Познай себя в ребенке
консультация (старшая группа)

Ребенок изначально настроен на красоту и гармонию, на доброе и возвышенное. И все это надо сохранить на все года. И это в руках взрослых, родителей, педагогов, общества. А когда начинается воспитание ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya_v_rebenke.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Познай себя в ребенке.

«Совершенствование человека – смысл жизни»М.Горький

Ребенок изначально настроен на красоту и гармонию, на доброе и возвышенное. И все это надо сохранить на все года. И это в руках взрослых, родителей, педагогов, общества. А когда начинается воспитание ребенка?

Начинается воспитание ребенка в мыслях, мечтах, воображении женщины, в мыслях и мечтах мужчины. Воспитание питание духовной оси. А это: Духовность семьи, духовность всех ее членов. А потом духовность воспитателей, учителей.

Духовность общества. Духовность всего человечества. Но все начинается с семьи. Ребенку нужна семья благая, одухотворенная, устремленная. Говорят мудрецы: «Семья – устой всего будущего; семья обладает силою проявления человечества.» Но и мы, педагоги, стоим на одной из ступеней воспитания детей. Ведь это мы помогаем родителям воспитывать детей, используя свой педагогический опыт, педагогические знания. А для детей огромное значение имеет полноценное общение взрослого и ребенка, для прекрасного его развития. Жизнь неудержимо движется, дети из года в год удивляют своими возможностями и способностями. А разве мы, педагоги, имеем право оставаться без движения, без изменения? Нам необходимо обновлять себя в своей профессии «в ногу» со временем, как обновляются дети. Для того чтобы уметь поддерживать ребенка нам необходимо изменять привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и на плохое поведение ребенка, взрослому надо сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Случается, что поведение ребенка не нравится нам. Именно в такие моменты мы должны предельно четко показать ребенку, что хотя «я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Именно мы, педагоги, должны помочь ребенку почувствовать свою нужность. Для этого надо прислушиваться к мыслям, чувствам ребенка. Уметь делиться чувствами и мыслями с ребенком. Но проблема в том, что многим педагогам очень сложно измениться, освободиться от застывших стереотипов! Буквально на кануне отъезда в Москву на  VIII Международные Педагогические Чтения в не принудительной обстановке в разговоре с воспитателями детских садов я услышала вопрос: «Разве можно любить чужих детей? Зачем нужна Гуманная Педагогика?» И два воспитателя четко, осознанно ответили: «Нет! Чужих детей любить нельзя! Их можно только уважать». Но с какой эмоциональной силой прозвучали эти слова. И я в душе пожалела детей, которые ходят в группу таких воспитателей. Любой грамотный человек в наши дни уже знает, что все наши комплексы, которые так мешают нам жить, родом из глубокого детства. А научатся ли дети любить других людей, если их не любят? А ведь Любовь – воспитывается Любовью. А для себя я еще раз убедилась, что в наше время XXI века, Гуманная педагогика – актуально как никогда. И предложила этим воспитателям прочитать хоть одну книгу из серии «Антология Гуманной Педагогики», где классики педагогики дают нам педагогические знания для работы с детьми, что педагогом надо быть по зову сердца, что необходимо совершенствоваться самому, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. Однажды мама ребенка спросила меня: «Как у Вас хватает силы в суете нашей жизни каждый день улыбаться при встрече? А ответом была моя улыбка предназначенная только для нее. А ведь часто нас этому учат дети. Когда бегут к тебе на встречу с чистой душой, ясной улыбкой. И как правильно, красиво сказал Ш.А. Амонашвили: «Педагогика о воспитании Ребенка, не методическое пособие, а сама педагогическая жизнь, в которой воспитываются все ее участники. А ведь дети мудрые все видят, чувствуют и слышат. И если они чувствуют, видят нашу заботу, любовь к себе, они обязательно признаются и нам в любви, даже в тот момент, когда мы этого не ждем. Знакомясь с жизнью, дети впитывают модели поведения взрослых как родителей, так и педагогов; из которых потом складывается то, что мы называем ценностным отношением к миру, людям и самому себе. Или то, что мы называем мировоззрением. В своей практике часто наблюдаешь, что дети в играх подражают тебе в манерах поведения, разговора, поступках. И в таких ситуациях дети учат тебя видеть свои успехи и ошибки в своей педагогической деятельности. Дети учатся жить наблюдая за нашими действиями. Именно таким образом определяются их ориентиры «правильного поведения». Воспитание чаще всего происходит незримо – оно в содержании наших поступков, отношений к жизни, наших решениях, которые мы принимаем в повседневной жизни. Каждое мгновение оказывается строительным материалом в таком важном и не простом деле, как формирование личности ребенка.

«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть Чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют» (В. Сухомлинский).

