Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Творческая мастерская «Мастерилки» для детей 4 – 5 лет.
рабочая программа (средняя группа)

Одной из главных задач современного дошкольного воспитания является развитие творческой активной работы, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В современном мире требуется творческие, талантливые люди. Поэтому развивать творческую личность ребенка нужно с дошкольного возраста, а для этого педагогу необходимо подобрать правильные приемы и методы, чтобы в дальнейшем применять их на практике.

Ребенок с творческими способностями - активный, у него развито воображение. Он видит в привычных вещах необычное, интересное.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.

Происходит не только сенсорное развитие ребенка, но и воспитание нравственных качеств: трудолюбия, дисциплинированности, желания создавать нечто интересное и необычное.

Результат этих увлекательных занятий будут не только поделки, но и развитие воображения, не стандартного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка 3
  2. Актуальность 4
  3. Педагогическая целесообразность 4
  4. Порядок использования (применения) рабочей программы в практической 5 деятельности:
  5. Цель, задачи программы 5
  6. Принципы, положенные в основу рабочей программ 5
  7. Схема деятельности 6
  8. Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности 6
  9. Формы реализации программы являются: 6
  1. Тематический план 7
  2. Перспективное планирование 7
  3. Разделы и темы программы 10
  4. Содержание рабочей программы 11
  5. Методическое обеспечение программы. 12
  6. Мониторинг 13
  7. Список используемой литературы 17
  8. Приложение №1 17

.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Творческая мастерская «Мастерилки» разработана с учетом нормативно-правовых документов:

** Гражданским кодексом РФ;

** Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273;

** Законом РФ «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 7 февраля 1992г.);

** Постановлением правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» (№ 706 от 15 августа 2013г.);

** Письмом Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» (№ 08-249 от #1075;., комментарии к разделу II пункта );

** Письмом Министерства образования и науки РФ «Об оказании платных дополнительных услуг в дошкольном образовании» (№ 08-1947 от 4 декабря 2014г.)

** Постановлением Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от г №26;

**Уставом МОУ «Гимназия №9»

** Приказом директора МОУ «Гимназия №9».

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Ребенок большое значение придает своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и т.д.). На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Все то, что попадает в руки ребенка, вызывает его стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие. Каждый новый навык – достижение и предмет гордости. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество?

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Оригинальное изображение картин раскрывает креативные возможности ребенка.

Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.

На этих занятиях происходит формирование и закрепление у детей способности определять количество, величину, форму и цвет предметов; вырабатываются навыки аккуратной работы с инструментами; обогащается эмоциональный опыт детей, расширяется и закрепляется их представление о родной природе зимой, весной, летом, осенью. Детям раскрывается красота окружающего мира.

Актуальность программы

Одной из главных задач современного дошкольного воспитания является развитие творческой активной работы, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В современном мире требуется творческие, талантливые люди. Поэтому развивать творческую личность ребенка нужно с дошкольного возраста, а для этого педагогу необходимо подобрать правильные приемы и методы, чтобы в дальнейшем применять их на практике.

Ребенок с творческими способностями - активный, у него развито воображение. Он видит в привычных вещах необычное, интересное.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.

Происходит не только сенсорное развитие ребенка, но и воспитание нравственных качеств: трудолюбия, дисциплинированности, желания создавать нечто интересное и необычное.

Результат этих увлекательных занятий будут не только поделки, но и развитие воображения, не стандартного мышления.

Педагогическая целесообразность

Главными целями творческого кружка являются:

- дать детям правильное представление о характерных особенностях времен года;

-вызвать интерес к окружающей природе и воспитывать бережное отношение к ней;

-организовать продуктивную деятельность детей и укреплять у них мышцы рук.

Занятия « Творческой мастерской» позволяют развивать не только творческие способности и мелкую моторику рук, фантазию, внимание, а также вырабатывать навыки ориентации на листе бумаги, работы с различными материалами и инструментами.

Формирование художественно-творческих способностей, образного восприятия, развитие эстетических чувств, образного мышления и воображения. Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Дети учатся анализировать собственную деятельность

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической деятельности:

Программа рассчитана на средний возраст от 4-ти до 5-ти лет. Срок реализации 1 год.

Дополнительная услуга проводится один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 минут. Продолжительность услуги соответствует требованиям САнПиНа.

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к творчеству. Занятие носят как коллективный, так и индивидуальный характер.

Данная программа «Творческая мастерская» опирается на методические разработки и технологии, перечисленные в списке литературы. Содержательная часть ориентирована на технологии авторских программ Н.В. Дубровской «Приглашение к творчеству», «Цвет творчества».

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к творчеству. Занятия носят как коллективный, так и индивидуальный характер.

Цель программы:

Создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства.

2. Познакомить со свойствами материалов.

3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

4. Координировать работу глаз и обеих рук.

5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к решению художественных задач.

6. Повышать сенсорную чувствительность.

7. Формировать у детей умение трудится в коллективе.

8. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.

9. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

Принципы, положенные в основу рабочей программ:

  1. Развитие творческих способностей
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Познавательное развитие

Схема деятельности:

  1. Сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
  2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
  3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции их анализ.
  4. Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
  5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
  6. Самостоятельное изготовление подделки.
  7. Анализ готовых работ своих и товарищей.
  8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности:

- умеет отбирать материалы, инструменты и способ изображения в соответствии с создаваемым образом;

-умеет пользоваться ножницами (резать по прямой линии, перерезать квадрат по диагонали, делать косой срез, вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника);

- умение создавать абстрактный образ, комбинируя фактуру, форму материала;

-умеют видеть необычное в обычных предметах;

-развита мелкая моторика рук.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

В конце учебного года, по окончании курса работы по творческой мастерской, проводится мониторинг. Определяется уровень сформированности навыков детей с учётом возрастных особенностей и практическое применение их в повседневной жизни.

Программа реализуется не только через организованную деятельность. Проводятся выставки поделок и рисунков детей 1 раз в квартал, открытое занятие в январе и мастер-класс в конце учебного года.

Программа предусматривает проведение педагогического анализа знаний, умений и навыков детей 2 раза в год (вводный и итоговый).

Методы проведения диагностических занятий: игра, беседа, запись действий ответов ребенка, анализ детских работ.

Тематический план

рабочей программы дополнительных услуг

4-5 лет

№ п

Наименование раздела

Общее количество занятий

Теоретические

Практические

1

Осеннее настроение

11

3

8

2

Зимняя сказка

12

6

6

3

Весенние чудеса

12

4

8

4

Итого

35

13

22

Перспективное планирование:

Сентябрь

«Осеннее настроение»

№1 «Гриб»

П.с. Учить создавать выразительный образ гриба, сочетая в композиции разные материалы. Формировать понятия о целом и его частях на примере объёмного и плоскостного гриба.

№2 «Семейство ежей»

П.с. Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания.

№3 «Картина осенний пейзаж»

П.с. Закрепить полученные знания об осеннем пейзаже. Развивать творческую активность детей. Вовлечение ребенка в разноплановое творчество – рисование и аппликация.

Октябрь

№4 «Старичок – Лесовичок»

П.с. Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом, соединение частей с помощью деревянных палочек. Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению.

№5 « Осеннее дерево»

П.с. Для начала дети рисуют дерево. После того как он высох наклеивают маленькие разноцветные кружочки (их можно сделать с помощью дырокола). Закрепить у детей умение рисовать ствол дерева, правильно держать кисть. Развивать глазомер , мелкую моторику рук, умение правильно располагать листву дерева. Воспитывать интерес усидчивость.

№6 «Гусеница»

П.с. Знакомство с новым изобразительным приемом нанизывание на палочку свежих листьев. Развивать ручную умелость.

№7 « Осенняя открытка»

П.с. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, Воспитывать художественный вкус.

Ноябрь

№8 «Черепашка»

П.с. Учить детей лепить черепаху, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса.

№9 «Синичка»

П.с. С помощью цветных ниток учить детей составлять композицию, действуя при этом аккуратно, не выходить за рамки рисунка. Закреплять знания о строении птиц. Развивать у детей аккуратность мелкую моторику рук, глазомер.

№7 «Осенний лес»

П.с. Учить детей составлять коллаж. Выявить умения и навыки выбирать материал для создания образа осеннего леса. Упражнять в умении использовать в работе клей пластилин и другие природные материалы. Формировать понятие о целом и его частях.

№8 «Насекомые»

П.с. Продолжать знакомство с разнообразными способами присоединения деталей с помощью пластилина. Развивать чувство цвета и композиции. Закреплять умение работы с пластилином: скатывание, расплющивание. Учить декорировать изделие создавая единую композицию.

Декабрь

«Зимняя сказка»

№9 «Волшебные снежинки»

П.с. Составление композиции из различных элементов. Формировать умение создавать ритмичные узоры. Учить передавать характерные особенности формы узоров снежинок. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Создавать волшебную атмосферу зимней сказки.

№10 «Снегирь» поделка из крупы

П.с. Учить детей составлять композицию, действуя при этом аккуратно, не выходить за рамки рисунка. Закрепить знания о строении птиц. Развивать у детей аккуратность, мелкую моторику рук, глазомер.

№11 «Ёлочка»

П.с. Учить детей нанизывать ленту на деревянную шпажку. Формировать умения детей делать поделку из необычных материалов. Развивать композиционные умения, фантазию. Развитие мелкой моторики рук, воображение, логику.

№12 «Письмо Деду Морозу»

П.с. Формирование образа Деда Мороза используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами. Развивать у детей передачу характерных особенностей формы и цвета нарядов Деда Мороза.

Январь

№ 13 «Елочные игрушки»

П.с. Продолжать учить раскатывать из пластилина различные силуэты с помощью готовых форм. Расширить спектр скульптурных приемов лепки. Развивать композиционные умения, фантазию. Развитие мелкой моторики рук

№ 14 «Снеговик»

П.с. Знакомство детей с тестом. Учить скатывать из теста шарики разной величины. Добавлять к готовому снеговику аксессуары: ведро, морковка, пуговицы, глаза. Развивать фантазию, аккуратность и мелкую моторику рук.

№15 «Снежные вершины»

П.с. Продолжать формировать навыки создания объемной композиции из мятой, жатой бумаги. Воспитывать интерес к природе. Расширять спектр технических приемов работы с бумагой.

№16 «Варежки»

П.с. Знакомство с обрывной техникой аппликации. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику рук.

Февраль

№17 «Овечка»

П.с. Познакомить с новой техникой квиллинг – это искусство изготовления аппликаций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Закрепление технику раскрашивания. Учить детей скручивать из бумаги колечки и сделать овечке шерсть.

№18 «Кошечки и котики»

П.с. Познакомить с приемом складывания «гармошкой», скручивания шариков из кусочков салфеток. Знакомство с новым материалом (вата) и способами работы с ним. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов аппликации.

№19 «Самолет папе на 23 февраля»

П.с. На готовую картонную заготовку самолета дети клеят ткань и на пропеллер пуговку. Воспитывать любовь к близким. Умение доводить начатое до конца. Развивать воображение, усидчивость, самостоятельность.

№20 «Волшебные узоры»

П.с. Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользоваться клеем, правильно закреплять элементы композиции.

Март

«Весенние чудеса»

№21 «Пришла весна»

П.с. Развивать творческие способности и экспериментирование. Закреплять приемы рисования кистью. Знакомить с новым приемом рисования «выдувание» через соломинку. Воспитывать аккуратность и желание сделать красивый рисунок.

№22 "Сердечко для любимой мамочки"

П.с. Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехметровом пространстве.

№23 "Весеннее дерево"

П.с. Развитие мелкой моторики, аккуратности, умение ориентироваться на бумаге при расположении заготовок. Учиться создавать оригинальную композицию с помощью ватных дисков, клея, картона, краски.

№24 "Рыбки"

П.с. Рассказать и показать детям подводный мир. Рассмотреть рыбок в аквариумах. Учиться делать рыбок из пластиковых тарелок. Воспитывать интерес к созданию поделки. А так же воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

№25 "Дракончик"

П.с. Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, учить преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа дракона, используя полоски и разнообразные материалы.

№26 " Пасха"

П.с. Рассказать детям про великий православный праздник Пасхи. Развивать воображение. С помощью бросового материала создать мини-огородик к Пасхе. Развивать любознательность, бережное отношение к природе.

№27 "Ракета"

П.с. Учить получать цветовой оттиск в технике монотипия. Развивать умение передавать эффект огненного пламени свойствами разных материалов. Учить создавать космические аппараты конструктивными и комбинированными способами используя разные материалы. Развивать фантазию и пространственное мышление.

№28 "Ромашки"

П. с. Учить использовать новый материал, работать с ними разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус.

Май

№ 29 «Стрекозы»

П. с. Продолжать учить использование бросового материала. Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительными средствами.

№30 «Рисование на фольге»

П. с. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования на фольге – чеканка, метод продавливания. Укрепление связи глаз-рука. Развитие внимания и мелкой моторики. Совершенствовать навыки держания карандаша.

№31 «Сакура»

П. с. Продолжать учить работать с ножницами, развивать координацию, мелкую моторику рук аккуратность. Воспитывать любовь к прекрасному. Использовать в работе Цветной картон, гуашь, пластилин, ножницы, целлофановые пакеты разного цвета.

