Семинар - практикум «Развитие межполушарного взаимодействия через нейроупражнения»
учебно-методический материал

Ворошилова Татьяна Михайловна

Семинар - практикум «Развитие межполушарного взаимодействия через нейроупражнения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум на тему:

«Развитие межполушарного взаимодействия через нейроупражнения»

Подготовила и провела: Дефектолог ГБОУ Школа №657 Ворошилова Татьяна Михайловна.

Цель: Показать эфективность нейроупражнения в работе

Задачи:

  1. Повышения педагогического мастерства воспитателей.
  2. Передать опыт работы с нейроупражнениями для дальнейшего использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Ход мероприятий

  1. Актуальность проблемы использования приемов нейрокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время требование к общеобразовательному процессу определены федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и требует учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

У многих детей парциальное недоразвитие   когнитивного (вербально-логического) компонента деятельности; некоторым из них рекомендовано индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, есть дети с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ).

У таких детей возникают определенные трудности при освоении программного материала не из-за детского не желанию воспринимать материал, а вследствие не до развития или особенностей развития головного мозга.

Следовательно, возникает необходимость поиска методов и приемов, которые одновременно способствовали бы формированию психических процессов и развития речи у детей.

В настоящее время в образовательной среде все чаще рекомендуют использование эффективного направления – нейропсихологического подхода, который дает возможность создать ряд высокоэффективных методов для работы с детьми, обеспечивая их всестороннее развитие.

Известно, что единство работы мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Правое полушарие головного мозга отвечает за тело, координацию движений и балансировку, пространственное зрительное и кинестетическое восприятия, оно гуманитарное, образное, творческое. Левое полушарие головного мозга отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ, оно является математическим, знаковым, речевым, логическим, аналитическим.

Признаками нарушения взаимодействия полушарий:

-ребенок тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно;

-у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», с большим трудом начинает читать и писать, ребенок требует все время поддерживающих занятий, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешной коррекции детей необходимо развитие межполушарного взаимодействия мозга, что возможно при использовании нейропсихологических приемов и технологий, так как они подготавливают базу для более успешной коррекционной работы.  

Систематическое выполнение нейроупражнений повышает общую работоспособность головного мозга. Эффективная работа мозга выступает залогом отличной памяти, реакции, навыков быстрого переключения с одних видов деятельности на другие. Поэтому тренировать мозг рекомендуется с дошкольного возраста.

Нейроупражнения могут задействовать в своей работе не только специалисты коррекционного профиля, но и воспитатели, а также родители.

  1. Использование игр и оборудования с элементами нейрокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста.

Доска Бильгоу

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

«Траектория»

Задачи: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку

в пространстве, произвольное внимание, глазодвигательную

функцию.

Оборудование: кинезиологические мячи малого размера,

доска Бильгоу, доска обратной связи, карточки.

Методика проведения: взрослый показывает карточку с траекторией пути.

Вариант 1: ребенок отбивает мяч по образцу карточки, по

заданной траектории, называет цифры (фигуры).

Вариант 2: отбивая мяч от доски ребенок проговаривает

свой путь, например: одна клетка вправо, одна вверх, одна влево, одна вниз и т. д.

Варианты игры: двумя, правой, левой руками.

«Повтори»

Задачи: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку

в пространстве, произвольное внимание, глазодвигательную

функцию.

Оборудование: кинезиологический мяч, доска Бильгоу, дос-

ка обратной связи (напольная мишень), карточки.

Методика проведения

Вариант 1: ребенку показывают карточку с изображением

последовательных фигур; ребенок стоя на доске отбивает мяч

от доски обратной связи по образцу карточки, при этом называет не фигуры, а цифры, в которые попадает.

Вариант 2: ребенку показывают карточку с изображением

последовательных цифр; ребенок стоя на доске отбивает мяч от доски обратной связи по образцу карточки, при этом называет не цифры, а фигуры, в которые попадает.

Усложнение: повтор по памяти.

Варианты игры: правой, левой, двумя руками.

«Я знаю пять названий» (по темам недели)

Оборудование: кинезиологический мяч, доска Бильгоу.

Задачи: расширить кругозор, закрепить умение классифицировать предметы по группам, развивать словарный запас, развивать внимание и наблюдательность.

Методика проведения: ребенок отбивает мячик одной рукой

от пола, стоя на доске Бильгоу (на манер ведения мяча в бас-

кетболе), соблюдая ритм ударов, называя пять названий (по темам недели), произнося при одном ударе только одно слово. Если ребенок сбивается (не поймал мяч или задумался, то мяч переходит к следующему участнику). Например, «Я знаю пять названий овощей: картофель – раз, помидор – два…» и т. д.

Сложность игры в том, что, проговаривая слова ребенок не

должен останавливаться.

Нейротвистер

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание.

Развивая слуховую память, карточку ребенку не показываем, а называем последовательно то, что на ней изображено (если ребенок не запомнил, повторяем еще раз, либо уменьшаем количество слов). Учитывайте возраст и особенности развития ребенка, не у всех с первого и даже второго раза получается запомнить все слова и на слух воспроизвести. В момент воспроизведения слов ребенок одновременно указательными пальцами рук показывает последовательно, то что вы назвали на больших шаблонах.

При развитии зрительной памяти, карточку ребенку показываем на 5-7секунд (если ребенок не запомнил, показываем еще раз), далее ребенок вспоминая картинки показывает их на больших шаблонах двумя руками.

Развивая внимание, кладем на стол перед ребенком карточку с заданием и следим за тем, чтобы ребенок последовательно не допуская ошибок показал двумя руками на шаблонах нужные картинки.

При работе двумя руками у ребенка активно развиваются межполушарные связи.

 P.S. При выполнении задания ребенок все проговаривает вслух.

               

Еще много интересных игр для развития зрительной, слуховой памяти и внимания находятся по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1enli8a_uYWWuBISwG4gGFUuOEIRgs4Hj/view?usp=drive_link


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cсеминар-практикум "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей"

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостную систему, формирующийся в онтогенезе....

Практикум для родителей и воспитателей «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей»

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. При несфо...

Семинар- практикум "Развитие межполушарного взаимодействия"

Семинар-практикум для педагогов по развитию межполушарного взаимодействия....

Развитие межполушарного взаимодействие, через рисование двумя руками

В данной статье предложена техника развития межполушарного взаимодействия с помощью рисования двумя руками....

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....