Технология приобщения детей дошкольного возраста к музыкально-ритмической деятельности в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО
статья

Симанцова Нина Николаевна

Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий эмоциональный путь передачи музыкально - эстетических переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_ritmicheskie_dvizheniya.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2»

(дошкольное отделение – детский сад №6 «Колокольчик»)

Технология приобщения детей дошкольного возраста к музыкально-ритмической деятельности в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО

Музыкальный руководитель Симанцова Н.Н.

Луховицы 2023

Н.А.Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание» [1;3].

Музыкально-ритмическая деятельность издавна любима детьми, она позволяет решать задачи музыкально-ритмического, эстетического, физического развития детей. В современных детских садах музыкально-ритмическая деятельность имеет устоявшиеся традиции, программы, методику. В последние годы в ДОУ настойчиво внедряются ритмика, хореография, фитнес.

В связи с этим возникает ряд вопросов:

  • как должно осуществляться обучение детей музыкально-ритмической деятельности – ритмике, хореографии, фитнесу?  
  • как приучить детей к музыкально-двигательным упражнениям?
  • научить детей воспринимать различные музыкальные образы и согласовывать свои движения с их характером?
  • научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях?

Очень важны условия для занятий по музыкально-ритмическим движениям. Очень важно чтобы они проводились в просторном, убранном, хорошо проветренном зале. Ничего не должно мешать музыкально-ритмической деятельности детей (стулья и скамейки ставятся вдоль стен). Музыкальный инструмент должен стоять в удобном для музыкального руководителя месте, чтобы ему были видны движения участников занятия. Дети должны быть одеты удобно, в не стесняющие их движений одежде, обувь должна быть мягкой, хорошо укрепленной на ногах (лучший вариант — это чешки). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый реквизит (ленточки, платочки, флажки, бубен и т.д.). Желательно, чтобы в занятии принимали участие два педагога – музыкальный руководитель и воспитатель группы. Очень важно, чтобы между ними был постоянный творческий контакт. Воспитатель помогает детям правильно выполнять движения, применяя метод собственного показа.

Очень важно на занятиях по музыкально-ритмическим движениям учитывать физическое состояние детей. Музыкальный руководитель и воспитатель должны быть осведомлены о состоянии здоровья детей. Необходимо помнить о том, что нельзя перегружать детей бегом и поскоками, т.к. это может привести к психоэмоциональным и сердечнососудистым перегрузкам. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Настроение в музыке дети начинают чувствовать рано, воспринимают ее сначала в совокупности всех музыкально-выразительных средств: музыкальную форму, темп, динамику, метроритм.

Для того чтобы музыкальные упражнения, музыкальная игра или пляска выполнили свои воспитательные и образовательные задачи необходимо научить детей владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Решению этой главной задачи помогает использование музыки на утренние гимнастики. На утренней гимнастике, в связи с тем, что проходит активное общение ребенка с музыкой решаются задачи и музыкального и физического воспитания. Для сопровождения упражнений должны использоваться высокохудожественные музыкальные произведения в грамотном исполнении. Элементы музыкального сопровождения – это и ритм, темп, метр, и динамика. Движения, выполняемые под музыкальное сопровождение, способствуют правильному развитию основных видов движения: ходьбы, бега, разнообразных прыжков. Все упражнения, включенные в комплекс утренней гимнастики, предварительно разучиваются с воспитателем с использованием бубна, после чего осуществляется утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение. При таком условии получается хороший результат, зарядка проходит эмоционально, в хорошем темпе.

Занятия по музыкально-ритмическим движениям необходимо проводить увлекательно, в темпе. Дети с таких занятий должны уходить с чувством удовлетворения и с удовольствием от того, что обрели новые навыки и знания.

Успешное решение, поставленных задач педагогом, на занятиях по музыкально-ритмической деятельности в ДОУ возможно только при использовании определенных педагогических принципов и методов обучения:

  • принцип доступности и индивидуализации (предусматривает учет возрастных и физических особенностей и возможностей ребенка;
  • индивидуализация, подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка (у каждого ребенка есть свои своеобразные функциональные возможности, организм различно реагирует на физическую нагрузку);
  • принцип постепенного повышения требований (постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки);
  • принцип систематичности - один из самых важных (это непрерывность и регулярность занятий, выработка у детей понятия того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца, этот принцип дисциплинирует детей);
  • принцип сознательности и активности (это заинтересованное и сознательное отношение воспитанников к своим действиям);
  • принцип повторяемости материала (только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип);
  • принцип наглядности (показ педагога и детей, успешно освоивших учебный материал);
  • игровой метод; [6;26-31].

Успехи в развитии музыкально-ритмического воспитания в большей мере зависят от правильной организации и систематичности занятий. Важная роль в развитии музыкально-ритмических движений отведена музыкальным занятиям. На музыкальных занятиях благодаря музыкальным играм и пляскам развивается эмоциональность и образность восприятия музыки, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, чувства ритма, музыкальная память. Сюжеты и образы хороводов, музыкальных игр, плясок конкретизируют для детей содержание музыкального произведения. Движение, органически связанные с музыкой, с ее содержанием и характером, способствуют целостному ее восприятию. Большинство движений, на которых построены музыкальные игры, пляски и хороводы – это основные движения: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Они совершенствуются и на музыкальных занятиях, и на утренней гимнастике с музыкальным сопровождением, и на занятиях по физическому воспитанию.

