Конспект по познавательному и речевому развитию детей по теме «Сказки - наши помощники».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ткачёва Дина Викторовна

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Сказки - наши помощники».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_zanyatiya_21.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 101 компенсирующего вида Московского района

г. Санкт- Петербурга.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному и речевому развитию

детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи

                                       по теме «Сказки - наши помощники».

                                                                                                      Авторы:

                                                                                                      Воспитатель: Чигарькова Е. В.

                                                                                                      Воспитатель: Ткачева Д. В.

Санкт-Петербург

2016 год

Участники : дети подготовительной группы, воспитатели.

Цель: приобщение детей к волшебному миру сказок, развитие  у детей логики рассуждения, в процессе решения проблемных ситуаций.

Задачи.

Образовательные

1. Физическое развитие : обеспечить необходимую двигательную активность на занятии.

2. Социально- коммуникативное развитие:

-развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми,

-формировать и развивать навыки самостоятельности, целенаправленности и самоконтроля,

- формировать навыки сотрудничества,

-способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми, родителями и педагогами.

3. Познавательное развитие:

-вовлекать в активную познавательную деятельность,

-закрепить и расширить знания детей о сказках,

-закреплять умение решать математические задачи,

-побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы в ходе решения проблемной ситуации,

-сформировать дальнейший интерес к сказкам  и к чтению

-развивать логику рассуждения, воображение, память, внимание.

4. Речевое развитие:

-пробудить в детях интерес к театрализованной игре,

-формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей,

-развивать связную грамматически правильную речь.

5.Художественно- эстетическое развитие.

-формировать эстетическое отношение к окружающему миру,

-развивать зрительное воображение,

-развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Коррекционно-развивающие задачи.

-развивать индивидуальные литературные предпочтения у детей,

-создание условий для творческого самовыражения детей,

 -совершенствовать грамматический строй речи, умение контролировать произносительные навыки в самостоятельной речи,

-продолжать развивать интонационную выразительность речи в свободной речевой деятельности.

- продолжать развивать связную монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные задачи.

-воспитывать разноплановый интерес к сказкам,

-воспитывать такие качества,  как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие.

Используемые технологии.

1. Здоровьесозидающие технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Игровые технологии.

Используемое оборудование:

-компьютер,

-мультфильм «Вовка  в тридевятом царстве»,

-волшебная палочка,

-магнитная доска,

-мольберт,

-гуашь,

-бумага

-холст с изображением очага,

-сундук с  картинками волшебных предметов: ковер-самолет, сапоги-скороходы, лук и стрелы,карта маршрута,

-эмблемы с изображением сказочных героев: Мальвина, Буратино, Незнайка, Гунька, Тюбик, Королева, Профессор,

- стол,

-атрибуты для сценок,

-медали: «Юный художник», «Юный  математик», «АБВГДЕЙКА», «Юные знатоки».

- сундучок Буратно с 5 золотыми, каталогом товаров ( в двойном количестве),

-указатели маршрута,

-слова: помиловать, казнить,

-кроссворд,

-печь с дровами, печенье с пожеланиями.

Предварительная работа:

-чтение сказок,

-отгадывание загадок по сказкам,

-выпечка печенья.

-рисование иллюстраций к любимым сказкам ( работа с родителями).

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день путешествия в волшебный мир сказки.

Для чего нам нужны сказки?

Чему они учат? Стоит ли их читать ?

На эти вопросы вы ответите сами  во время путешествия. Это путешествие вы начали дома, когда рисовали свои рисунки с полюбившимися сказочными героями. Взмахом волшебной палочки я открою

картинную  галерею. Именно ваши работы станут главным украшением выставки. Всех нас ожидает сюрприз. Художники, вам слово.

Воспитатель: Сколько удивительных  волшебных сказок вы знаете и любите! Ну что ж , чудеса начинаются ! А вот и первый сказочный гость!

 (Демонстрируется кадр из мультфильма «Вовка  в тридевятом государстве)

Ребята,  вы его узнали?

Появляется сказочный герой- Вовка.

Вовка:

-Здравствуйте, ребята. Ух ты, как у вас красиво, Сказки я тоже люблю. Мечтаю очутиться в сказочной стране. Царская жизнь началась бы ….только и делай, что ничего не делай. Не то , что здесь. В школе учат, дома учат, дела делать заставляют.

Воспитатель: «Вовка, а ты думаешь, что сказки нужны только для развлечения?. Даже  сказочные герои решают задачи, учатся писать и считать….».

Вовка: « Ну… Не верю».

Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете?»

Воспитатель: «  Ребята, давайте отправимся в мир сказок и все сами посмотрим. Осталось решить, как мы туда попадем, что нам может помочь».

Вовка: «Нам могут помочь сказочные предметы, обладающие волшебной силой. Вот я их и захватил (показывает на свой сундук).

Как вы думаете, что у меня там лежит?»

Вовка: Посмотрим, насколько вы оказались правы(открывает свой сундучок). Объясните, в чем волшебная сила каждого из них.

Ковер-самолет,

Сапоги-скороходы,

лук и стрелы,карта маршрута.

 Вовка: « Можно выберу я. Карта –самое верное средство. Вот по ней мы и будем двигаться. Давайте ее внимательно рассмотрим и запомним наш маршрут».

Вовка : «Первая остановка :юный художник».

Сценка из сказки Носова «Незнайка учится рисовать

Воспитатель:

«Ребята, из какой сказки мы увидели отрывок?

Как вы думаете, для чего мы попали именно в эту сказку? Какой вывод можно сделать?

Незнайка поссорился со своим другом. Как вы думаете, что необходимо предпринять Незнайке, чтобы исправить ситуацию?

Сказка показала нам, что любое дело требует терпения, упорства и обучения, иначе можно попасть в неприятную ситуацию.

 Вовка в это время крутится возле детских рисунков. Неожиданно восклицает : « Я тоже хочу попробовать быть художником, а вот и холст подходящий. Как же странно, кисточек нет, только гуашь и листы бумаги. Как нарисовать на холсте, кто подскажет? Просто одни сказочные загадки.

Вовка: «Точно, я читал об этом способе в одной книге. Только немного подзабыл, да книгу с собой не взял. Может, ребята  напомнят, как можно рисовать нетрадиционным способом: «Печать смятой бумагой».

Дети с Вовкой оформляют холст.

Воспитатель : Как красиво получилось. Славно потрудились, рисовать вы научились. Заслужили вы медаль «Юный художник».

Ребята, а ведь в сказках все случается непросто. Как вы думаете, для чего появился здесь холст. Чем он нам поможет в нашем путешествии?

Ваши предположения, в какую сказку попадем?

Не будем гадать отправляемся в путь , как называется следующая станция?

Вовка: Ура, мы на правильном пути- вот указатель (Юный математик).

Воспитатель: «Волшебной палочкой взмахну и представление начну.

Сценка из произведения «Золотой ключик»

Воспитатель: «Ребята, Буратино нашел сундук. Давайте его откроем».

Открываем сундук, в нем лежит мешочек с 5 золотыми.

Воспитатель : «Посмотрите, что это?

Вспомните, как потратил Буратино свои монеты?

 У вас есть шанс помочь Буратино приобрести необходимые вещи на 5 золотых.

 Что, по вашему мнению, очень необходимо семье Карло и Буратино?

Сейчас мы разделимся на 2 команды, каждая из команд подберет на 5 золотых  те товары, которые по ее мнению наиболее необходимы.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, с заданием справились. Вот вам новая загадка : как вы думаете, почему на станции юный математик показали отрывок именно из сказки про Буратино?

Помогая Буратино, над чем вам пришлось задуматься ?

Чему учит сказка?

Молодцы, ребята. Вы справились с задание, поэтому заслуженно получаете медаль «Юного математика».

Идем дальше. Как называется следующая станция?

Как вы думаете, какая сказка нас ожидает?

Попробуем решить эту задачу, когда окажемся на месте.