Работая с детьми в настоящее время, нам надо расширять наше сознание, наше представление о ребенке, о его воспитании. И гуманная педагогика всегда призывает к постоянному познанию своих возможностей, саморазвитию личности и духовному самосовершенствованию в течении всей жизни. Именно осмысление и применение принципов гуманной педагогики в воспитании детей помогает нам не только воспитывать детей, но и воспитываться самим. В гуманной педагогике есть концепции, где восхищает удивительное чувство меры и педагогической целесообразности: меры любви и требовательности, свободы и разумной дисциплины, самостоятельности и послушания. Только надо захотеть быть воспитанным педагогом, научиться принимать ребенка достойно. Ребенок изначально настроен на красоту и гармонию, на доброе и возвышенное. А если среда также изначально убережет в ребенке его радость красоты, то и убережет и его добрый нрав. Но если среда агрессивна, то и природа ребенка примет создавшиеся условия. И я на одном из родительских собраний обратилась к родителям с пожеланием, чтобы мы у своих детей учиться быть добрее друг к другу, терпимее. У кого как ни у детей можно научиться прощать обиды, так как нравственность взрослых нельзя сопоставить с нравственностью детей.

Очень хорошо, что в России новая педагогика, пригодная для воспитания и обучения детей, уже разработана и постепенно входит в жизнь, хотя и не является пока главным направлением официального образования. Это Гуманная Педагогика, основателем которой и автором книг, освещающих ее содержание, является Ш.А. Амонашвили. Он раскрывает суть Гуманной Педагогики. И нам только надо углубленно изучить и принять формы и методы Гуманной Педагогики. И здесь необходимо нам, педагогам, заниматься самообразованием в своей педагогической деятельности, чтобы детям было интересно с нами общаться, заниматься. И это все «в руках» педагога, только через сознание приходит понимание того, что самого себя надо «делать» самому, не надеяться на других. Жизнь идет и всегда изменяется, меняются и ценности жизни. И ребенка надо принимать таким, какой он есть, соглашаться с его природой. Наша работа с детьми предполагает учительскую любовь, оптимизм, высшую духовную нравственность. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека.

Уча - Учимся, в этих словах глубокий смысл и ясная цель. Дети своим существованием призывают нас совершенствоваться, развиваться, воспитывать себя, менять себя, освобождаться от недостатков. Не надо стесняться быть учениками у собственных детей, так как именно мы должны помочь детям достигнуть успехов в жизни. А ведь есть проблема: многие педагоги зациклены на знаниях и навыках, они не видят личности ребенка, личности которая способна сочувствовать, сопереживать, сорадоваться – относится к процессу обучения и воспитания, прежде всего, как к творческому процессу. А процесс обучения двусторонен, не только мы, но прежде всего они на нас оказывают влияние. При вопросе – как, будет ответ – собой и своим собственным примером. Как говорил Конфуций: «Покажи мне и я вспомню». Будем учиться помогать детям расти гармонично-развитыми личностями.

Для этого в своей работе необходимо изменять позиции в общении с ребенком. Например: уметь увидеть свою не правоту и попросить у ребенка прощение. Ребенок по своей природе простит, но главное он будет относиться к тебе с уважением. Главное изменение педагогического сознания педагога – признание постулатов гуманной педагогики как основы своей профессиональной деятельности. Ребенок от рождения несет в себе особые силы – страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе – становление которых и есть условия для его многогранной творческой жизни в будущем. И если  мы, педагоги, со своим знанием дела, на уровне педагогического искусства, будем содействовать становлению и развитию этих сил (не препятствовать им), то тем самым наше отношение к ребенку будет гуманным. И еще в практической деятельности надо соблюдать три педагогических заповедей:

верить в безграничность возможностей ребенка;

верить в себя, в свои педагогические способности;

верить в систему гуманного подхода  к детям.

И отсюда педагоги, то есть мы, должны самостоятельно осознать факт: изменение стереотипов и расширение профессионального самосознания педагогов, обогащение духовного мира учителя способствуют гуманизации образовательной среды.

                               

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Познай себя".

Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей  интерес к познанию своего тела.  Учить избегать ситуаций, приносящих  вред...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»

цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

"Познай себя" кружок по психологии

Презентация кружка по психологии "Познай себя"http://ds-8yagodka.ucoz.ru/news/kruzhok/2011-11-01-178 Кружок по психологии«Познай себя» Автор – составитель:Педагог – психолог МБДОУ "Д/с №8 ...

здоровый ребенок: познай себя

Практико - ориентированный проект "Здоровый ребенок: познай себя" адресован воспитателям дошкольно образовательных учреждений, материалы его можно использовать в НОД, в совместной деятельности с детьм...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»

Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....