Музыкально - коррекционная работа в ДОУ с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал

Cоболевская Ольга Владимировна

данная статья будет полезна музыкальныйм руководителям

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – коррекционная работа с детьми с ОВЗ

Огромную роль  в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах музыкальной  деятельности  дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков.

У  детей  c ОВЗ  круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание.

  Работая с детьми с ОВЗ, мы заметили ряд проблем: дети плохо  согласовывают  движения с музыкой, у них плохо развито чувство ритма. Но наряду с этим они хорошо подражают в любых видах музыкальной деятельности.

Мы начали искать в своей работе технологию, которая поможет в решении данной проблемы и  тут нам на помощь пришла  педагогическая  технология Карла Орфа. Ведь он особое внимание уделял связи музыки, речи и движения. Данная  технологий предполагает обучение творческим способностям. И здесь мы обучаем независимо от того, какие есть  способности у ребенка к музыке.

         На музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ мы используем элементарное музицирование:  речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, озвучивание стихов и сказок.

Речевое музицирование  -  это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.  В работе с детьми мы используем упражнения с хлопками, притопами, щелчками, шлепками. Все это очень полезно для детей с ОВЗ. Здесь развивается чувство ритма, координация движений, мелкая моторика.

Игра на детских инструментах один из любимых видов музыкальной деятельности. Мы предоставляем каждому ребенку выбор музыкального инструмента. Вот такая «музыкальная игра»  постепенно развивает творческие способности  и мышление у детей с ОВЗ.

На занятии использую упражнения, направленные на отработку ритма в слове, работаю над произношением звуков в словах, обогащаю словарь детей музыкальными понятиями, работаю над координацией движений, согласованностью речи и музыки.

Приведу пример таких упражнений:

- « Придумай свою музыку на инструменте и передай инструмент другому»

 -« Дирижер» – ребёнок  пробует себя в роли дирижера

- « Посмотри и выбери инструменты, чтобы изобразить  капли дождя, ручеек»

-«Подбери  инструменты, чтобы озвучить стихотворение»

-»Представь, что инструменты затеяли между собой разговор, поговори с соседом»

- «Сыграем в оркестре» обращаю внимание, что играем чётко  под музыку.

Все мы знаем, что дети любят сказки, а озвучивание их с помощью музыкальных инструментов доставляет особенное удовольствие  и, несомненно,  пользу. На занятиях мы используем как традиционные музыкальные инструменты, так и нетрадиционные: баночки из под йогурта, стаканчики, молоточки,  инструменты, сделанные из ключей, листы бумаги, полиэтиленовые  пакеты. Дети всегда с интересом изучают  такие  инструменты. Поэтому важное место мы уделяем экспериментированию с нетрадиционными  инструментами: ребенок узнает, как звучат предметы из  разных материалов, голоса музыкальных инструментов.  Также, работая с детьми с ОВЗ, мы учим их  способам получения звуков, тем самым развиваем тембровый и звуковысотный слух.

Работа по элементарному музицированию проводится с группой и индивидуально. Мы вовлекаем так детей в работу, чтобы они общались между собой, взаимодействовали с инструментами, вот тогда и развиваются коммуникативные взаимоотношения между детьми.

Одна из форм  развития музыкальности, используемые мною  в работе с детьми  с  ОВЗ - танцы – игры, которые  создают атмосферу приятия друг друга и эмоциональное раскрепощение. С помощью таких игр мы решаем следующие задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации,   развития чувства ритма.  Я стараюсь творчески подходить к музыкально-ритмической деятельности: в построение  обычных танцевальных композиций вношу элемент общения между партнерами. Фигуры танцев – это в основном естественные жесты и движения, которые выражают доброжелательное  отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном «толчке» для более успешного преодоления нарушенных функций организма.

Таким образом, благодаря технологии  К.Орфа дети  научились самовыражению, исчезла зажатость, дети стали раскрывать  свои творческие  способности.

)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается организация коррекционной работы учителя-логопеда на индивидуальных занятиях в группе кратковременного пребывания в детском саду, в которой применяется личностно-ориентированн...

Сообщение""Применение Орф-подхода в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ"

Что такое Орф-подход, какие  его главные принципы  и суть?  Как помогает Орф-подход  в развитии ребенка  - об этом это сообщение....

Выступление на РМО "МУЗЫКАЛЬНО – КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ КАРЛА ОРФА"

Выступление на РМО "МУЗЫКАЛЬНО – КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ  С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ  КАРЛА ОРФА"...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуал...