Мастер-класс «Активизация и вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ на примере маршрутной игры»
план-конспект занятия

Зиновьева Надежда Владимировна

Мастер-класс «Активизация и вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ на примере маршрутной игры» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса по теме:

«Активизация и вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ на примере маршрутной игры»

Воспитатель I категории

Зиновьева Надежда Владимировна  

                                                                                «Планета Детства « Лада»

ДОУ №157  «Светлячок»                      

г. о. Тольятти

          Современное  время – время активных действий, быстрых решений, и зачастую родители, озабоченные грузом решения житейских проблем, все меньше и меньше времени могут уделить общению с ребенком, участию в его развитии.

Одной из приоритетных задач  дошкольного учреждения, является «взаимодействие с семьей для  обеспечения полноценного развития ребенка, обеспечение психолого-педагогической  поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования..».

Перед педагогами стоит задача активизации  родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, использование разнообразных форм взаимодействия  с родителями и воспитанниками.

Как показывает опыт нашего образовательного учреждения, это взаимодействие помогает развивать позитивное и доверительное взаимодействие  детей, родителей  и сотрудников детского сада, повышает уровень компетентности родителей. Педагоги и родители становятся союзниками, всегда готовыми к диалогу и взаимопомощи.

Вовлекая родителей в образовательный процесс, мы формируем атмосферу сотрудничества, доверия между взрослыми и детьми. Наряду с этим предоставляется возможность  познакомиться на практике с методами и формами работы детей, что способствует построению единого подхода к воспитанию и развитию ребенка.  Родитель, участвующий в совместной деятельности с детьми, приобретает уверенность в собственных возможностях.

Помимо активизации и вовлеченности родителей в старшем дошкольном возрасте, весьма актуальным для педагога является процесс развития у дошкольников инициативности и самостоятельности. Наше дошкольное учреждение заинтересовала возможность решения обозначенных выше задач  в совокупности.

Остановлюсь сегодня на отдельных. 

Маршрутная игра – форма организации, которая помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет  детей  делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной  деятельностях.

Маршрутная игра – это игра, в которой имеется определённый маршрут (в зависимости от темы игры), на протяжении которого дети выполняют различные задания, достигая конечной цели. Учитывая уникальные возможности данной формы в обеспечении самостоятельности, а они действительно уникальны, потому что у педагога есть возможность сочетать маршрутную игру с системой алгоритмов, маршрутных карт….возможность вовлечения в маршрутную игру родителей, безусловно создает среду комфорта, свободного общения, доверия и в тоже время прогнозируемости результата.

Мы предлагаем несколько вариантов вовлеченности родителей:

-родитель может совместно с педагогом продумывать сюжет игры,

-может оказать помощь в изготовлении материалов и оборудования,

   - может  сопровождать ребенка по игре, активизируя его познавательную активность,

-может выступать в роли участника команды, проходя все уровни на равных с ребенком.

 Проявление инициативы мам и пап всегда поддерживается педагогом. Он же, в свою очередь, должен учитывать интеллектуальный уровень, интересы, профессиональную компетентность родителей.

На всех этапах подготовки мы стараемся поддерживать тесный контакт с родителями. В рамках предварительной работы родителям была предложена литература для ознакомления с особенностями организации и проведения маршрутных игр, далее мы совместно разрабатывали сюжет образовательной деятельности, костюмы, мотивационный и практический материал, подбирали задания.

Мы понимаем, что никто не проведет лучше и интереснее занятие о здоровой пище как мама-повар. А о процессе создания автомобиля никто не расскажет детям интереснее,  чем папа-машиностроитель, а о современных технологиях - никто лучше инженера Жигулевской долины. Так и никто лучше педагога не преподнесет знания детям, - именно мама-педагог школы, получила роль Феи Грамоты.

Музыкальная и мультимедийная поддержка выступает одним из важных факторов, стимулирующих активность дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп. Помощь в ее подготовке нам оказали родители, сделали это весьма качественно и профессионально. Родители были привлечены к изготовлению и печати алгоритмов и маршрутных карт.

