Проект "Природа глазами детей"
проект

Сафонова Анна Сергеевна

Проект по формированию экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda_glazami_detey_safonova_a.s.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Монастырская основная общеобразовательная школа»

             

                                                                                 

 Рассмотренно и одобренно                                 Утверждаю:

 на заседании педагогического                            Директор  МОУ «Монастырская ООШ»

 совета №1 от 30.08.2023г                                                                                  Л.Ф.Левина

                                                                                                         

Проект

«Природа глазами детей»

в разновозрастной группе

 Подготовила: воспитатель

Сафонова А.С.

Саранск 2023г

                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              .                                                                                                               Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика —

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята,

Природу охранять!

О ней ни на минуту

Не надо забывать.

       

Краткая аннотация проекта

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Дошкольники с огромным интересом учатся воспринимать все, что их окружает и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. Мы должны  развивать  в наших воспитанниках такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И в этом нам может помочь  природа. Проект «Природа глазами детей»  разработан с учётом возрастных особенностей детей.

Актуальность проекта

    Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему , которые появляются во взаимодействиях ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками, слушают стихи, рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли, ухаживают за растениями и животными. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Установление положительных, эмоциональных окрашенных связей – вот основа экологической воспитанности. Большинство дошкольников с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. Дети усваивают определённый объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. Исходя из этого, считаю актуальным создание экологического проекта: « Природа глазами детей». 

Новизна проекта 

Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического воспитания в совместной деятельности не только в рамках занятия, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.

Задачи проекта:

образовательные: 

расширять и систематизировать знания о растительном, животном  мире, мире насекомых , птиц и т.д

формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;

закреплять представление о сезонных изменениях

формировать  у  детей  бережное, ответственное  отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;

формировать  навыки наблюдения и экспериментирования.

развивающие:

развивать наблюдательность и любознательность детей;

развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;

воспитательные:

воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;

воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.

Вид проекта: 

познавательный

Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения). В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Формы и содержание работы с родителями

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса. А так же вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Во взаимодействии с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. 

В своей работе мы используем такие формы взаимодействия как:

1. Информационно-аналитические (Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей), целью которых является интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

2. Наглядно-информационные (Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек, буклетов и т.д.); делятся на: информационно-ознакомительные и информационно- просветительские, целью их является ознакомление родителей с работой детского учреждения по экологической  направленности.

3. Познавательные (Беседы за круглым столом, родительские собрания, демонстрация видеороликов «Организация взаимодействия с детьми по экологическому воспитанию, мастер-классы, сообщения экологической направленности для родительского уголка), цель - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

4. Досуговые (Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.), цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Наиболее эффективной формой воздействия на родителей является просмотр видеофильмов с участием их собственных детей. Ведь ничто так не мотивирует родителей на действия, как собственный ребенок. Это самая главная точка мотивации при любом взаимодействии с родителем. Просмотр видеофильмов позволяет родителям заглянуть в ранее скрытые для них моменты жизни их детей. Позволяет увидеть своего ребенка из вне, посмотреть на него другими глазами.

Основное содержание проекта

Этапы реализация проекта:

Первый этап – подготовительный

-Создание проблемы, постановка цели и задач;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.

Второй этап – основной

– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

– Проведение тематического занятия;

– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

Третий этап – заключительный

– Оформление выставки рисунков детей;

– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.

Ожидаемые результаты по проекту:

сформировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;                    сформировать представления о правилах поведения в природе;                                                                  сформировать умение замечать красоту природы;                                                                                                            вызвать интерес к исследовательской деятельности.                                                                                        

Критерии результативности проекта

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:

познавательный интерес к природе и её изучению;

знания об окружающей природе;

восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

проявление бережного отношения к природе;

практические умения и навыки по охране природы.

Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.

Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Месяц

Тема

Совместная деятельность

Ответственные

Сентябрь

Овощи и фрукты

Постановка целей.

Родительское собрание.

Анкетирование родителей.

Подбор методической литературы,  наглядно-дидактического материала, художественной литературы для реализации проекта.

Диагностика детей, выявление уровня экологической воспитанности.                                                                                          Игровая ситуация «Помоги  разложить овощи и фрукты по разным корзинам»                                                                              Беседа «Какие витамины содержаться в овощах и фруктах»                                                                                                     Игра «Что можно приготовить из овощей и фруктов»                              Театрализованная деятельность (Инсценировка «Посадил дед репку»)                                                                                                      Аппликация «Заготовки на зиму»                                                                     Проведение консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок;

Воспитатель

 

Октябрь

Грибы и ягоды

 Тематические беседы «Такие разные грибы и ягоды», «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы и ягоды».                                                                           Чтение художественных произведений, сказок, пословиц, поговорок, загадок о грибах и ягодах.

Предложить родителям вместе с детьми выучить загадки о  грибах и ягодах

Памятка для родителей  «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах»

Выставка творческих работ   «Грибная полянка»/ «Ягодная полянка»

Воспитатель

 Родители

Ноябрь

Птицы

Беседа "Птицы  родного края", «Почему мы должны помогать птицам».

Рисование. "Птицы - наши друзья"

 Акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Изготовление кормушек

Презентация "Перелетные и зимующие  птицы"

Дидактическая игра "Знай и назови".

ЧХЛ Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Подвижная игра "Птичьи стайки" и др.

Воспитатель

 Родители

Декабрь

Животные

Дидактические игры, пазлы, подвижные игры, конструирование, упражнения:«Я знаю 5 названий домашних питомцев», «Кто у кого?», «Кто чем питается?»,«Чего не хватает?», «Закончи предложение»,«Кошки», «Собаки», «Детеныши»,«Мыши и кот», «Кто сказал «мяу»?», «Мышеловка», «Будка для собаки»,«Кто я, угадай?»                                                                   Беседы с детьми: «Домашние животные», «Мы в ответе за тех, кого приручили» , «Дикие животные», «Правила безопасности»                                            Оригами «Кошка»                                  Рисование «Мишка косолапый»                                                                   Лепка«Мой любимый питомец»                                                    Совместное творчество родителей с детьми «Мой домашний друг»                                                      Консультация для родителей : «Четвероногие терапевты»

Воспитатель

 Родители.

Январь

Рыбы

Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях, альбомах

Наблюдение за аквариумом и аквариумными рыбками – гуппи, неоны, сомик., кормление рыбок

  • Беседа о рыбах, о подводном мире; об обитателях рек, морей, аквариума; «Что мы знаем о рыбах», «Кто такие рыбы», «Кто живет на дне морском?», «Кто живет в аквариуме», «Кто живет в реке»,

 Чтение художественной литературы:

Г.Х. Андерсен «Русалочка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сюжетно – ролевые игры:

«Рыбалка», «Семья. Варим рыбный суп»,«Моряки».

Подвижные игры:

«Море волнуется», «Рыбы», «Ловля рыбок»

Лепка:«Золотая рыбка»

Консультации для родителей: «Ребенок и природа».

Воспитатель

 

Февраль

Живая и неживая природа

Беседа  «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Относись к природе правильно»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Живая природа растет, питается». Сравнение роста огурца и камней.

Презентация «Камни в природе».

Дидактическая игра: «Воздух, земля, вода»

Чтение художественной литературы: Стихотворения «Сколько знаю я дождей» (А. Тараскин, «Ручеёк» (Т. Жиброва).

Создание лэпбука «Вода – источник жизни»;

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье».                                                                  Совместно с родителями пополнение уголка природы объектами живой и неживой природы.

Воспитатель

 Родители.

Март

Времена года

Создание  презентации «Времена года».

Беседы на тему «Осень в гости к нам пришла», «Зимние братья», «Весна», «Беседа о лете»

 Знакомство с календарем (времена года и месяцы)

Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Времена года».

 Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Весенний сад»

Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» , «Лето», «Осень», «Весна»

 Чтение художественной литературы  «Морозко», И.Бунин «Листопад»,

Аппликация: «Снеговик», «Цветок»

Приметы, пословицы, поговорки, стихи о временах года.

Конкурс для детей и родителей «Книжка- малышка (Времена года)»

Воспитатель

 Родители.

Апрель

Растения

Выставка детских рисунков «Растения нашей планеты», Посадка саженцев «Зеленая аллея»

Просмотр презентации «Удивительный мир растений» 

Закрепить правила обращения с незнакомыми растениями, умение вести себя в природе.

Дидактическая игра «Садовые и дикорастущие»  «Цветочный магазин»

 Аппликация «Лес - словно терем расписной» 

Проведение бесед: «Лекарственные и ядовитые растения». «Как растет растение». «Полевые и садовые цветы ». «Что мы знаем о комнатных растениях». «Растения на участке и в группе».

Консультация для родителей «Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к природе».

Воспитатель

 Родители.

Май

Насекомые

Беседы: « Что знают дети о насекомых?»; «Как уберечься от опасных насекомых».

Коллективная работа «Царство насекомых»

«Насекомые»; «Насекомые: польза и вред ».

Рассматривание иллюстраций о насекомых.

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

Составление рассказов о насекомых по картинкам

картинкам.

Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха».

Наблюдение за насекомыми во время прогулки.

Рисование на асфальте: «Бабочка-красавица»; «Божьи коровки»

коровки».

Консультации для родителей на темы: «Первая помощь при укусах насекомых» 

Совместное участие родителей и детей в экологическом квесте  «Мы природы знатоки !».

Воспитатель

Родители

Используемая  литература: 

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.

2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

3. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

4.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

5.. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.

5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

6. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

7. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

8.Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2007.

9. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.

10. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет». Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М. : ВАКО, 2007.

11.О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ». Методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007.

12. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.

13. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

14. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

15. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

16. Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.

Статьи из журналов

1. «Природа, как средство эстетического и нравственного воспитания детей». Дошкольное воспитание №1 2010г.

2. «Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста! Дошкольное воспитание № 8 2009г.

3. «Методика экологического воспитания средствами фольклора». Дошкольное воспитание №12 2009г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики». Дошкольное воспитание №5 2009г.

5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

6. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

7. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"

В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки -  привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...

"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".

Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет; — формирование мотивации у детей ...

Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет

Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности  для детей 5 - 6 лет...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

2018год Региональный конкурс творчества детей "Безопасность у воды глазами детей"

В апреле 2018 года на Региональном конкурсе "Безопасность у воды глазами детей" нашу группу с рисунком "Не зная брода - не входи в воду!" представляла Мамонтова Дарья....