Конспект занятия по познавательному и речевому развитию для детей 4-5 лет. "На птичьем дворе"
план-конспект занятия (средняя группа)

ФГОС ДО выделяет образовательную область «Речевое развитие», как одну из важнейших и актуальных направлений педагогической деятельности и ставит следующие задачи : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» предусматривает формирование у детей пятого года жизни умения пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим.

На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной оценки, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В ходе работы, направленной на овладение морфологическими средствами языка, большое значение следует уделять воспитанию у детей внимания к звуковой стороне слова и обращать внимание детей на использование существительных во множественном числе.

Продолжается формирование у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята лисят, медвежата медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Детям в средней группе напоминаем правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощряем характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказываем общепринятый образец слова.

Побуждаем детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Занятие по познавательному и речевому развитию «На птичьем дворе» включает в себя комплекс игровых заданий и упражнений для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichiy_dvor.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

На птичьем дворе

Автор: Бабич Виктория Владимировна МБДОУ «Детский сад № 121», г. Рязань

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию для детей 4-5 лет.

Аннотация

ФГОС ДО выделяет образовательную область «Речевое развитие», как одну из важнейших и актуальных направлений педагогической деятельности и ставит следующие задачи : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» предусматривает формирование у детей пятого года жизни умения пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим.

На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной оценки, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В ходе работы, направленной на овладение морфологическими средствами языка, большое значение следует уделять воспитанию у детей внимания к звуковой стороне слова и обращать внимание детей на использование существительных во множественном числе.

Продолжается формирование у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята лисят, медвежата медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Детям в средней группе напоминаем правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощряем характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказываем общепринятый образец слова.

Побуждаем детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Занятие по познавательному и речевому развитию «На птичьем дворе» включает в себя комплекс игровых заданий и упражнений для детей 4-5 лет.

Цель:

Организовать речевую деятельность детей, направленную на совершенствование представления о домашних птицах; способствовать расширению, обобщению, активизации словаря, совершенствованию грамматического строя речи по теме ООД; пробудить интерес к особенностям содержания домашних птиц, образе жизни, пользе, которую приносят людям.

Задачи:

Организовать:

мотивацию детей для формирования знаний по теме «Домашние птицы»;

практическую деятельность, направленную на развитие речи: дидактические игры, способствующие формированию обобщающего понятия «Домашние птицы»,

образованию названия детенышей птиц в единственном и множественном числе; образованию имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

контроль результатов и рефлексивную оценку образовательной деятельности детей на занятии.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций и альбомов «Домашние птицы», «Птичий двор», чтение художественной литературы Ушинский К.Д. «Чужое яичко», «Петушок с семьей», заучивание стихотворений Черный С. «Два утенка», Степанов В. «Гусь и цыпленок».

Материал:

демонстрационный: игрушка Курочка-Ряба,  картинки с изображением петуха, утки, гуся, индейки.

раздаточный: предметные картинки с изображением птиц и их птенцов.

Активизация словаря: заботиться, утеночек, цыпленочек, гусеночек, индюшоночек.

Ход деятельности:

1. Мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришел гость.

Угадаете, кто это?

Послушайте загадку:

Квохчет, кудахчет,

Яички несет,

Цыпляток зовет.

Дети: Курочка.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня у нас в гостях курочка Ряба.

Входит курочка.

- Ребята, у меня случилась беда. Потерялся мой цыпленочек, Петя-петушок. Вы поможете мне его отыскать?

Дети: да.

2. Организационный этап

Воспитатель: Скажите, ребята, а где, как вы думаете, живет наша курочка?        Ответы детей.

- Правильно, ребята, у бабушке в деревне. На птичьем дворе.

- Чтобы попасть на птичий двор, на чем можно добраться?

Ответы детей.

Воспитатель: А мы с вами поедем на поезде. (строятся друг за другом, под песню «Паровоз» сл. О. Высотской, муз. З.Компанейца)

- Вот и добрались мы к бабушке в деревню!

3. Исполнительский этап

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, найдем мы здесь Петю-Петушка? Давайте я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать:

  С солнышком встает он вместе,

Будит всех веселой песней.

На макушке — гребешок.

Кто же это?

(Петух) картинка отгадка появляется на доске.

Хоть спит он, хоть купается,

Но не разувается:

Носит он на ножках

Красные сапожки.

(Гусь) картинка отгадка появляется на доске.

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами — стук,

Как зовут его — …

(Индюк) картинка отгадка появляется на доске.

На коротких красных лапках

Вперевалочку идет

Любит в озере поплавать

И покрякать у ворот

(Утка) картинка отгадка появляется на доске.

Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки. Ребята, скажите, как назвать одним словом гуся, петуха, индюка, утку?

- Домашние птицы.

- А знаете ли вы, почему их называют домашними?

Ответы детей.

- Домашними называют птиц потому, что они живут рядом с человеком, он заботиться о них?( повтор слова «заботиться»)

- Как человек заботится о домашних птицах?

- Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.(показ картинки с изображения птичника, курятника.)

- Какую пользу человеку приносит домашние птицы?

Ответы детей.

- Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.

Воспитатель: Ой, ребята, какой-то шум на нашем птичьем дворе, что же случилось? Давайте посмотрим.

- Ребята, поссорились птицы на птичьем дворе из–за зернышка.

Пальчиковая гимнастика «Зёрнышки пропали»

Петушок зерно клюёт,

(фигурка «петух» правой кистью)

Курочек к себе зовёт.

(фигурка «курица» левой кистью)

В миске зёрнышки лежали.

(фигурка «миска»)

Нету зёрнышек, пропали.

(развести руки в стороны)

Воспитатель: Что же мы с вами можем сделать, чтобы птицы не ссорились (предложения детей).

- Правильно их нужно накормить. А как вы думаете, что любят птицы.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, о какой помощи просила нас курочка?(Найти Петю-Петушка)

- А вы знаете, как называют детенышей домашних птиц?

Дидактическое упражнение «Назови детёнышей птиц»

Дети подбирают картинки попарно и называют детенышей птиц.

У утки- …….    А много...

У курицы - …….  А много…

У индюшки-…….А много…

У гусыни-…..А много…

А как можно ласково назвать детенышей?

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Не цыпленок, а…(цыпленочек)

Не утенок, а….(утеночек)

Не гусенок, а…(гусеночек)

Не индюшонок ,а…..(индюшоночек)

Воспитатель: Правильно, ребята, и наш цыпленок жил с мамой- курочкой на птичьем дворе, но куда-то пропал.

- Но прежде чем искать цыпленка, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

«Вышли уточки на луг»

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!                    (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,  Ж-ж-ж!          (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,    Га-га-га!            (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.         (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал?                   (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,  Р-р-р!        (Руки на поясе, наклонились вперед.)

Зашептал в воде камыш,  Ш-ш-ш!   (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь, Ш-ш-ш.              (Присели.)

- Ребята, а может быть мы просто не слышим, как цыпленок зовет свою маму?

(Включается запись с голосами домашних птиц. Дети угадывают. В конце слышится чей-то тихий писк.)

Воспитатель: Ой, слышится чей-то писк. Ребята, да это же плачут маленькие цыплята, гусята, утята.

- Как вы думаете, а почему они плачут? Правильно – они тоже потеряли свою маму, ведь они еще совсем маленькие.

- Давайте поможем им найти маму!

Дидактическая игра «Найди маму»

Дети подбирают картинки попарно: цыпленок-курица и т.д. (картинки мам расположены на мольберте, а картинки или игрушки цыплят и утят в разных частях группы).

Воспитатель: Молодцы, помогли цыплятам и утятам найти своих мам.

- Вот и у нашей курочки нашелся ее цыпленок Петя –Петушок.

Курочка Ряба благодарит детей за помощь.

4. Рефлексивный этап.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся на поезд.)

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?

Дети: На птичьем дворе.

А кому сегодня мы помогли?

Ответы детей.

5. Перспективный этап.

Воспитатель: Ребята, когда вы сегодня придете домой, попросите родителей, чтобы они показали вам мультфильм «Пропал Петя-Петушок»(Киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»1985г.) о приключениях цыпленка.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 09.10.2019).

2.  Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. - М.: Эксмо - Пресс, 2013. - 48 c.

3.   Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.- 77 с.

5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 .- 93 с.

6.  Программа «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 334с.

7. Песня «Веселый паровозик» [Электронный ресурс].- Режим доступа:URLhttp://www.possum.ru\964/ ( Дата обращения 26.09.2019)

8. Мультфильм «Пропал Петя-Петушок» (Киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»1985г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URLhttp://www.kinopoisk.ru \1123/ (Дата обращения 26.09.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному и речевому развитию детей по теме «Сказки - наши помощники».

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Сказки - наши помощники»....

Конспект по познавательному и речевому развитию «Человек. Части тела» в старшей группе

развивать познавательный интерес ;закрепить представления детей о строении человеческого тела,...

Конспект по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе «Как зимуют дикие животные»

Конспект по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе «Как зимуют дикие животные»...

Конспект образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие» в первой группе раннего возраста «Улыбка» «Птичий двор»

Конспект образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие» в первой группе раннего возраста «Улыбка»«Птичий двор»...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова»

Тема: «Хлеб всему голова» Цель:формирование познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе, к бережному отношению к хлебу. Задачи:Образовательные:-позна...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в группе раннего возраста «Пчёлка» «На птичьем дворе»

Конспект открытого занятияпо речевому развитию в группе  раннего возраста «Пчёлка»«На птичьем дворе»...