«Музыкально-двигательные упражнения, помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в тоже время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой: дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ» [2;5].

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений на музыкальных занятиях. Для музыкального руководителя важно научить ребят воспринимать музыку целостно, научить чувствовать ее общее настроение, средства музыкальной выразительности (темп, динамика, характер, ритм и т.д.).

Одно из основных условий успешной работы музыкального руководителя по развитию музыкально-ритмических движений – это целенаправленный выбор упражнений, музыкального их сопровождения и правильная их последовательность в разучивании. В каждой возрастной группе следует использовать упражнения возрастающей трудности. Ставить пред детьми более сложные задачи. Музыкальный руководитель на каждом занятии перед детьми ставит новые задачи, обращая их внимание на новые детали образа, движения и музыкального сопровождения. Педагог всегда должен бережно относиться к проявлению инициативы детей и всячески поощрять их творческую активность.

Цель музыкального руководителя – сохранить и приумножить интерес к музыкально-ритмической деятельности, воспитательный процесс сделать интересным для детей, творческим, вызывать у детей желание настойчиво и старательно потрудиться. Для поддержания интереса к музыкально-ритмической деятельности целесообразно использовать показ всей группе удачного исполнения одним ребенком или несколькими детьми.

Музыкальное воспитание средствами музыкально-ритмических движений осуществляется через упражнения, музыкально-ритмическую игру, хоровод, танец, пляску, создание образов в драматизациях, доступных и интересных детям.

«Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и облеченные в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. Музыкальные произведения и содержания игр отвечают общевоспитательным задачам» [3;125].

Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

«Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных танцевальных навыков. Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному» с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков…» [4;6].

Н.А. Ветлугина предлагает следующую классификацию танцев исходя из поставленных задач и общего содержания:

  • пляски с зафиксированными движениями;
  • пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию:
  • свободные пляски;
  • хороводы плясового характера;
  • детский бальный танец;
  • характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере.

По мнению. Н.А. Ветлугиной методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим:

«в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

разучивая игры, хороводы, пляски последовательно усложняют задания с учетом особенности репертуара;

неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя занятия, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;

постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;

предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей» [3;138].

Музыкально-ритмическая деятельность отражается в перспективном и календарном планах с учетом репертуара для праздничных и досуговых мероприятий.

«Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности музыкально-ритмической деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учат осознанному отношению воспринимаемой музыки, эмоционально-динамическому осмыслению движения. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности» [5;8].

При систематической и правильно организованной и спланированной работе музыкального руководителя и воспитателей в музыкально-ритмической деятельности можно достигнуть следующих результатов:

  • научить воспитанников в соответствии с музыкой ходить торжественно, бодро, стремительно, ритмично, меняя характер движения в соответствии с изменениями в характере музыки;
  • выполнять движения с предметами – флажками, платочками, ленточками, султанчиками, цветами и т. д.
  • ориентироваться в пространстве, перестраиваться в пары, шеренги, выполнять перестроения под музыку;
  • выразительно передавать игровые образы (хитрую лису, неуклюжего медведя, трусливого зайца, птичку и т. д.);
  • инсценировать игровые песни, фантазировать и придумывать образные движения в играх и хороводах;
  • уметь исполнять танцевальные движения – поскоки, шал польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с приседанием, хлопки в различном ритме, плавные движения рук, галоп, боковой галоп и т. д.

«Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столько важно, каким методом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем» [6;32].

Список литературы:

  1. Утренняя гимнастика под музыку: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. Сост. Е.П.Иова, А.Я.Иоффе, О.Д.Головчинер, 1984. – 176 с., ил., нот.
  2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Е.П.Раевская и др. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с., ил., нот.
  3. Методика музыкального воспитания в детском саду. Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова; Под ред. Н.А.Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с., нот.
  4. Музыка и движение: (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост.: С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. - М.: Просвещение, 1983. – 208 с., нот.
  5. Музыка и движение: (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост.: С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. - М.: Просвещение, 1984. – 288 с., ил., нот.
  6. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.
  7. Программа дошкольного образования «От рождения до школы / Сост. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. М.А. Васильева. Мозаика – синтез, М.:  2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование процесса вовлечения детей дошкольного возраста в музыкально-ритмическую деятельность с учётом их возрастных особенностей.

Для грамотной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.Итак, рассмотрим основные критерии психофизиол...

План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...

Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность.

Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкальную-ритмическую деятельность....

Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность.

Развитие хореогрических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность...

«Речевое развитие детей посредством освоения технологии приобщения детей дошкольного возраста к музыкально – ритмической деятельности»

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения...

«Влияние технологии приобщения детей дошкольного возраста к музыкально – ритмической деятельности в ДОУ на совершенствование экологического развития детей»

Эколого-ориентированное музыкальное движение способствует не только закреплению знаний экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела показать эмоционально,...