Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте «Буквалёт»
методическая разработка

Булавина Юлия Владимировна

Новизна методической разработки состоит в использовании современных нетрадиционных форм занятий по обучению дошкольников грамоте, систематизации материала по речевому развитию детей дошкольного возраста.  

Представленная разработка это практический материал, который может использоваться воспитателями, как отдельными элементами, так и в целом. Тема реализуется через все виды деятельности, построение образовательного процесса вокруг одной темы даёт больше возможности для усвоения и закрепления детьми материала. Кроме того, тема, в рамках которой решаются образовательные задачи, с одной стороны, интересна и социально значима для развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_bukvolyot.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

        Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Отдел образования Железнодорожного района города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию воспитанников № 51

  Методическая разработка

по подготовке к обучению грамоте

«Буквалёт»

                                                                 Автор: Булавина Юлия Владимировна

Актуальность.

Дошкольное детство – особый период в развитии ребёнка, когда формируются  общие способности, которые необходимы каждому человеку в жизни. А современный мир требует от человечества всё больше развития способностей. Человек совершенствуется стремительно, поток информации необходимый для жизни возрастает с каждым годом и дети уже не такие, как много лет назад. А буквари, методики, учебники созданы в основном в другом веке, когда не было «компьютерного ребёнка». И дети зачастую, просто не понимают, не воспринимают данный материал. А в связи с переменами в дошкольном образовании, в соответствии с требованиями ФОП ДО ребёнок обучается грамоте в детском саду. Работая воспитателем в детском саду и репетитором начальных классов, я повела диагностику используемых старых методов, пришла к выводу, что дети просто не понимают материал, не воспринимают заданий, которые им дают. Моё основное направление работы направленно на речевое развитие ребёнка, потому что поток детей с речевыми проблемами возрастает с каждым годом. А от того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слаборазвиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. 

Цель: разработка и внедрение системы обучения детей дошкольного возраста грамоте.

Задачи:

 -осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей;

-обеспечение подготовки детей к школе, включая речевое развитие;

- обучение чтению и первоначальным графическим навыкам, каллиграфии.

Новизна методической разработки состоит в использовании современных нетрадиционных форм занятий по обучению дошкольников грамоте, систематизации материала по речевому развитию детей дошкольного возраста.  

Представленная разработка это практический материал, который может использоваться воспитателями, как отдельными элементами, так и в целом. Тема реализуется через все виды деятельности, построение образовательного процесса вокруг одной темы даёт больше возможности для усвоения и закрепления детьми материала. Кроме того, тема, в рамках которой решаются образовательные задачи, с одной стороны, интересна и социально значима для развития ребёнка.

Способы и формы работы с детьми.

Ясельная группа –  упражнения для запуска речи, это дыхательные игровые упражнения, артикуляционные упражнения,  музыкальные игры, стимулирующие запуск речи, игры с дидактическим материалом, пальчиковый массаж, игры на развитие слухового восприятия, вкусные игры, нейромоторные игры , сенсорные игры, игры с водой.

 В младшей группе уже добавляются игры по вычлененению звуков, игры с карточками, компьютерные игры, игры связанные с образом буквы, учат различать гласные буквы, графические упражнения.

 Средняя группа - учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма–мя), работа с разными видами по описанию картин, работа по формированию умения пересказа, рассказа.

Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, работа с текстами.

Все занятия по «Букволёту» основаны на путешествиях при помощи интерактивной доски, это интересно и знакомо современному ребёнку. Например, полёт на самолёте в различные уголки нашей планеты, в недра земли, в глубь вулкана, моря и т.д . Всё это подкрепляется знакомством с определённом звуком и буквой. Подготовительная группа путешествия добавляются на ракете в космос. Все занятия связаны со сменой деятельности: лепка, аппликация, пение, игра на инструментах. Конечно же предметно-постранственная среда в группе готовится заранее, в этом помогают родители, тем самым с самого утра идёт мотивация детей к занятию.

Содержание каждого занятия по подготовке к обучению грамоте имеет следующую структуру:

- ситуация создающая мотивацию к занятию

-представления по теме занятия

-применение нового знания в игровой ситуации

-закрепление материала в течение дня

-анализ занятия (заполнение индивидуальных карт развития)

Ожидаемые результаты

К концу обучения по методике «Букволёт» у детей формируются следующие знания и умения:

1 год обучения

- запуск речи

-обогащение словарного запаса

2 год обучения

• знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.

• знать акустические характеристики звука:  гласные звуки;

• уметь подбирать слова на заданный звук;

• уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;

3 год обучения

• знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения Звука, его

условное обозначение;

• знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые

и мягкие, звонкие и глухие согласные;

• уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,

звонких, глухих согласных.

• знать понятие «слог»

• уметь проводить слоговой анализ слов;

• уметь подбирать слова на заданное количество слогов;

• уметь печатать слоги, слова

• уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов;

• уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

• уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения

звуков или слогов;

• уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;

• уметь составлять предложения

4 год обучения

• уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения

звука в слове;

• уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов;

• уметь читать и составлять слоги и слова.

• уметь выделять в словах первый и последний слог;

• уметь подбирать слова на заданный слог;

• уметь составлять прямые и обратные слоги.

• уметь писать прописные буквы

• уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам;

• уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова;

• уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем

неоднократного изменения его звукового и слогового состава

. • Уметь печатать слова

• знать буквы

• знать согласные и гласные буквы;

• уметь соотносить букву и звук

• уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;

• уметь составлять предложения

• уметь пересказывать текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию по обучению грамоте детей подготовительной группы

Данная методическая разработка содержит конспект совместной деятельности с детьми и презентацию, слайды из которой можно использовать как к данному занятию так и при организации другой совместной деят...

Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...

Методическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников с ТНР

Методическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников включает в себя комплект рабочих листов, которые могут быть использованы на логопедических занятиях в подготовительной группе....

Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказке В. Сутеева «Кто сказал МЯУ?»

Образовательная деятельность для воспитанников подготовительной к школе группы по развитию речи и обучению грамоте составлена с учетом уровня речевого развития, индивидуальных особенностей детей, и на...

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....

методическое пособие по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве»

методическое пособию по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве»...

Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте.

В данной статье содержатся необходимые рекомендации для воспитателей и родителей, способствующие успешному овладению основами грамоты.С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте -...