Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в кружковой работе по художественно – ручному труду
материал
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в кружковой работе по художественно – ручному труду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel_goda_opyt_raboty_frickovskaya.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в кружковой работе по художественно – ручному труду
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок.
В.С. Сухомлинский
В федеральных государственных требованиях в структуре основной общественной программы дошкольного образования описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы, среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования. Таким образом, данная концепция обеспечивает преемственность образования. Предпосылки учебной деятельности должны развиваться естественно и непринуждённо в рамках специфических занятий дошкольников, в том числе труда, который пронизывает всю жизнь в детском саду.
Неутешительные результаты обследования по методике, направленной на выявление уровня развития мелкой моторике, связанной с графическими действиями (на начало 2010 – 2011 уч. год 18% (из 11 детей – 2) детей имели низкий уровень), заставили нас всерьез задуматься над вопросом: как и чем можно помочь детям? Мы обратились к научным публикациям и трудам – Сухомлинского В.С., Запорожца А.В., посвященным развитию мелкой моторики у детей, где выявили, что ее основой является ручной труд.
Важное место в приобщении дошкольников к труду занимает досуг, который предполагает деятельность мотивируемую желанием получить удовольствие, радость. Наш опыт, свидетельствует, что досуговая трудовая деятельность успешно развивается в рамках кружковой работы.
Ручной труд - универсальное образовательное средство, способствующие развитию детского творчества. В системе развивающего обучения ручной труд занимает равное по значению место сред других видов деятельности, призванных взаимодействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, т.е. подготавливает каждого ребенка к последующему обучению в школе.
Содержание ручного труда дошкольников составляют:
- работа с тканью, нитками;
- работа с бумагой, картонам;
- работа с пластилином.
Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции.
Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна даже маленьким детям. Она даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластических образах. Лепка – самый осязательный вид художественно творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, по мере необходимости изменяет.
Пластилин - универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. В настоящее время барельефная лепка незаслуженно забыта в практике работы детских садов. А ведь лепка, наряду с другими видами ручного труда относится к продуктивным видам деятельности, которые позволяют в полной мере обогатить ребёнка не только в художественном творческом плане, но и влияет на его общее развитие:
- повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивает общую ручную умелость, мелкую моторику (к тому же синхронизирует работу обеих рук), а так же пространственное мышление и воображение;
- подготавливает руку к письму;
- формирует умение планировать работу, по реализации замысла, предвидеть результат и достичь его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков М. И. Есениной. Их исследование показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики ребёнка предполагает соответствующий уровень развития ребёнка его речи. Несомненно, все эти функции очень важны для развития ребёнка и подготовки его к обучению к школе.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Оригами - искусство складывания из бумаги фигурок. Хорошей тренировке движений пальцев ребёнка способствует этот вид деятельности. Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение развития мелкой моторки ребёнка. Трудно одним словом определить, что такое оригами - математики (оригамометрия), изобразительная деятельность, конструирование или художественный труд. Может это просто игра - головоломка. В оригами все эти для всестороннего развития ребёнка виды деятельности слиты воедино. Изготовление игрушек по принципу оригами нравится детям, оно носит характер игры и даёт возможность получить быстрый результат. Эти игрушки своеобразны и просты. Они чуть угловатые, символичные, именно в этом состоит их оригинальность, необычность и созвучие миру ребёнка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Трудовая деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желанием её выполнять или участвовать в ней, у детей дошкольного возраста связана с удовольствием их познавательных потребностей, и стимулом является интерес, поэтому именно принцип интереса к деятельности - неотъемлемое условие организации кружковой работы. Интерес способствует возникновению творческих проявлений ребёнка и стимулирует развитие навыков художественно - творческой деятельности (Т.С. Комарова).
В старшей группе на протяжении трех лет организовывается кружковая работа по художественно - ручному труду.
2010-2011 учебный год - кружок «Чудо - пластилин» по барельефной лепке.
2011-2012 учебный год - кружок « Волшебная бумага» поделки в стиле оригами.
2012-2013 учебный год - кружок «Живая бумага» поделки в стиле квиллинга.
Известно, уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок с развитой мелкой моторикой в ладах логикой, у него плохая память, он внимателен и владеет связной речью. Письмо - сложный навык, требующий владения тонкими, координированными движениями руки и слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитию зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия может привести к возникновению у ребёнка негативного отношения к письму. Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте развить механизмы для успешного совладения письмом, создать условия для развития навыков ручной умелости.
Концепция работы заключается в том, что в процессе занятий художественным трудом формируются все технические процессы, развивается художественно – творческие способности и положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством и культурой. Досуговая деятельность способствует приобретению старших дошкольников и труду, и предоставлять детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Цель - развитие у детей тонких, координированных движений руки и слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Задачи.
- Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с бумагой, пластилином, нитками и простейшими инструментами (ножницами, шилом).
- Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мышцы кистей рук, мелкую моторику, творческую активность.
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Программа кружков рассматривает различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и пластилина с использованием самых разнообразных техник: бумагокручение, конструирование и др.
В процессе проведения занятий использовались разные методы и приёмы.
Практические методы:
- упражнение (при освоение новой техники);
- моделирование (пооперационные карты);
- игровой и сюрпризный методы;
Словестные методы:
- рассказ воспитателя;
- рассказ детей;
- беседы;
- художественное слово (стихи, загадки).
Из словесных приёмов обучения используются объяснение, пояснение, педагогическая оценка от лица сказочного героя.
Наглядные методы и приёмы:
- наблюдение
- рассматривание готовых изделий
- показ образца
- показ способа изготовления поделки
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуясь и дополняя друг друга. Они позволяют донести детям знания, помогают осваивать специальные умения и навыки, развивать внимание, мышление, творческое воображение, координацию движений рук.
Техника квиллинг требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности так в соотнесении элементов композиции. Эта работа формирует такие качества личности как настойчивость умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий) усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).
Преимущества барельефной лепки в том, что она позволяет:
- создавать больше возможностей для упражнения детей в освоении технических приёмов лепки как, раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев. Например, на занятиях обычной лепкой дети раскатывают один или два столбика, а в работе по барельефной лепке «Еловая ветка с шишками» каждый из детей раскатывает по 5-6 столбиков. Создавая работы по теме «Рябина», «Виноград» дети многократно упражняются в раскатывании пластилина между ладонями круговыми движениями.
- Увеличить задействование различных мышц руки в ходе одного занятия. Например, в работе «Ёлка» дети упражняются в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями и кончиками пальцев, выполняя технический приём под названием « Размазывание из столбика».
- Упражнять детей в согласованности движений руки и глаза. Например, в работе «Лебедь». Оперение пёрышки должно быть примерно «одинаковым по размеру и накладывать их нужно в определённом порядке, что способствует развитию у детей зрительно - моторной координации.
- Развивать композиционные умения. Дети учатся заполнять пространство работы, что в последующем может оказать помощь при создании композиции в рисунке.
- Использовать детские работы для оформления интерьера групповых комнат, дарить их, чего с работами обычной лепки сделать практически невозможно.
- Комплексно воздействовать на развитие ребёнка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук, развивать силу пальцев.
Складывание фигурок из бумаги в стиле оригами так же воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Развивает умение анализировать планировать, создавать конструкцию по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
С учётом комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой и методических рекомендаций к программе «Дошкольная группа» (оригами), опыт работы О.А. Дерюшевой, воспитателя Пермского края п. Чайковский МБДОУ Детский сад № 11 «Ручеек» (квиллинг) и опыта работы Т.И. Митрохович, старшего воспитателя МДОУ №20 «Сказка» г. Новосибирска («Воспитатель ДОУ» №1 2008 год (барельефная лепка) разработано перспективное планирование работы кружков по художественному труду.
Этапы работы:
- Этап - подготовительный (начало каждого учебного года) – изучение методической литературы по данным темам, составление планирования, изготовление образцов, подборка материалов и инструментов.
Родители оказывают посильную помощь в приобретении материалов и инструментов.
2. Этап – практический - организация работы по перспективному плану.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю, продолжительность кружка 30 мин., где дети непосредственно обучаются изготовлению поделок, учатся действовать инструментами. Что бы привлечь внимание и интерес детей предстоящей работе используются сюрпризные и игровые моменты, создаются проблемные ситуации, применяется художественное слово (загадки, стихи, потешки), рассматривание картин и иллюстраций образцов готовых работ. Это делает занятие более увлекательным, дети быстрее преодолевают трудности. Во время занятий проводятся пальчиковые игры, физкультминутки - это помогает снять напряжение, развивать общую моторику детей.
При организации продуктивной деятельности, ставятся перед детьми только посильные для них задачи. Важно, чтобы ребенок не разочаровался и не потерял интереса к деятельности, если у него что-то не получается. В таком случае использовался метод работы в паре «воспитатель-ребенок», где обязательно формируется в воспитаннике уверенность: «У тебя все получится!»
Вся работа строилась по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий ориентирована на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира и соответствует календарным праздникам и событиям. Перед началом работы дети имеют возможность ознакомиться со свойствами и качествами предлагаемых материалов, с правилами безопасного использования инструментов
Очень эффективным средством для развития творческого воображения и коммуникативной способности и закрепления полученных знаний и умений стало создание коллективных работ в технике барельефной лепки панно «Колобок» и «Зимний лес», которые украсили группу. Детям нужно было не только совместно придумать содержание работы, разместить элементы композиции, но и договориться, кто, что будет делать. При изготовлении работы дети испытывали положительные эмоции и удовлетворение. Дети проявляют фантазию и воображения при создании картинок с фигурками, выполненными в стиле оригами, результатом обучения стало оформленная выставка работ. Впоследствии, эти картинки используются и на занятиях, и индивидуальной работе для обучения детей составления описания и творческому рассказыванию, так же поделки используются как счётный материал.
