Формирование у детей подготовительной группы умений работы в группе
статья (подготовительная группа)

Вишнева Любовь Васильевна

Дошкольный возраст – важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада – это первое детское общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей подготовительной группы умений работы в группе

Вишнева Любовь Васильевна

                                                            воспитатель  ГБДОУ детский сад № 24

Кировского района Санкт-Петербурга

        Дошкольный возраст – важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада – это первое детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединяться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний – как положительных, так и отрицательных.

Поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но отношение разных детей к нравственным нормам и требованиям (и соответственно оценки их выполнения) зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие мотивы поведения действуют реально, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте. В зависимости от всего этого ребенок может по-разному воспринимать как смысл различных предъявляемых взрослым требований, так и смысл своих и чужих поступков.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны. Один хорошо рисует, другой читает, третий силен в физкультуре. С другой стороны, почти у каждого ребенка есть и слабые стороны: один ленится, другой дает обещания и не выполняет их, третий любит хвастаться. Опытный воспитатель строит воспитание так, чтобы помочь ребенку преодолеть эти недостатки. Ребенку, который любит командовать, следует поручить дело, в котором он обязательно будет считаться с другими ребятами. «Одиночке» дать возможность убедиться, что вместе веселее работать. Да и хвастунишке надо показать, что есть дети, которые лучше его умеют что-то делать. При этом надо отметить, что ребенок старается, похвалить, поощрить добрым советом те усилия, которые он прилагает для того, чтобы добиться хороших результатов на занятие, в труде, в общении с друзьями.

Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает детям наладить контакты. Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений.

Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной  деятельности. «Утренний круг» –  игры для сплочения коллектива. Совместно с детьми строить план на день; обсуждаем, что будем делать после завтрака, прогулки, сна; вспоминаем правила поведения. Нередко дети указывают воспитателю на несоблюдение правил сверстника. Этими замечаниями они не столько хотят «донести» на друга, сколько подчеркнуть, что все эти правила знают.

Воспитатель должен постараться прореагировать на это так, чтобы не нарушить между ребятами дружеских отношений и не огорчать нарушителя. Поскольку родителям также приходится сталкиваться с подобными жалобами детей, они должны принимать во внимание, как следует относиться к ним. Вообще же требования должны быть неукоснительными, но выражаться они должны в уважительной и доброжелательной форме.

В дошкольном детстве дети под руководством взрослых постепенно овладевают нормами поведения, общественными эталонами своих поступков и поступков других. Эти возможности оценки наглядно представлены в стихотворении В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Регулировать собственное поведение помогает организованная работа по развитию рефлексии. Важной составляющей каждого упражнения является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, поведения, чувств, результата совместной работы.

Большинство детей положительно относятся к совместной работе со сверстниками. Она им нравится потому, что вызывает яркие переживания: «Одному играть скучно», «Я жду своего друга, без него скучно», «Вместе строить интересно». Дети знают простые правила сотрудничества: «Дружить со всеми», «Поделись с другом». Но фактическое поведение показывает, что несмотря на то что их отношения к совместной деятельности положительное и они имеют элементарное представление о правилах сотрудничества, часть детей могла согласовывать свои интересы с желаниями других не ссорясь, другие же дети не могли играть вместе: они ссорились, обижали друг друга, ябедничали.

Понятно, что правильная организация деятельности – непосредственное дело педагога. И возможностей здесь у него много. Деятельность детей при правильной ее организации, рождает отношения, свойственные совместному труду, игре.  Это отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение действовать с другими, взаимная поддержка и умение слушать высказывания и ответы других, отстаивать свое мнение, правильное отношение к успехам и неудачам друзей и своим собственным. Здесь важно, чтобы и воспитатель и дети находили коллективный поиск решений. Выработать правила коллективной работы. Главное правило: надо уметь уступать и натаивать на своем, имея в виду, прежде всего общие интересы. Не капризничать и не брать силой, а договариваться.

Правила честной игры: .Играй честно. Обидно, когда проигрываешь, но не злись. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь. Будь спокойным, не унывай при неудачах.  Учись у других. Будь настойчивым, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха. Умей учиться на собственных ошибках.

Эти правила помогают детям предъявлять разумные и обоснованные требования к поведению друг друга. Особенно они помогают в установлении отношений между «командирами» и остальными детьми. Правила эти устанавливают правильные взаимоотношения детей. Каждый ребенок может сравнить свое поведение с поведение других и с существующей нормой, выраженной в правилах.

Для формирования навыков сотрудничества можно использовать наглядные формы работы: «Книга желаний» – макет планирования деятельности детей на неделю.

Уже в старшем дошкольном возрасте закладываются и отчасти проявляются те свойства личности, которые станут необходимыми в жизни школьника. При правильной организации совместной деятельности и игр формируются навыки сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей подготовительной группы умений работать в группе

Взаимоотношения между дошкольниками формируются через осуществление ними совместной деятельности и возникают уже к 3 - 4 годам. Сначала они выступают в пассивной форме, а затем принимают активную форм...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у детей с ОНР умения работать по словесной инструкции».

Воспитатель должен определить, в какой мере дети способны выполнять общие инструкции. Это можно легко проверить на заданиях типа: «Кружки», «Словесные диктанты», «Графиче...

Педагогическая мастерская «Создание среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером)»

Благодаря применению новых инновационных технологий в дошкольных учреждениях создаётся развивающая предметно-пространственная среда, направленная на формирование у дошкольников коммуникативных навыков...

План по самообразованию педагога в подготовительной группы на тему «Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»

АктуальностьВ социологии культура трактуется, как система коллективно разделяемых ценностей, образцов и норм поведения определенных групп людей. В педагогическом словаре: культура повед...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...