Конспект беседы с детьми " Слепые и слабовидящие люди".
план-конспект занятия (старшая группа)

Рузалия Раильевна Сугумбаева

 

Цель:

 расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие;

 

Задачи: 

  • познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;
  • подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к слабовидящим, незрячим людям.

 

Ход занятия:

Ребята! Все мы живем на нашей планете Земля для счастья, радости, любви! Но есть дети, которым не хватает радости, любви и счастья! Это инвалиды или по-другому их называют дети с ограниченными возможностями здоровья! Это дети, которые по состоянию своего здоровья они не всегда могут себя обслужить – то есть им тяжело самим одеться, принимать пищу, играть, говорить, читать, петь, а некоторым, даже передвигаться!  Они стараются не отчаиваться, а жить полноценной жизнью – кто-то хорошо рисует, не имея рук, кто-то поет, хотя слеп, кто-то танцует на колясках. Не имея ног! Многие инвалиды добились больших успехов в спорте, творчестве и в трудовой деятельности - помните это!

Ребята!5 октября Международный день белой трости – это день уважения, помощи и милосердия к слепым и слабовидящим людям.История белой трости, такова

В британском городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение.

Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь.

Совет бывшего воина был таков: развивай свою самостоятельность, выходи из дома один, чем чаще будешь выходить с сопровождающим, тем больше испортишь нервов, когда придется выйти одному.

Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что она не гарантирует ему полной безопасности: на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители, особенно в хмурую погоду. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих. Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтоб она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль была удачной, и Джеймс посоветовал другим слепым сделать то же самое. С тех пор  Белая трость  стала помощником для незрячих или слабовидящих людей. Кто знает, лечением какого органа занимается офтальмолог? Глаз, зрения. Почему люди обращаются к врачу офтальмологу? Они плохо видят. Им прописывают очки, лекарства для лечения зрения. Среди окружающих нас людей тоже есть люди с плохим зрением. Они носят очки.Тяжело жить слепым людям. Они не видят того, кто стоит перед ним ,не видят мир, природу, не видят себя в зеркале,какая одежда на них одета.  Им ничего не видно, они могут перепутать все и купить не то, что нужно. А еще их нужно в магазин отвести, потому что им не видно дороги.Сейчас мы посмотрим с какими трудностями слепым людям приходится сталкиваться.Для этого нам необходимо разбиться на две группы. Одному игроку, мы завяжем глаза. Он будет узнавать на ощупь, кто стоит перед ним. (Дети помогают воспитателю завязывать глаза и перемешиваются. Игровая ситуация «Узнай на ощупь» 

А теперь мне нужны два добровольца, с которыми мы поиграем в игру «Магазин». (На отдельном столе разложены муляжи фруктов и овощей, желательно с мягкой шероховатой текстурой, корзинки.)

-Вы сейчас отправитесь в магазин «Фрукты-овощи». Тебе (имя ребенка) мама поручила купить фрукты, а тебе (имя ребенка) – овощи. Но покупать вы их будете с завязанными глазами. Основное правило игры – детям, сидящим на стульях не подсказывать. Воспитатель завязывает глаза детям и по одному отводит их за руку к столу. Игра начинается по команде. Молодцы, выполнили поручение мамы, давайте проверим содержимое ваших корзинок. Сначала проверим у тебя (имя ребенка). Ребенок поочередно достает из корзины муляжи проговаривает, что он не правильно купил. (Аналогично проверяют вторую корзину).Ребята, почему же ошиблись (имена детей?) Им ничего не было видно, и никто им не подсказал.Для слабовидящих и незрячих людей на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры - звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак, предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход.А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак - поводырей, которые везде их сопровождают и служат для них глазами. (Показывается мультфильм «Собака - поводырь»).Ребята, давайте вспомним, как мы разбивались на две группы и поиграем в игру «Слепой и поводырь». (На свободном пространстве группы раскладываются 2-3 длинные веревки).

-Помогите друзьям завязать глаза – они будут незрячие люди, а вы – поводыри. Вы должны провести своих товарищей по веревке так, чтобы они не оступились и вовремя поворачивали на поворотах. Аккуратно проведите своих товарищей к веревкам и начинайте движение. (Воспитатель следит за ходом игры, помогает и регулирует движение детей. За тем дети меняются местами).

Что вы испытывали, когда были поводырями? Боялись, что дети оступятся, упадут.

-А когда были незрячими людьми? Было страшно, не знал (а) куда идти.

-Вот поэтому так важно быть внимательными и понимать трудности, с которыми сталкиваются слабовидящие или незрячие люди. (Дети садятся на стульчики).

-Вспомните, у какого врача мы сегодня были на приеме? О каких людях, живущих рядом с нами, беседовали. Что вы можете рассказать о них. (Воспитатель, выслушивая ответы детей, наводящими вопросами, наталкивает их на более полные ответы, отражающие и трудности с которыми встречаются незрячие люди, и то, как им можно помочь).

-Вот как много вы узнали о слабовидящих или незрячих людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том, что им нужна наша помощь.Нужно быть добрыми,милосердными,отзывчивыми.Ребята,как вы понимаете слово                               « Милосердие? ».Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо.Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим.И в завершении нашей беседы послушаем вот такое стихотворение.

Достается недешево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому. (И. Кучин)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Как люди научились считать?"

Беседа с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Беседа с детьми ко Дню пожилых людей «Золотые руки».

Цели: подвести детей к пониманию роли рук человека в игре, общении, труде, повторить название пальцев рук.Оборудование: сюжетные картинки, плакаты с текстами пословиц....

Беседа с детьми на тему "Разноцветные люди"

Занятие на эту тему дает детям возможность расширить представления об окружающем мире и разных странах....

конспект беседы с детьми "Как жили люди на Руси"

знакомство дошкольников с предметами быта....

Конспект беседы в подготовительной группе «ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»

Конспект беседы в подготовительной группе «ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ» поможет организовать педагогам организованную образовательную деятельность с воспитанниками в Международный день пожилых люде...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Мы все разные»

Цели: развивать у детей терпимость к различиям между людьми, формировать толерантное, уважительное отношение друг к другу....