Подходят к станции, висит афиша.

Вовка «Странно, на афише нет названия. Как узнать название сказки?».

Воспитатель: «Что нам может помочь ответить на вопрос, ведь нет ни одной подсказки, кроме афиши».

Воспитатель «Волшебной палочкой взмахну и представление начну.

Вовка. Вот видите , ребята, я был прав.  Сама королева считает, что нет необходимости учиться читать и писать.

Воспитатель: Вовка, подожди. Сейчас самое главное быстро исправить ошибку королевы. Ребята, подскажите, какую именно ошибку?

Поскорее найдите слово помиловать.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете. Для чего необходимо уметь читать и писать?

 Каким способом можно передать информацию другому?

Вот сейчас мы и попробуем поиграть.  Разделимся на 2 подгруппы, каждая подгруппа  получит 1 сказку. Представим, что вы не умеете ни читать, ни писать. Ваша задача рассказать о сказке так, чтобы другие догадались, о чем идет речь. Способ передачи выберите сами.

1 команда-Лиса и заяц,

2-Три медведя.

Воспитатель. Как удобнее и быстрее передавать информацию?

А как считает Вовка?

За умелое выполнение заданий. Вы получаете  медаль «АБВГДЕЙКА».

Чтобы продолжить путешествие, необходимо ответить на вопрос:

Чему научила вас эта сказка?

Заключительная станция называется…, кто мне поможет вспомнить?

Юные знатоки вы готовы?

Отгадываем кроссворд.

Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Вся она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто - то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная

Жил да был один купец,

Уважаемый вдовец.

Долго за морем он был,

Наконец домой приплыл.

Дочерям привез подарки.

Старшеньким – каменьев ярких.

Младшей, спрятав в узелок,

Чудный ...

Без сапог он просто зверь,

в сапогах – герой, поверь.

Шпага, шляпа, сапоги…

Разбежались все враги!

Знает весь кошачий род –

носит в сказке обувь кот.

                     

В стужу в лес ее отправили

И замерзать там оставили.

Но Мороз ее не погубил,

За доброту и старание ее он наградил.

Девочка спит и пока не знает,

Что ее в сказке ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот.

Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка?

Бал в разгаре,принц грустит.

Бал его не веселит.

Вдруг,как-будто солнышко

в залу входит (Золушка)

Бьют часы двенадцать раз.

Только туфелька у нас.

                  Снежная королева

        Аленький цветочек

      Кот в сапогах

         Морозко

 Дюймовочка

       Золушка

Какое волшебное слово спряталось в кроссворде?

С заданием справились легко. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.

Ребята, как вы думаете,  что всегда есть в сказках?

Чему учат сказки?

Без чего не обходится ни одна сказка?

 Нужны ли нам сказки и почему?

Вы получаете еще одну медаль «Юные знатоки».

Воспитатель «Нам пора домой. Вовка ты с нами?

Вовка « Нет. Нет. Я остаюсь в волшебном мире сказок. А вы , ребята, меня многому научили. Пора исправлять свои ошибки. Где тут печка? Сам я тесто замесил, дрова наколол, печенье испек. За науку, ребята, полагается вознаграждение: печенье это непростое, а волшебное. Внутри вложено пожелание, которое обязательно сбудется. А мне пора. До свидания»

Воспитатель: Печенье мы с собой возьмем, и нам пора домой. Волшебное слово произнесем.

Вот мы и дома.

Понравилось вам путешествие?

Пора нам пить чай и читать пожелания.

Дети представляют свои работы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Варианты ответов детей.

Выходят 3 детей.

1-й «Волшебными героями здесь будем мы. О многом мы расскажем, и многое покажем. Мы начинаем наш рассказ».

На сцене  Тюбик рисует на холсте.  Появляется Незнайка.

— Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть художником. Дай мне каких- нибудь красок и кисточку.

Тюбик: А ведь рисовать тоже непросто. Этому нужно долго учиться.

Незнайка: Я и буду учиться.

Тюбик: Ну хорошо. Вот тебе краски и кисточки. Нарисуй сначала эту вазу. На задание даю 2 дня. Тюбик уходит. Незнайка хватает вазу, быстро обводит ее.

- Вот и нарисовал.  В это время к Незнайке пришёл его друг, Гунька.
Незнайка говорит:
— Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.
Гунька обрадовался, сел поскорее на стул, и Незнайка принялся его рисовать.
— Не вертись, не вертись,  а то непохоже получится.
— А сейчас получается похоже? — спросил Гунька.
— Очень похоже,  

— Ну -ка, покажи, что получилось!

— Да разве я такой?

— Конечно, такой. Какой же ещё?
— А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нет.
— Ну, вырастут когда-нибудь.
— А нос почему красный?
— Это чтоб было красивее.
— А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?
— Голубые, — ответил Незнайка. — Но, если тебе не нравится, я могу сделать зелёные.
— Нет, это плохой портрет. Дай я его порву.
— Зачем же уничтожать художественное произведение? Я сейчас подпишу, и всё будет понятно.
«ГУНЬКА».

- Я с тобой в ссоре.

Появляется Тюбик

_Что это ты нарисовал? Это не портрет , а мазня. Сними это немедленно.

- Все, я не хочу больше быть художником. Все только ругаются. Оказывается, и здесь учиться надо.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

Буратино и Мальвина сидят за столом. Буратино все время крутится, вертится.

Мальвина: Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

-Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займёмся арифметикой…

-У вас в кармане 2 яблока.

-Врете, ни одного.

-Некто взял у вас 1 яблоко. Сколько у вас осталось?

-Два.

-Подумайте сначала. Почему?

-Ну я же не отдам некто яблоко. Хоть он дерись.

-У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом.  Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Буратино в это время крутится, ломает карандаш.

Мальвина.

- Какой ужас. Что вы делаете? Придется мне вас наказать. Артемон. Артемон отведи Буратино в темный чулан.

Буратино:

Пожалуйста. Я и сам пойду. Мальвина уходит.

Буратино идет,  видит ребят.

-Ой , ребята, здравствуйте. Вы все видели? Любит Мальвина повоспитывать , все учит и учит. А зачем мне эта математика… Буратино спотыкается о сундук: «Ой, а что это?»

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выбирают по каталогу товары, считают и распределяют  деньги.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

АБВГДейка

Ответы детей.

Ответы детей.

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество. Однако же осмелюсь попросить вас написать еще четыре строчки.

Королева. Ладно уж, диктуйте.

Профессор.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Королева. Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет.) Травка зе-не…

Входит Канцлер.

Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь просить вас подписать три указа.

Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)

Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас написать…

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».

Королева (про себя). По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» — это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.

Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче!

Королева. О чем это вы?

Профессор. Ах, ваше величество, что вы написали!

Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

Профессор. Нет, вы правильно написали это слово — и все-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева. Какую же?

Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева. Еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала. Но, к счастью, я вас не слушаюсь. Я считаю, что вредно читать и писать.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

на столе стоит коробка с атрибутами из различных сказок, листочек и карандаши, эмблемы с героями сказок, дети самостоятельно выбирают.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Сказка ( из кроссворда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по коммуникации (речевому развитию) на тему: «Защитники нашей Родины» для детей старшей группы

Воспитание у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Развитие чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы "Глаза-наши помощники"

Глаза-один из главных органов чувств человека. Как сохранить глаза, как заботиться о них раскрыто в данном конспекте....

Конспект организационной образовательной деятельности Речевое развитие на тему: Сказка В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка» для воспитанников (6-7 лет)

Цель: Воспитывать у воспитанников положительные качества характера, мотивируя   на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....

Конспект НОД по познавательному развитию Итоговое по циклу: «Познай себя» Тема: «Уши – наши помощники»

Цель: закрепить знания об органах слуха, через игровую, опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект НОД по познавательному развитию Итоговое по циклу: «Познай себя» Тема: «Уши – наши помощники»

Цель: закрепить знания об органах слуха, через игровую, опытно – экспериментальную деятельность....