Конспект выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ на тему «Организация проектной деятельности в ДОУ».
презентация

Прокофьева Ольга Сергеевна

Конспект выступления на тему:

«Организация проектной деятельности в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx31.18 КБ
Файл prezentatsiya_v_dou.pptx241.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад села Алаторка» муниципального района Иглинский район

Республики Башкортостан

Утверждаю:

                                                                                     Заведующая МБДОУ

«Детский сад села Алаторка»

____________Огуреева О.С.

      Согласовано:

Ст.воспитательМБДОУ

«Детский сад села Алаторка»

____________Янгирова Г.В.

                                                                                                                                                                                                   

Конспект выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ

на тему «Организация проектной деятельности в ДОУ».

 

    Составила

        воспитатель:

                                                                                                   Прокофьева О.С.  

2025

Конспект выступления на тему:

«Организация проектной деятельности в ДОУ»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования или метод проектов.

Становление современной системы образования
требует существенных изменений в педагогической теории и практике ДОУ;
совершенствования педагогических технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной, созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблем, является метод проектной деятельности.

Метод проектов в ДОУ  это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Другими словами, метод проектов – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности, который завершается определенным практическим результатом.

Целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка. Что такое проект для ребенка — это раскрытие творческого потенциала; умение работать в группе; деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими детьми; умение презентовать свою работу.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков.
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие познавательных способностей;
  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

В практике современных дошкольных образовательных учреждений используют различные типы и виды проектов.

По количеству участников

Индивидуальные; групповые; межгрупповые; комплексные.

По характеру контактов

Среди детей одного возраста, другой возрастной группой, внутри ДОУ, с родителями

По роли ребенка в проекте

Исполнитель, заказчик, ведущий, эксперт

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему принципу

Творческие, исследовательские, информационные, игровые, тематические.

По характеру содержания и информативности

Монопроекты (одна образовательная область); интегративные (две и более образовательные области).

Так что же собой представляет ПРОЕКТ?

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема (выбор темы).
  • Проектирование или планирование.
  • Поиск информации.
  • Продукт (практический результат).
  • Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.). Тема проекта- то, что мы узнаём. Проект- то, что мы делаем.

Работа над проектом строится поэтапно. Первый этап подготовительный (организационный и планирование проекта). Второй – основной (поиск информации, реализация проекта). И третий этап – заключительный (презентация проекта).

  1. Подготовительный

На первом этапе происходит выбор темы. Темы проектов могут быть самыми разнообразными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, удовольствия, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.).

На данном этапе работы педагог использует модель «Трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать? Ответы детей воспитатель записывает на трех листах, указывая при ответе ребенка его имя.

Важно!!!

В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые.

В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми, так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты).

В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос («Какую тему для обсуждения вы предлагаете?»; «Кого ещё интересует тема, предложенная Таисией?»; «Сколько детей выбрали эту тему?»; «А сколько детей интересуется темой, которую выбрал Матвей?»; «Какую тему выбрало большинство детей?»). На данном этапе так же можно использовать карточки, которые будут схематично обозначать ответы детей - детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.

Следующий – это планирование работы над проектом.

  • К кому обратиться за помощью;
  • В каких источниках можно найти информацию;
  • Какие предметы использовать;
  • С какими предметами научиться работать для достижения цели;
  • Составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
  • Обсуждение плана с семьями на родительском собрании;
  • Консультация со специалистами ДОУ;
  • составление плана-схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями).
  1. Основной

Поиск информации. Дети с помощью родителей и педагогов приступают к сбору информации. Они могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.

Реализация проекта осуществляется через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности. Основными требованиями реализации метода проектов являются:

  • наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская работа или поиск;
  • проект – это игра «всерьёз», и результаты её значимы как для детей, так и для взрослых;
  • самостоятельность детей (при поддержке взрослых);
  • сотворчество детей и взрослых;
  • применение полученных знаний на практике.

