можем встретить? (Магнит притягивает предметы. У меня дома на холодильнике есть магнитик. У нас на доске рисунки висят на магнитах).

- Вот перед вами обычный магнит

   Много секретов в себе он хранит.

Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям.

Рассмотрите внимательно свои магниты, потрогайте их, скажите, какой он? – ( твердый, блестящий, железный, тяжёлый).

Индивидуальные ответы:

- какой магнит? (блестящий).

- как ты думаешь, какой магнит? (Твердый).

- Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом, его свойствами. С магнитом надо быть очень осторожными, что бы нам случайно не примагнититься к чему нибудь! Поэтому у нас есть специальные мешочки, и в них мы будем хранить наши магниты. Доставать магниты из мешочков мы будем по команде: «Раз, два, три в руку магнит возьми!», а по команде « Раз, два , три магнит убери» мы будем убирать магниты обратно в мешочек.

Договорились?-  -«раз,два,три, магнит убери»

-Мы с вами узнали, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Чтобы найти ключ, мы должны выполнить необычные задания.

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

Посмотрите, ребята, что же у нас лежит на столах?-  ( снимаю тряпки) –ой, как же много  разных ключей!

Опыт 1: На 2 подносах лежат ключи из различных материалов

- Ребята, давайте их рассмотрим.  Этот ключ сделан из чего? ( из бумаги, значит он какой?-бумажный)

-А давайте проверим, какие ключи притянуться к магниту?  Нужно взять магнит, поднести его к предмету поближе и попробовать какой ключ притянет магнит.

-«Раз, два, три в руку магнит возьми!» ( притягиваем ключи).

-«Раз, два, три магнит убери»

Ребята, какие ключи притянулись к магниту? А какие не притянулись?

-Правильно!   какой вывод можно сделать? (только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д. не притягиваются).

- Давайте с вами обозначим это свойство магнита с помощью схемы (Прикрепляется схема )–. На схеме предметы из какого материала?  магнит притягивает изделия из металла)- повторили!!!

-Вот мы нашли металлические ключи, пойдемте попробуем, сможем ли мы ими открыть замок на сундуке. ( я пробую, не подходят)

- Что же делать? Надо искать еще ключ, может следующий ключ, который мы найдем подойдет к замку. Вижу, так легко нам не справиться! Давайте наберемся сил!

ФИЗМИНУТКА

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Если очень мы спешим, вместе быстро побежим ( бег на месте)

Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)

Если рядом нет кого то, мы поищем там и тут ( наклоны)

Никого не потеряли, все ребята на местах ( вдох и выдох)

Значит можно продолжать нам задание выполнять.

- Отлично! Посмотрим, что же нас ждет впереди!

 Опыт 2: на столе в стакане с водой лежит ключ.

- Посмотрите, ребята, я вижу ключ, но он в воде— Ребята, мне интересно, а можно ли достать ключ и не замочить руки. Как вы думаете – как? (Индивидуальные ответы детей: 1-вылить воду, 2-надеть резиновые перчатки).

-у нас же есть помощник! -если вести магнитом по стенке стеклянной вазы, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через стекло и воду. Сначала, это попробую сделать я, а вы посмотрите, что получится!

-Получилось! А вы хотите попробовать достать железный предмет из воды? (Да).

У нас есть стеклянные стаканы с водой и металлические скрепки. Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать.

-«раз, два, три  магнит в руку возьми!»

 (Дети выполняют)

- «раз, два, три магнит убери!»

- Расскажите, что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх).

- Что же двигало скрепку? ( Магнит, Магнитная сила).

- Какой можно сделать вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через стекло и воду)

-Давайте с вами обозначим это свойство магнита.

(Прикрепляется схема – магнитная сила действует через стекло и воду)- повторили!!!

-Молодцы, у нас всё получилось,  мы выполнили ещё одно задание и достали ключ. Проверим, подойдет ли он к замку!- не подходит(

Опыт 3: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

- Давайте искать нужный ключ дальше! А искать мы его будем в песке! Но трогать песок мы будем не руками, что нам поможет искать предметы?- наш помощник магнит! Мы будем проводить магнитом близко-близко к песку, стараться не касаться его!

-Готовы попробовать? Тогда садитесь каждый за свой столик с песком.

 « раз, два,три магнит в руки возьми»

-У всех получилось найти спрятанный предмет?

-«раз, два, три магнит убери»

Индивидуальные ответы:

- Что у тебя было спрятано в песке? (скрепка)

- А у тебя? (ключ)

- А у тебя что? (шуруп, гайка)

Это все предметы и металла!

-Какой можно сделать вывод? (Магнитные силы свободно проходят через песок.)

-Давайте с вами обозначим и это свойство магнита.

 (Прикрепляется схема – магнит притягивает сквозь песок)- повторили!!!

- Мы нашли еще один ключ, идем проверять, подходит ли он к замку- не подходит(

Опыт 4: «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

- Ребята, а я увидела еще один ключ , пойдемте посмотрим!

-Посмотрите это настоящий лабиринт из пластика и в нём лежит ключ. Чтобы достать ключ из лабиринта, нам необходима помощь ( что нам поможет?- магнит!) Нам нужно провести магнит по лабиринту и тогда мы сможем достать ключ! У каждого из вас на сумочках изображена геометрическая фигура, у кого красный квадрат?- начинай! Проводить ключ мы будем по очереди, каждый по своей дорожке!

-«раз, два , три магнит в руку возьми»

Дети проводят ключ по лабиринту. Достали ключ!

-«раз, два, три магнит убери»

-У вас получилось пройти сложный лабиринт? Почему ключ двигался?

Вывод: потому что магнитные силы проходят через пластик, магнит передвигает ключ силой притяжения.

- Давайте с вами обозначим это свойство магнита.

(Прикрепляется схема – магнитные силы проходят через пластик)

- вот мы достали последний ключ

Возвращаемся к сундуку.

- Давайте же поскорей попробуем открыть замок!  Ура, ключ подошел, посмотрите, что нас ждет в сундуке ( Что это? (магнитный планшет для рисования)

- Ну вот, все задания выполнены, у нас все получилось. А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу, а еще у нас был замечательный помощник ( какой?)- магнит!

Заключительный этап:

- Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное занятие. Вам понравилось? (ответы детей)

-А что вы узнали сегодня нового о магните. Давайте подойдем к доске.

Индивидуальные ответы детей:  скажи, что ты сегодня узнал о магните? … (Магнит притягивает железные предметы, действует через стекло, воду, песок, пластик.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Магнит и его свойства

Мы считаем, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследовательской ак...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Магнит и его свойства"

Конспект познавательно-исследоватеьской деятельности для подготовительной группы для формирования понятия "магнетизм"...

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. Магнит и его свойства.

Тема: «Магнит и его свойства». Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Задачи: познакомить детей с понятием « магнит»; сфо...

Совместная деятельность детей подготовительной и младшей групп по познавательной деятельности. "Магнит и его свойства".

Совместная деятельность подготовительной и младшей групп детского сада по познавательное деятельности. "Магнит и его свойства"...

Методическая разработка к организации исследовательской познавательной деятельности детей 5-6 лет Тема: «Магнит и его свойства».

Цели: Сформировывать представления о магните и его свойствах. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.Задачи: развивать стремление к познанию через творческо-эксперимен...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы « Этот чудодейственный магнит и его свойства»

·        Технологии речевого развития; исследовательский метод; технология опорных сигналов (алгоритмы); решение проблемных ситуаций; сказкотерапия;·...