Замысел нашей маршрутной игры заключался в том, что дети выступают в роли  помощников-спасателей, которым необходимо снять заклинание злого волшебника Буквоеда. С этой целью они отправляются в путешествие по уровням, используя маршрутную карту, где выполняют различные задания, за успешное выполнение которых получают волшебные кристаллы. По всему пути их сопровождает Фея Грамота – как было отмечено выше, эту роль выполняет родитель. В конце пути дети складывают кодовое слово, и чары  Буквоеда рассеиваются. Заклинание разрушено, ребята снова могут читать интересные книги.

Ну, теперь, чтобы выстроить все вышесказанное в логическую цепочку, и повторить путь, пройденный воспитанниками и героями игры, я предлагаю проиграть фрагмент нашей маршрутной игры.

С целью и задачами образовательной деятельности вы можете ознакомиться в предложенных вам буклетах. Мне понадобиться 5 помощников.

           Вы - будете красивая девочка Маша. Вы сегодня замечательный мальчик Петя. Вы Саша. Я предлагаю Вам сегодня побыть мамой, напоминаю Вы – Фея Грамота, мы с вами совместно провели всю предварительную работу и теперь вы смело можете сопровождать ребят по маршрутной игре. Предлагаю вам дать детям маршрутную карту.  Понимая ограниченность  времени отведенного нам с вами, мы пройдем только часть маршрута, для того чтобы понять специфику действий по маршрутной карте и работу по алгоритмам.

В.Переходим на следующий уровень, - определите его место!

Дети по маршрутной карте определяют место следующего задания. Знакомятся с заданием (схема ИТ «Хоровод», картинка звук –Ч-, картинка «мяч»)

Ф - Как думаете, какое задание приготовил для вас Буквоед. (ответы детей). Вы правы, нужно придумать слова со звуком Ч, а работать вы будете в хороводе. Давайте встанем в круг, и будем передавать мяч друг другу. У кого в руках окажется мяч, тот должен придумать слово со звуком –Ч-.

Дети строятся в круг.

В. - Начинаем с меня.

 Ф. -Хорошо, много слов придумали, очень внимательно и дружно работали. Успешно прошли уровень. Думаю, что заслужили еще кристалл. Переходим на следующий уровень, помогайте, ребята, посмотрите  на карту!

Дети по маршрутной карте определяют место следующего задания. Знакомятся с объяснением  (,схема работы детей в двух подгруппах, фраза «Буква Ч-звук Ч», изображение пуговиц и ниток))

Дети читают фразу, рассуждают, какое задание им нужно выполнить.

Воспитатель выслушивает предположения, по необходимости подводит к правильному выводу.

В.- Нам нужно выложить букву Ч из разных материалов. Давайте покажем, что мы знаем не только звук –Ч-, но и букву Ч. А чем отличается звук от буквы?(звук мы слышим, а букву видим, буква – изображение звука)

 Разделитесь  на две равные группы. Договоритесь, кто с кем будет работать. Вам нужно из предложенного материала выложить букву Ч.

Задание понятно? Можете приступать к работе. Кто закончит, поднимайте руку.

Детям предлагается выложить букву Ч из пуговиц  и ниток.

Фея проверяет правильность выполнения задания.

Ф. -Какую букву ты выложил, Саша? (я выложил букву Ч) (дети работают за столами). Молодцы, за прохождение этого уровня еще один кристалл в вашей  копилочке....

Таким образом,  мы с вами сегодня убедились, что вовлечение родителей в образовательный процесс, в частности его форму - маршрутную игру, это интересно, полезно и эффективно. Быть может,  у вас возникли идеи работы в данном направлении. Если у вас есть какие-либо вопросы и рекомендации, я готова вас выслушать. Надеюсь, что данный мастер-класс будет полезен для вас. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Вовлечение родителей в образовательный процесс на тему «Золотая осень»

Очень важно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Представлен конспект совместной деятельности детей подготовительной группы и их родителей. ...

Формирование интереса к физической культуре через вовлечение родителей в образовательный процесс

Я часто задавала себе вопрос: «Как добиться, чтобы занятия спортом стали потребностью?» И пришла к выводу, что в основе работы должен лежать  интерес, который стараюсь сформировать у детей. Это и...

Вовлечение родителей в образовательный процесс по формированию здорового образа жизни личным примером

Формирование потребности семьи (родителей) в здоровом образе жизни и личного примера  в  сохранении и укреплении здоровья (из опыта работы организации проектной деятельности)...

«Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов ».

laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов »....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...