Изготовленные детьми поделки широко используются в повседневной жизни детей. Ребята могут оставить их себе на память, подарить друзьям, родителям, знакомым, использовать для украшения помещений детского сада, оформления выставок в уголке детского творчества. Используют свои поделки дети в сюжетно - ролевых играх: «Магазин игрушек», «Магазин подарки».
Нашлось место результатом художественного труда в театральной деятельности. Маски животных выполненных в стиле оригами, помогают детям показывать сказки для малышей, создать настольный театр фигурок оригами. Охотно откликаются дети и на просьбу сделать подарки для малышей, украсить музыкальный зал к празднику.
Большое значение для художественно-ручного труда имеют такие элементы среды как разнообразные игры и игрушки, специальные инструменты, наглядные пособия. В уголке по ИЗО деятельности имеется весь необходимый материал, у детей есть возможность упражняться в изготовлении поделок и придумывать что-то своё.
Несомненно, совместная работа сближает детей и взрослых, приносит им огромное удовольствие и радость, поэтому родители не остались в стороне. Кроме того что они оказали материальную помощь в подготовке оборудования для кружковой работы, им предоставляется возможность непосредственно участвовать в процессе. Ребёнок мог забрать поделку домой и закончить её вместе с мамой. Применяя свои артистические способности исполнить роль ученика и чему-то поучиться у ребёнка.
Для родителей были оформлены папки-передвижки «Пальчиковые игры», «Десять шагов на пути к творчеству», «Что такое квиллинг?», «Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных способностей» и т.д. Проведено родительское собрание «Развитие творческих способностей ребёнка», цель которого способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенная в течение трех лет работа позволила получить следующие результаты:
- усовершенствованы навыки владения стекой у детей, что оказало влияние на подготовку руки к письму;
- приобретён навык ориентировки на плоскости, умение видеть пространство, что сделало работы более выразительными;
- улучшилась мелкая моторика рук;
- повысился интерес к занятиям ручным и художественным трудом;
- заложены основы волевых качеств: выдержка и терпение;
- приобретён навык работы в коллективе;
- дети более качественно подготовлены к обучению в школе.
Это находит отражения в диагностических методиках «Здоровья и двигательная активность», «Сенсорные способности», «Творческие способности» из пособия «Диагностика готовности ребенка к школе» под редакцией Н.Е. Вераксы.
2010 – 2011 уч. год:
- Мелкая моторика – 80% - высокий уровень (4 чел.), 20% - средний (1 чел.);
- Сенсорные способности – 80% высокий уровень (4 чел.), 20% - средний (1 чел.);
- Творческие способности – 60 % - высокий уровень (3 чел.), 40% - средний (2 чел.).
2011 – 2012 уч. год:
- Мелкая моторика – 33% - высокий уровень (4 чел.), 77% - средний (8 чел.);
- Сенсорные способности – 33% - высокий уровень (4 чел.), 77% - средний (8 чел.);
- Творческие способности – 50 %– высокий уровень (6 чел.), 50% - средний (6 чел.).
Полученные положительные результаты, свидетельствуют, что наша работа является эффективной и будет продолжаться в дальнейшем.
Список литературы
- «Дошкольное воспитание» - журнал [Текст]. - 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.
- Горунович, Е. Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду [Текст]. - Минск, 1989.
- Гусакова, М. А. Подарки и игрушки своими руками [Текст]. - М.,- 2000г.
- Давыдова, Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы [Текст]. - М., - 2011г.
- Давыдова, Г. Н. Поделки из бросового материала [Текст]. - М., - 2008г.
- Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст]. / Т. С. Комарова, - М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Кошелев, В.М. Художественный и ручной труд в детском саду [Текст]. - М.: - «Просвещение», 2002 г.
- Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]. - М.: «Просвещение», 1990 г.
- Куцакова, Л.B. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий [Текст]. - М.: - ТЦ Сфера, 2005 г.
- Петрова, И. М. Волшебные полоски [Текст]. - С.-П., 2000г.
- Пищикова, И. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике [Текст]. - М., 2007г.
- Ресурсы Интернета
- Соколова, С. В. Оригами для дошкольников [Текст]. - С. -П., 2001г.
- Тарловская, Н. Ф., Топоркова, Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд. [Текст]. - М.: Просвещение; Владос, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе широко распространены поговорки, ...
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .
Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...
Перспективный план по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
План работы с детьми по развитию мелкой моторики детей...
Работа учителя-логопеда по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности. Моторика, мышление, психика и речь - взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физи...
Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...
Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в моей работе
Использования нетрадиционных приёмов для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует не только развитию моторики, но и стимулируют творческое мышление, воображение, фор...