План конспект НОД по картине В.М Васнецова
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Камышева Юлия Сергеевна

Разработка плана конспекта НОД, направленного на восприятие художественного произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_zanyatiya_po_kartine_vasnetsova_1.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

дошкольного образования «Планета детства «Лада»

Детского сада № 149 «Ёлочка»

КОНСПЕКТ

 образовательной деятельности с детьми

подготовительной к школе группы

«В гостях у сказки»

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Подготовили:

Камышева Юлия Сергеевна- воспитатель,

Тольятти 2023 г.

План - конспект образовательной деятельности.

 Тема занятия: «В гостях у сказки» (творчество В.М. Васнецова).

Возраст учащихся: 6-7 лет

Количество воспитанников: 8-10 человек

Цель ОД: познакомить воспитанников с творчеством великого русского художника В.М. Васнецова.

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить дошкольников с картинами художника, представленными на экспозиции в Третьяковской галерее, Нижегородском Государственном художественном музее («Аленушка», «Ковер- самолет»).

Воспитательные:

- воспитывать чувство гуманности к людям;

 - развивать эстетический вкус, эстетические нормы, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;

- воспитывать любовь к природе, чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи.

Развивающие:

- развивать у воспитанников фантазию, мышление, познавательное умение, критическое мышление;

- побуждать дошкольников высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки;

 - вызвать потребность высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Методы:

По источнику приобретения знаний, умений, навыков: словесные, наглядные.

По степени активности и самостоятельности обучающихся: частично-поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, экран (мультимедийная доска), колонки, репродукция картины «Алёнушка», репродукция картины «Ковер – самолет» (электронный формат) с скрытым фрагментом, шкатулка, фигурка Жар - птицы, кисточки, декорации и атрибуты для «оживления» картины, музыкальное сопровождение (А.  Лядов «Волшебное озеро»/ Фредерик Шопен - Прелюдия ор.28 №4).

Взаимодействие с семьей: раздача буклетов посвященных творчеству В.М. Васнецова, изготовление атрибутов к «оживлению картины» «Аленущка» создание альбомов по творчеству В. М. Васнецова по мотивам сказок.

Предварительная работа:

Виды детской деятельности

Содержание

Игровая

- Сюжетно-ролевая игра «Художники».

Цель: расширение и углубление знаний детей о деятельности художников.

Содержание: распределение ролей, выбор атрибутов, игровые действия.

Художественно-эстетическая

- Рисование по мотивам картин Васнецова В. М.

Цель: развивать художественно – творческие способности дошкольников, развивать воображение, творческую самостоятельность, умение воплощать в рисунке свой замысел.

Чтение художественной литературы

 - Чтение р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», р.н.с. «Иван Царевич и Жар – птица».

Музыкальная

- Слушание : Ковер_самолет Моцарт - Симфония №35 in D ('Haffner'), K.385 - II. Andante (www.hotplayer.ru).mp3

Аленушка Фредерик Шопен - Прелюдия ор.28 №4 (ми минор) (www.hotplayer.ru).mp3.

Познавательная

- Просмотр мультфильмов «Жар – птица» https://yandex.ru/video/preview/6119588852488287303,

 Сестрица Аленушка и братец Иванушка https://yandex.ru/video/preview/10957954506179223835

Цель: знакомство с мультфильмами по мотивам русских народных сказок, связвнных с ттворчеством В.М. Васнецова..

- Познавательная беседа «Жизнь и творчество В.М. Васнецова» на основе презентации. Информация о В.М. Васнецове. https://www.maam.ru/detskijsad/raskaz-dlja-detei-pro-hudozhnika-v-m-vasnecova.html

Цель: познакомить детей с краткой биографией и творчеством В.М. Васнецова, связанного со сказками.

- Просмотр видео: АБВГДейка. "Художник Васнецов и его сказки на холсте": https://www.tvc.ru/channel/brand/id/8/show/episodes/episode_id/57183

-  Просмотр видео: «В гостях у сказки, которая живет на картинах Васнецова»

https://www.youtube.com/watch?v=0IxjzI_3ZEo

Цель: вызвать интерес к творчеству В.М. Васнецова, развивать эстетический вкус.

- Рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова: «Аленушка», «Снегурочка».

Цель: развивать эстетическое восприятие произведений искусства, прививать любовь к искусству.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Мотивация к образовательной деятельности

Сюрпризный момент:

Воспитатель демонстрирует детям шкатулку.

Вопросы:

- Ка вы думаете, что в шкатулке? (варианты ответов детей).

- Что бы вы хотели увидеть в шкатулке?

- Почему?

Загадывание загадки про Жар - птицу:

Горит, словно солнышко,
Уронила пёрышко.
Иван пёрышко поднял,
Удивился и сказал:
«Неужели мне не снится!
Настоящая — …»!

Воспитатель открывает шкатулку, дети достают фигурку Жар - птицы.

        

Беседа.

Вопросы:

-  В каких сказках встречается Жар- птица? («Конек- Горбунок», «Сказка об Иване Царевиче и Жар- птице».

Воспитатель сообщает о том, что такой сказочный герой, как Жар – птица, встречаются не только в сказках, но и в картинах художников.

Демонстрация Картины В.М. Васнецова «Жар- птица».

Воспитатель предлагает рассмотреть картину В.М. Васнецова с изображением Жар- птицы в клетке.

Д/игра «Угадай недостающий фрагмент картины».

На экране репродукция картины В. М. Васнецова «Ковер - самолет» с закрытым фрагментом (скрыт ковер- самолет).

Воспитатель предлагает рассмотреть картину с закрытым фрагментом.

Вопросы:

- Как вы думаете на чем передвигается главный герой картины Иван – Царевич?

- Почему вы так думаете?

- Что натолкнуло вас на эту мысль?

- Если бы вы были художником, какое бы средство передвижения для Ивана Царевича вы изобразили бы. Почему?

- С чем можно сравнить ковер- самолет?

- Как вы думаете, почему картина названа «Ковер – самолет», а не «Иван Царевич?» или «Жар- птица»?

Игровая ситуация.

Воспитатель предлагает отправиться в страну сказок на ковре – самолете. Объявляет посадку на ковер самолет.

Чтение стихотворения:

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся.

Не пугай наших ребят,

Хорошо они сидят.

В небо чистое глядят.

Вон волшебная страна…

Опускаться нам пора.

Наш ковер летит все тише,

Опускается все ниже.

Внимание! Идем на посадку!

Воспитатель предлагает открыть глаза и сообщает о том, что они оказались сказке.

Высказывают предположения, отвечают на поставленные вопросы.

Слушают ответы друг- друга.

Отгадывают загадку о Жар- птице.

Рассматривают фигурку Жар – птицы.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают картину.

Высказывают версии.

Слушают, соглашаются на путешествие.

Слушают стихотворение с закрытыми глазами.

Развитие критического мышления.

Развитие логического мышления.

Возникновение интереса к фигурке Жар- птицы, к предстоящей деятельности.

Актуализация знаний.

Знакомство с картиной, интерес к сюжету картины.

Развитие фантазии, воображения, критического мышления.

Интерес ребенка к ситуации путешествия на ковре- самолете.

 

Устойчивый интерес к предстоящей деятельности, мотивация дошкольников к познавательной деятельности.

 Решение воспитательно - образовательных задач:

Показ картины В.М. Васнецова «Аленушка».

Вопросы:

- Ка вы думаете в какой сказке мы оказались?

- Как она называется? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

- Как вы догадались, что это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка?

- А как называется картина В.М. Васнецова?

Рассматривают картины, высказывают версии.

Актуализация знаний, получение новых знаний и впечатлений.

Рассматривание репродукции картины «Алёнушка».

Описание Алёнушки

Вопросы:

- Какой вам представляется Алёнушка из сказки?

- Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника?

- Какое у Алёнушки настроение?

- Как вы смогли отгадать её настроение?

- Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки?

- Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки? И т д.

- Кто из вас хотел бы оказаться в этой картине?

- Если бы ты сидел (а) на камне вместо Аленушки, о чем бы ты грустил (а)?

Рассматривают картину, отвечают на вопросы

Поднимают руки и по одному отвечают на поставленные вопросы.

Слушают суждение, отвечают, при необходимости аргументируют ответ.

Получение новой информации.

Осмысление информации.

Соотношение с уже имеющимися знаниями.

Идентификация с героем картины.

Физминутка:

 Мы идем цветущими лугами (ходьба друг за другом)

И цветов букет мы соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (идем на носочках)

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем (прыжки)

Шаг за шагом, потихоньку в мир картины мы войдем (ходьба на месте).

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Смена деятельности, снятие усталости.

 Прием «Погружение в картину»:

 Вопросы:

- Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

- Опишите всё, что вы видите на переднем плане.

- Что изобразил художник на заднем плане?

- Какое время года изображено на картине?

- Какие детали об этом свидетельствуют? (Желтые листья затаились на водной глади, берёзки усыпаны жёлтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо)

- Как выдумаете, почему художник выбрал осень? (Осень – грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть.)

Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

- При помощи каких средств художник показал это? (Молодые тонкие берёзки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки)

- Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? (Птички).

- Почему вы так думаете? (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Алёнушкой, как бы внимают её тоске, но ничего не могут поделать).

- Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение? (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление)

Поза девушки, выражение её глаз, одежда, время года, тёмный лес, серое небо, холодные безрадостные тона картины вызывают печальное, грустное настроение.