№32 «Вот и лето»

П. с. Поднять радостное настроение от предстоящего настроения лета. Закрепить полученные знания. Использование детьми новой техники рисования. Совершенствовать навыки аккуратности. Развивать фантазию.

Разделы и темы программы:

Раздел: "Осеннее настроение"

Темы:

1. "Пластика (работа с пластилином)";

2. "Различные техники рисования";

3. "Работа с различным природным материалом».

Раздел: "Зимняя сказка"

Темы:

1. "Изготовление новогодних поделок, различные техники»;

2. "Работа с бумагой, ножницами, клеем»;

3. "Работа с нетрадиционными материалами"

Раздел: "Весенние чудеса"

Темы:

1. "Работа с тканью и нитками";

2. «Экопластика (работа с соленым тестом)";

3. «Смешанные техники (бумага, картон, фольга)"

Содержание программы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

Методическое обеспечение программы.

Для работы с детьми по развитию речи необходим следующий материал:

Бумага разных видов:

-картон белый и цветной, бумага акварельная, альбомы, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, газетная бумага, и т.д.

-ткань

-вата, ватные палочки, ватные диски

Природный материал:

-семена растений, сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох.

-крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия

-пластилин

-тесто соленое

Бросовый материал:

-коробки, спички, пластиковые бутылки, крышки разных размеров, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки и т.д.

-фольга,

-клеенка

-клей ПВА

-кисти

-стеки

-влажные салфетки

-непроливайки

-шаблоны

Мониторинг

Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приемы:

- беседы;

- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- изготовление подарков.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.

I. Рисование.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З. Содержание рисунка (дом, дерево, птица, животное, одежда и другие объекты).

#1046;анры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, сюжет, фантазии).

5. Художественный образ.

II. Лепка.

1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

III. Аппликация.

1. Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.

2. Практические умения ( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, накладная, обрывная и др)

З. Содержание аппликации (предметы, растения, птицы, животные).

4. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

V. Креативность (воображение).

VI. Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

Характеристика уровней

Высокий от 15-20 б - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

Средний от 10-15 б - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

Низкий от 10 б - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?

• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?

• Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные, практические)?

• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?

• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?

• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?

• Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

• Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)?

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области

художественной деятельности:

• искренность, непосредственность;

• увлеченность;

• интерес;

• творческое воображение;

• характер вхождения в образ;

• специфические способности.

2. Характеристика качества способов творческой деятельности:

• применение известного в новых условиях;

• самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;

• нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;

• создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.

3. Характеристика качества продукции:

• нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа;

• соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

• проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.

4. Общий вывод.

С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать как и чем бы он хотел заняться - лепить, рисовать, вырезать. По ходу эксперимента фиксируется:

выбор ребенка,

последовательность развития замысла,

сочетание видов деятельности,

комментарии по ходу действий,

игровое и речевое развитие художественного образа.

На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка.

Список детей

Самостоятельно рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога

Использует ли ребенок выразительно-изобразительные средства в процессе создания образа (линии штриховка и др.)

Умеет передавать строение и основные пропорции

Умеет объединять фигуры в сюжетную композицию

Умение использовать ладони в лепке основных форм предмета и пальцев при изображении деталей

Умеет ли работать в коллективе рядом

Знание основных цветов и подбирать их к изображаемому предмету

Умение располагать предмет на всем листе и на одной линии (земля)

Освоение нетрадиционного материала

Список используемой литературы:

1. Дубровская Н.В.

Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПЕСС», 2002. – 128 с.

2. Лыкова И.А.

«Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.

3. И.А.Лыкова

«Художественный труд в детском саду. Экопластика» М.: Издательский дом «КАРАПУЗ» , 2008- 160 с.

  1. Фатеева А.А.

«Рисуем без кисточки» Издательство: "Академия Развития" (2009)

Интернет ресурсы

5. Сайт «Родители и Педагоги! Наши дети»

6. Сайт ;…korzinochka-iz-myla-i-atlasnyh-lent.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

Всегда найдется дело для умелых рук,                 Если хорошенько посмотреть вокруг....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Речевичок» (далее - Программа)социально- педагогической направленности для детей

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Всегда найдется дело для умелых рук,                 Если хорошенько посмотреть вокруг....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

Всегда найдется дело для умелых рук,                 Если хорошенько посмотреть вокруг....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Творческая мастерская»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Творческая мастерская»...