Проект "Природа глазами детей"
проект
Проект по формированию экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_glazami_detey_safonova_a.s.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
городского округа Саранск «Монастырская основная общеобразовательная школа»
Рассмотренно и одобренно Утверждаю:
на заседании педагогического Директор МОУ «Монастырская ООШ»
совета №1 от 30.08.2023г Л.Ф.Левина
Проект
«Природа глазами детей»
в разновозрастной группе
Подготовила: воспитатель
Сафонова А.С.
Саранск 2023г
. Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика —
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Краткая аннотация проекта
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Дошкольники с огромным интересом учатся воспринимать все, что их окружает и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. Мы должны развивать в наших воспитанниках такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И в этом нам может помочь природа. Проект «Природа глазами детей» разработан с учётом возрастных особенностей детей.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему , которые появляются во взаимодействиях ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками, слушают стихи, рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли, ухаживают за растениями и животными. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Установление положительных, эмоциональных окрашенных связей – вот основа экологической воспитанности. Большинство дошкольников с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. Дети усваивают определённый объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. Исходя из этого, считаю актуальным создание экологического проекта: « Природа глазами детей».
Новизна проекта
Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического воспитания в совместной деятельности не только в рамках занятия, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.
Задачи проекта:
образовательные:
расширять и систематизировать знания о растительном, животном мире, мире насекомых , птиц и т.д
формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;
закреплять представление о сезонных изменениях
формировать у детей бережное, ответственное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
формировать навыки наблюдения и экспериментирования.
развивающие:
развивать наблюдательность и любознательность детей;
развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;
воспитательные:
воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.
Вид проекта:
познавательный
Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Методы организации педагогической деятельности:
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения). В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Формы и содержание работы с родителями
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса. А так же вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Во взаимодействии с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
В своей работе мы используем такие формы взаимодействия как:
1. Информационно-аналитические (Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей), целью которых является интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
2. Наглядно-информационные (Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек, буклетов и т.д.); делятся на: информационно-ознакомительные и информационно- просветительские, целью их является ознакомление родителей с работой детского учреждения по экологической направленности.
3. Познавательные (Беседы за круглым столом, родительские собрания, демонстрация видеороликов «Организация взаимодействия с детьми по экологическому воспитанию, мастер-классы, сообщения экологической направленности для родительского уголка), цель - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
4. Досуговые (Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.), цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Наиболее эффективной формой воздействия на родителей является просмотр видеофильмов с участием их собственных детей. Ведь ничто так не мотивирует родителей на действия, как собственный ребенок. Это самая главная точка мотивации при любом взаимодействии с родителем. Просмотр видеофильмов позволяет родителям заглянуть в ранее скрытые для них моменты жизни их детей. Позволяет увидеть своего ребенка из вне, посмотреть на него другими глазами.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта:
Первый этап – подготовительный
-Создание проблемы, постановка цели и задач;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.
Второй этап – основной
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– Проведение тематического занятия;
– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
– Оформление выставки рисунков детей;
– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.
Ожидаемые результаты по проекту:
сформировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе; сформировать представления о правилах поведения в природе; сформировать умение замечать красоту природы; вызвать интерес к исследовательской деятельности.
Критерии результативности проекта
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
познавательный интерес к природе и её изучению;
знания об окружающей природе;
восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
проявление бережного отношения к природе;
практические умения и навыки по охране природы.
Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.
Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.
Перспективный план работы с детьми и родителями.
