Выступление на семинаре-практикуме для родителей на тему «Задания для усвоения счета в пределах 5-ти у детей с ЗПР»
консультация (старшая группа)

Золотарева Светлана Игоревна

Выступление на семинаре-практикуме для родителей на тему «Задания для усвоения счета в пределах 5-ти у детей с ЗПР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_usvoeniya_scheta_v_predelah_5ti.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василек»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

 e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Выступление на семинаре-практикуме для родителей на тему «Задания для усвоения счета в пределах 5-ти у детей с ЗПР»

Подготовила: учитель-дефектолог

 Золотарева С.И.

г. Рубцовск, 2023г.

   К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с помощью счетных палочек и решают простые задачи. Другие не могут назвать ни одной цифры, не умеют считать, смешивают фигуры, не ориентируются на листе бумаги, не могут выполнить простейшие рисунки, не приобретают элементарных математических знаний, умений и навыков, которыми владеют нормально развивающиеся дошкольники.

          Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых имеются нарушения пространственной ориентировки, недоразвитие мелкой моторки пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, черчением. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур. На обучение накладывают отпечаток сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания, низкая работоспособность, недостаточное развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). Все это создает повышенные трудности в овладении математикой.

       Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений, в том числе связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, игрой с мячом и т.д.

В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители.

Дидактическая игра «Волшебные ниточки»

Цель: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.  

Материал лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.

Ход: 1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу.

Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.

Дидактическая игра «Фотосалон»

Цель: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание.    

Материал:  карточки с изображением цифр; раздаточный материал: набор фишек (пуговиц или мелких игрушек), карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки.

Ход: Педагог предлагает детям стать фотографами, т.е. на своей карточке-фотопластинке изображать фишками или мелкими игрушками цифры, которые «придут» в «фотосалон». За быструю и правильную фотографию можно заработать монетки (фишки).

В конце игры подводятся итоги: награждают того, кто набрал больше всех фишек, или выявляют «лучшего фотографа города».

Дидактическая игра «Найди портрет числа»

Цель: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.

Материал: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.

Ход: Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.

Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается

Дидактическая игра «Лифт»

Цель: закреплять прямой и обратный счет до 5, закрепление основных цветов радуги,   закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй…) 

Ход: Ребенку  предлагается  помочь жителям   поднять или опустить их на лифте,  на нужный этаж, считать этажи, узнать,  сколько живет жильцов на этаже.

Дидактическая игра «Весёлая гусеница»

Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа. 

Материал: Из картона изготавливается карточка  на ней изображение гусеницы.  На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.Ход: 1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу.

Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.

Дидактическая игра «Домик»

Цель: закрепление знания состава чисел от 2 до 5.

Материал: домики,  плоскостные человечки

Ход: Детям дается задание  - «заселить дом». Но необходимо соблюдать важное правило – на каждом этаже живет такое количество жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше  дома. Левая сторона заполнена нарисованными человечками, правая пустая. Дети сами определяют количество жильцов справа и заселяют их.

Дидактическая игра «Какой игрушки на стало?»

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5.

Материал: игрушки, показывают картинку, на которой в р яд изображены разнородные предметы, молоточек.

Ход: Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало мяча, он был третьим справа или вторым слева.

Кто первым назовет. Детям показывают картинку, на которой в р яд изображены разнородные предметы. Договариваются, откуда ведут счет. Ведущий ударяет в молоточек, дети подсчитывают удары и находят игрушку.

Дидактическая игра «Сколько»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете.

Ход: Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Две лодочки по озеру

Широкому плывут;

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей?

Дидактическая игра "Какая цифра пропущена?".

Цель: закреплять цифры от 0 до 5; порядковый счет.

Ход: на доске воспитатель выставляет карточки с цифрами, но не все:

1 2 4 5 ; 2 3 4 5; 1 2 3 5; 1 2 3 4

- Какие цифры пропущены?

Дети отвечают, а один ребенок у доски ставит недостающие цифры.

Дидактическая игра «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 5.

Ход: Дети, становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Выступление на семинаре – практикуме для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чем хороша и чем полезна». «Польза логопедического массажа для лица и рук»

Добрый вечер, уважаемые родители! = Я рада приветствовать всех Вас в нашем любимом детском саду.Сегодня мы говорим с Вами о здоровом образе жизни, о профилактике заболеваний, о мерах предосторожн...

Выступление на семинаре-практикуме с опытом работы на тему: "Реализация проекта Колобок"

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материялом для лепки....

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"

Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Задание для усвоения счета в пределах 10

Задание на усвоения счета в пределах 10....