КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (подготовительная группа) по теме

В статье рассматривается организация коррекционной работы учителя-логопеда на индивидуальных занятиях в группе кратковременного пребывания в детском саду, в которой применяется личностно-ориентированный подход к процессу обучения, воспитания и развития ребенка, а так же осуществляются принципы интеграции, сотрудничества, занимательности, новизны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekc._rab.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Дорошенко Е.В., учитель-логопед

МБДОУ д/с  № 20  «Дельфин» г. Саяногорск, Хакасия.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Своевременное овладение  правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом,  - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Так, в последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития.  И происходит это не только вследствие увеличения количества патологий пренатального и перинатального развития ребенка, его общей соматической ослабленности, но и за счет растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье, берущей свое начало еще в младенческом периоде. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже 60% детей пяти-шестилетнего возраста имеют нарушения речевого развития.

В группу кратковременного пребывания поступают дети с различным уровнем подготовки и развития. Интегрировано обучаются нормально развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольники с речевыми нарушениями постоянно находятся в среде своих сверстников, что характерно для полной интеграции, но в то же время, посещая занятия учителя-логопеда в логопункте, получают систематическую квалифицированную дефектологическую помощь в условиях предшкольного образования.

Система работы учителя-логопеда ориентирована на учет индивидуально психологических особенностей ребенка и коррекцию, прежде всего источников и причин отклонений в развитии.

Деятельность работы предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Основной формой работы учителя-логопеда с детьми группы кратковременного пребывания являются индивидуальные коррекционные занятия. Это обусловлено следующими причинами:

- необходимостью учитывать расписание общеразвивающих занятий в группе и режимных моментов;

- различной структурой дефектов произношения у детей;

- различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей;

- индивидуальным темпом усвоения материала;

- состоянием здоровья и соматической ослабленностью детей.

Еще одна применяемая  форма  - индивидуальные занятия в присутствии других детей, которая продиктована большей раскрепощенностью детей на занятии и возросшим интересом к речи сверстников, мотивацией к собственной чистой речи.

Содержание индивидуальных занятий с детьми, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.

На занятиях учитель-логопед уделяет внимание обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти – необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольника. Развитие познавательных процессов – обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.

При подготовке и проведении занятия важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

Предлагаем формы организации индивидуальных занятий, в которых можно заинтересовать ребенка, вызвать желание снова  и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова.

Приведем несколько вариантов.

К нам пришел гость:

1) он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как произносить;

2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просить его научить;

3) гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

План

Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задания из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

Проявляющаяся картинка

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который приготовил все задания.

Веселая школа

В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

Таким образом, организуется коррекционная работа учителя-логопеда на индивидуальных занятиях в группе кратковременного пребывания в детском саду, в которой  применяются:

- личностно-ориентированный подход к процессу обучения, воспитания и развития ребенка;

- принципы занимательности, новизны, интеграции, сотрудничества.

Все это дает положительную мотивацию у детей, способствует эффективной работе и приводит к желаемому результату.

Литература

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: В. Секачев, 2005.

3. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как метод познавательно-речевого развития детей в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГТ

Работа по созданию проекта в рамках тематических недель "Овощи", "Огород" в подготовительной логопедической группе МБДОУ....

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...