Месяц | Тема | Совместная деятельность | Ответственные |
Сентябрь | Овощи и фрукты | Постановка целей. Родительское собрание. Анкетирование родителей. Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы для реализации проекта. Диагностика детей, выявление уровня экологической воспитанности. Игровая ситуация «Помоги разложить овощи и фрукты по разным корзинам» Беседа «Какие витамины содержаться в овощах и фруктах» Игра «Что можно приготовить из овощей и фруктов» Театрализованная деятельность (Инсценировка «Посадил дед репку») Аппликация «Заготовки на зиму» Проведение консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок; | Воспитатель
|
Октябрь | Грибы и ягоды | Тематические беседы «Такие разные грибы и ягоды», «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы и ягоды». Чтение художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, загадок о грибах и ягодах. Предложить родителям вместе с детьми выучить загадки о грибах и ягодах Памятка для родителей «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах» Выставка творческих работ «Грибная полянка»/ «Ягодная полянка» | Воспитатель Родители |
Ноябрь | Птицы | Беседа "Птицы родного края", «Почему мы должны помогать птицам». Рисование. "Птицы - наши друзья" Акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Изготовление кормушек Презентация "Перелетные и зимующие птицы" Дидактическая игра "Знай и назови". ЧХЛ Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин. Подвижная игра "Птичьи стайки" и др. | Воспитатель Родители |
Декабрь | Животные | Дидактические игры, пазлы, подвижные игры, конструирование, упражнения:«Я знаю 5 названий домашних питомцев», «Кто у кого?», «Кто чем питается?»,«Чего не хватает?», «Закончи предложение»,«Кошки», «Собаки», «Детеныши»,«Мыши и кот», «Кто сказал «мяу»?», «Мышеловка», «Будка для собаки»,«Кто я, угадай?» Беседы с детьми: «Домашние животные», «Мы в ответе за тех, кого приручили» , «Дикие животные», «Правила безопасности» Оригами «Кошка» Рисование «Мишка косолапый» Лепка«Мой любимый питомец» Совместное творчество родителей с детьми «Мой домашний друг» Консультация для родителей : «Четвероногие терапевты» | Воспитатель Родители. |
Январь | Рыбы | Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях, альбомах Наблюдение за аквариумом и аквариумными рыбками – гуппи, неоны, сомик., кормление рыбок
Чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсен «Русалочка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Сюжетно – ролевые игры: «Рыбалка», «Семья. Варим рыбный суп»,«Моряки». Подвижные игры: «Море волнуется», «Рыбы», «Ловля рыбок» Лепка:«Золотая рыбка» Консультации для родителей: «Ребенок и природа». | Воспитатель
|
Февраль | Живая и неживая природа | Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Относись к природе правильно» Опытно-экспериментальная деятельность: «Живая природа растет, питается». Сравнение роста огурца и камней. Презентация «Камни в природе». Дидактическая игра: «Воздух, земля, вода» Чтение художественной литературы: Стихотворения «Сколько знаю я дождей» (А. Тараскин, «Ручеёк» (Т. Жиброва). Создание лэпбука «Вода – источник жизни»; Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье». Совместно с родителями пополнение уголка природы объектами живой и неживой природы. | Воспитатель Родители. |
Март | Времена года | Создание презентации «Времена года». Беседы на тему «Осень в гости к нам пришла», «Зимние братья», «Весна», «Беседа о лете» Знакомство с календарем (времена года и месяцы) Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Времена года». Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Весенний сад» Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» , «Лето», «Осень», «Весна» Чтение художественной литературы «Морозко», И.Бунин «Листопад», Аппликация: «Снеговик», «Цветок» Приметы, пословицы, поговорки, стихи о временах года. Конкурс для детей и родителей «Книжка- малышка (Времена года)» | Воспитатель Родители. |
Апрель | Растения | Выставка детских рисунков «Растения нашей планеты», Посадка саженцев «Зеленая аллея» Просмотр презентации «Удивительный мир растений» Закрепить правила обращения с незнакомыми растениями, умение вести себя в природе. Дидактическая игра «Садовые и дикорастущие» «Цветочный магазин» Аппликация «Лес - словно терем расписной» Проведение бесед: «Лекарственные и ядовитые растения». «Как растет растение». «Полевые и садовые цветы ». «Что мы знаем о комнатных растениях». «Растения на участке и в группе». Консультация для родителей «Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к природе». | Воспитатель Родители. |
Май | Насекомые | Беседы: « Что знают дети о насекомых?»; «Как уберечься от опасных насекомых». Коллективная работа «Царство насекомых» «Насекомые»; «Насекомые: польза и вред ». Рассматривание иллюстраций о насекомых. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний». Составление рассказов о насекомых по картинкам картинкам. Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха». Наблюдение за насекомыми во время прогулки. Рисование на асфальте: «Бабочка-красавица»; «Божьи коровки» коровки». Консультации для родителей на темы: «Первая помощь при укусах насекомых» Совместное участие родителей и детей в экологическом квесте «Мы природы знатоки !». | Воспитатель Родители |
Используемая литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
3. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.
4.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
5.. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
6. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
7. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
8.Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2007.
9. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.
10. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет». Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М. : ВАКО, 2007.
11.О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ». Методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007.
12. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.
13. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
14. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
15. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
16. Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
Статьи из журналов
1. «Природа, как средство эстетического и нравственного воспитания детей». Дошкольное воспитание №1 2010г.
2. «Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста! Дошкольное воспитание № 8 2009г.
3. «Методика экологического воспитания средствами фольклора». Дошкольное воспитание №12 2009г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики». Дошкольное воспитание №5 2009г.
5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
6. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
7. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...
Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...
Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"
В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки - привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...
"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".
Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет;— формирование мотивации у детей ...
Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет
Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет...
Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»
Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...
2018год Региональный конкурс творчества детей "Безопасность у воды глазами детей"
В апреле 2018 года на Региональном конкурсе "Безопасность у воды глазами детей" нашу группу с рисунком "Не зная брода - не входи в воду!" представляла Мамонтова Дарья....