После такого объявления родители просто не могут остаться в стороне от интересных дел детей, они оказывают существенную помощь в работе над проектом, собирают совместно с детьми занимательный материал.

Методы реализации проекта.

  1. Практические - создание развивающей среды; экскурсии,
    наблюдения; оформление уголков в группах для познавательного
    развития детей.
  2. Словесные - беседы, наблюдения; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
  3. Наглядные - выставки, конкурсы; сбор фотоматериалов; рассматривание иллюстраций; личный пример взрослых.
  1. Заключительный этап

Заключительный этап – презентация проекта.  Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – итог исследования, один из главных этапов проектной деятельности. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация проектной деятельности в ДОУ Подготовила: воспитатель Прокофьева О.С.

Слайд 2

Актуальность проектного метода Становление современной системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике ДОУ; совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной, созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблем, является метод проектной деятельности.

Слайд 3

Метод проектов в ДОУ педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Слайд 4

Цель проектного метода в ДОУ развитие свободной творческой личности ребенка Что такое проект для ребенка? Раскрытие творческого потенциала; Умение работать в группе; Деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими детьми; Умение презентовать свою работу

Слайд 5

Задачи: развитие коммуникативных навыков . развитие творческого воображения и мышления; развитие познавательных способностей ; обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Слайд 6

По количеству участников ( Индивидуальные, Групповые, межгрупповые, комплексные ) По характеру контактов (среди детей одного возраста, другой возрастной группой, внутри ДОУ, с родителями) По роли ребенка в проекте (исполнитель, заказчик, ведущий, эксперт) По продолжительности ( краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) По доминирующему принципу (творческие, исследовательские. информационные, игровые) По характеру содержания и информативности ( монопроекты , интегративные) ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ В ДОУ

Слайд 7

Так что же собой представляет ПРОЕКТ? Портфолио проекта – папка ,в которой собраны все рабочие материалы

Слайд 8

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА Подготовительный ( организационный , планирование проекта) Основной (поиск информации, реализация проекта) Заключительный (презентация проекта)

Слайд 9

1. Подготовительный этап (организационный) Педагог помогает выбрать ребенку наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. «Модель трех вопросов» Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать?

Слайд 10

Важно!!! В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые. В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты). В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос (“Какую тему для обсуждения вы предлагаете?”. “Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?”. “Сколько детей выбрали эту тему?”. “А сколько детей интересуется темой, которую выбрал Игорь?” “Какую тему выбрало большинство детей?”) - детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.

Слайд 11

Планирование проекта. План деятельности по достижению цели К кому обратиться за помощью; В каких источниках можно найти информацию; Какие предметы использовать; С какими предметами научиться работать для достижения цели; С оставление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей); Обсуждение плана с семьями на родительском собрании; К онсультация со специалистами ДОУ; составление плана- схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями).

Слайд 12

2. Основной этап (П оиск информации). Дети с помощью родителей и педагогов приступают к сбору информации. Они могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.

Слайд 13

Реализация проекта Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала.

Слайд 14

Практические Словесные Наглядные Создание развивающей среды Экскурсии, наблюдения Оформление уголков в группах для познавательного развития детей Беседы, наблюдения Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры Выставки, конкурсы Сбор фотоматериалов Рассматривание иллюстраций Личный пример взрослых МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Слайд 15

3. Заключительный этап ( Презентация проекта) организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг), составление книги, альбома совместно с детьми; подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании; обобщение опыта работы).

Слайд 16

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Слайд 17

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов».

В методической разработке приведены примеры инновационных технологий, методов и приемов, которые можно использовать на разных этапах проектной деятельности. При их использовании решаются разнообразные...

Конспект выступления на семинаре-практикуме «Игра-основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»

Конспект выступления на семинаре-практикуме «Игра-основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»...

Консультация для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности, в условиях реализации программы «Вдохновение»

Образовательная практика в дошкольном учреждении, оптимально поддерживающая образовательно-развивающий потенциал детей, большее значение придает совместным образовательным процессам, ориентированным н...