- Что бы вы изменили в этой картине, если бы вы были художником?

- Что бы ты сделал для того, чтобы Аленушка не грустила?

 

Прием «Оживление картины».

 Воспитатель предлагает «оживить картину». Оказывает помощь в распределении ролей: Аленушка, ласточки, камыши, деревья, камни, опавшие листья, использует наводящие вопросы для передачи образов.

Вопросы:

- В какой позе сидит Аленушка? Какое у нее настроение? О чем она грустит? И т.д.

- Вспомните на каком плане картины изображены камыши? Как вы думаете колышет ли их ветер? Высокие они или низкие и почему вы так думаете?

- Где на картине расположены деревья?  

- Деревья на картине молодые, хрупкие или могучие? Могут ли деревья грустить вместе с Аленушкой?

- Где на картинге расположены камни? С помощью каких атрибутов можно изобразить камень (предлагаются на выбор). Какая ткань из предложенных может отобразить цвет камня? Воспитатель предлагает занять место и накрыться серой тканью, оттенок которой выбрал ребенок.

- Какого цвета лоскутки ткани вам понадобятся, чтобы изобразить листья?

Где относительно камня расположены листья? Листья плывут по воде или они неподвижны? Почему?

- Где расположились ласточки? Какое у них настроение? Чем они заняты? Какие движения могут совершать ласточки, сидя на ветке?

Воспитатель включает музыку и читает стихотворение «Девочка в лесу» М. Пожаровой под звучание композиции А. Лядова «Волшебное озеро» или Фредерик Шопен - Прелюдия ор.28 №4.

О чём ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,

У озера, где зыблются

Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули

И льются на траву!» –

«Я жду к себе русалочку,

Зову её, зову!

Никто не откликается, –

И скучно мне одной!

Вокруг так неприветливо

И лес такой пустой.

Детально рассматривают картину.

Продолжают отвечать на вопросы, аргументируют ответы.

Распределяют роли, выбирают атрибуты для образа, размышляют о месте нахождения объекта картины, договариваются между собой о способе передачи объекта картины, входят в образ, отвечают на вопросы воспитателя. Импровизируют.

Слушают стихотворение, музыку, вживаются в образ.

Формирование личного отношения к картине, формирование речи-рассуждения, связной речи, умение делать выводы, анализировать, рассуждать.

 Развитие воображения, фантазии, творческого мышления, умения критически мыслить.

Развитие чувств: сопереживания, эмпатии, сострадания, любви к ближнему.

Развитие умение работать в малых подгруппах. Умения договариваться, рассуждать, развитие коммуникативных навыков, умение передать образ, настроение, выразить чувства, эмоции через мимику, жесты, пластику.

Знакомство со стихотворением, развитие эстетического вкуса, эстетических норм, творческой активности, актерских способностей.

Игровая ситуация.

Воспитатель предлагает сесть на ковер – самолет и вернуться в детский сад.

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся.

Наш ковер летит все тише,

Опускается все ниже.

Садятся на ковер- самолет, слушают стихотворение.

Погружение в сказочный сюжет., возникновение чувства причастности к сказке, волшебству.

                              Рефлексия образовательной деятельности

Рефлексия.

- Выскажите своё отношение к картине, к Алёнушке? (Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Алёнушки вызывает сострадание).

- Какое отношение к Алёнушке у Васнецова? (Он любит свою героиню и сострадает ей).

- Оцените красоту того, что особо запомнили на картине.

Воспитатель делает вывод о том, что художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.

Сюрпризный момент:

Воспитатель предлагает заглянуть в шкатулку (в шкатулке кисти).

Мотивация к последующей художественно – творческой деятельности.

Воспитатель предлагает на последующем занятии превратиться в художников и с помощью «волшебных кистей» нарисовать свои впечатления по картине В.М. «Аленушка».

Высказывают мнения, отношение к картине.

Слушают воспитателя, задумываются о значении картины.

Заглядывают в шкатулку.

Слушают воспитателя.

Развитие потребности высказывать свое отношение к произведениям искусства.

Актуализация вновь приобретенных знаний.

 

Зарождение чувства прекрасного, любви к природе.

Возникновение интереса, любопытства.

Возникновение мотива к предстоящей художественно – творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

в конспекте представлена интеграция образовательных областей(речевое развитие и физическое развитие)...

Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Составление творческих рассказов по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» от лица разных объектов".

Речевое развитие организовано с использованием технологий развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и социо-игровых подходов к педагогике Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова. Тема по ком...

Конспект занятия по ознакомлению с картиной В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

Разввать коммуникативно-речевые умения, выражать свои чувства от восприятия картины, прививать детям любовь к сказочной живописи В.М. Васнецова....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка»

Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка» для старшего дошкольного возраста....