Рекомендации родителям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления.
консультация

Москвитина Юлия Евгеньевна

Рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления.

Уважаемые родители! Что бы помочь вам развивать наглядно-образное мышление у ребенка дома, предлагаем Вам, обратиться к нашим рекомендациям.


-Предлагайте детям план-схему, приготовленную заранее совместно с ребенком

-Читайте и создавайте  простые схематические изображения различных объектов.

-Учите детей планировать свои действия в уме.

-Играйте вместе с ребенком в дидактические игры направленные на развития мышления

-Проигрывайте новые дидактические игры по нескольку раз, но видоизменяйте их.

-Дайте возможность ребёнку самостоятельно придумать вариант решения .

-Стимулируйте  мыслительную активность  ребенка, вовлекайте его в игру.

-Четко  объясняйте  условия и правила игры, раздавайте необходимый материал.

-Наблюдайте за действиями игры  и при необходимости оказывайте помощь.

-Предлагайте задания детям в игровой форме или в виде интересных упражнений.

-Используйте различные «Головоломки с палочками», своевременно усложняя  их.

-Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры.

-Предлагайте детям различные конструктивные игры.

-Рисуйте с ребенком и изготавливайте аппликации из различного материала.

-Хвалите ребенка за его успехи и не ругайте за его неудачи!

Картотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления

детей старшего дошкольного возраста.

1.          «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

 Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии. После организации практической ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.

2.          «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

3.          «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.

4.          «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать ключик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать ключик»

5.          «КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»

Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и рассказать мальчику, как присоединить вагончики между собой и присоединить к паровозику. В случае затруднения педагог помогает ему проанализировать сюжет, задает вопросы: «Где паровоз? А где вагончики? Что хочет мальчик перевезти в вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как надо соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить? Что находится рядом с вагончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организуется наблюдение за реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка снова просят рассказать мальчику, как построить поезд.

6.          «КАК ДОСТАТЬ КОЛПАЧОК?»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает ребенку понять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нарисован? Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять ситуацию, изображенную на картинке, организуется ситуация наблюдения за действиями сверстников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание в наглядно-образном плане.

Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога помогают ребенку как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа.

7.         «В ПЕСОЧНИЦЕ»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Кто нарисован на картинке? Во что девочка хочет поиграть? Что ей для этого нужно? » В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девочки. Если и после этого ребенок затрудняется ответить, используется прием припоминания: «Чем ты берешь песок, когда делаешь куличики? Во что ты насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке, чтобы делать куличики?»

8.          «ПОСТРОЙ ЗАБОР ВОКРУГ ДОМА!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь мальчику: «Расскажи мальчику, как строить забор». При этом обращают внимание на предметные картинки.

В случае затруднения педагог использует прием припоминания: «Чем удобно забивать колышки, гвозди? А чем ты забиваешь гвозди? Ты видел, чем забивали колышки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы построить забор».

9.         «ПОМОГИ РЫБКАМ!»

Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь рыбкам. Педагог говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не знает, как это сделать.

Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и переложить их в аквариум». Если ребенок все-таки пытается решать задачу практическим путем, т.е. пытается взять рыбку в руку и поднести ее к аквариуму, то необходимо организовать ему наблюдение за действиями сверстника. После чего ребенок рассказывает, как надо достать рыбок из банки и опустить их в аквариум.

10.         «КАК ДОСТАТЬ ШАРИК?»

Ребенку предлагают рассмотреть ситуацию, изображенную на картинке, и рассказать о том, во что хотят поиграть дети. В случае затруднения педагог помогает ребенку воспринять и понять целостную ситуацию, изображенную на картинке. Он задает уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что хочет мальчик? Во что дети хотят поиграть? Что хочет достать девочка? Чем она достанет шарик? Расскажи девочке, как достать шарик из банки». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, используется прием припоминания или наблюдения за действиями сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации родителям по развитию у дошкольников с нарушением зрения 3-4 лет ориентировки в пространстве».

В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут о...

Деловая игра для воспитателей «Использование геометрического материала для развития у дошкольников наглядно-образного и элементов абстрактного мышления»

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. Его специфика состоит в том, что оно носит наглядный, конкретный, образный характер.Оно занимает важнейшее место и имеет огромное значение для са...

Рекомендации родителям по развитию внимания, памяти и мышления

Рекомендации родителям по развитию высших психических процессов...

«Рекомендации родителям по развитию логического мышления у дошкольников через блоки Дьенеша»

Рекомендации родителям по развитию логического мышления детей....

Рекомендации родителям по развитию мышления у детей дошкольного возраста

Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями, поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор....

Рекомендации родителям по развитию речи дошкольников.

Предлагаю вам несколько рекомендаций, которые помогут заложить фундамент красивой и грамотной речи вашего ребёнка. Помните, что, расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явления...

Рекомендации родителям по развитию речи дошкольников

Средний дошкольный возраст- очень важный этап  в речевом развитии ребенка. В следующем году кму предстоит открыть для себя увлекательный мир звуковродной речи заново, но уже вполне осознанно!...