Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей на тему: «Волшебная страна сказок» (для детей 3-4 лет)
проект (младшая группа)

Киселева Валентина Леонидовна

Проект

 по нравственно - патриотическому воспитанию детей

на тему: «Волшебная страна сказок»

(для детей 3-4 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_strana_skazok.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Проект

 по нравственно - патриотическому воспитанию детей

на тему: «Волшебная страна сказок»

(для детей 3-4 лет)

педагог - психолог

В.Л. Киселева

г. Советский,2022 г.

"Сказка - это зернышко,

из которого прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений."

В. А. Сухомлинский

Актуальность 

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. В наше время многие родители не знают, чем занять ребёнка в свободное время. Намного проще посадить ребёнка около компьютера или телевизора. Всегда ли родитель знает, что откладывается в голове у ребёнка в это время? Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства формирования нравственных качеств у дошкольников посредством знакомства со сказкой.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

 Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как действие, разыгранное родителями, воспитателями по сказке с помощью кукол, так и хорошо иллюстрированные детские книжки.

Опорой для выявления основных событий стали подобранные совместно с воспитателями по изо деятельности иллюстрации к сказкам, отражающие основные эпизоды – структуру сказки.

 Цели и задачи проекта

Цель: развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, путем знакомства с этическими сказками.

Задачи:

  •  Охарактеризовать особенности воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  • Изучить влияние сказки на процесс воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста.
  • Создать подборку иллюстрированных нравственных сказок для детей 3-4 лет.

 Участники проекта

Дети, родители 2 младших групп, воспитатели групп и воспитатели по изо деятельности.

Особенности воспитания нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте.

  • Детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, подражательность.
  • Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивирует к действию, процессу, желанию заслужить похвалу.
  • Для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления. Поэтому выполнение поручений может зависеть от ситуации.
  • Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками.
  • Этот возраст переживает кризис 3-х лет, проявляется своеволие, негативизм, что при неправильном общении с ребенком может вылиться в агрессивность.

Вид проекта: краткосрочный, практика - ориентированный.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Определение цели и задач.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический)

  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

III этап – заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Представление проекта на педагогическом совете.

Сроки: апрель 2022 года.

Рабочий план реализации проекта

Участники проекта

Мероприятия

1

Работа с родителями

Консультация для родителей «Читайте ребенку правильные сказки!»

Помощь в формирование сборника нравственно этических сказок.

2

Работа с педагогами

Подбор иллюстраций к сборнику сказок с помощью воспитателей по ИЗО деятельности.

Консультация для педагогов «Воспитание сказкой».

3

Работа с детьми

Знакомство детей со сказкой.

Чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций.
Пересказ детьми содержания, подвижные игры с персонажами сказок.

Рисование, раскрашивание по мотивам сказок.

 Планируемые результаты

  1. Улучшение показателей сформированности нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
  2. Подборка нравственно – этических сказок, для использования их педагогами и родителями.
  3. Разработка консультации для воспитателей и родителей младших групп.

Дальнейшее развитие проекта в условиях ДОУ

В ближайшем будущем, возможно совместно с музыкальными руководителями подобрать музыкальное сопровождение к сказкам.

Методический продукт

Презентация проекта «Волшебная страна сказок».

Итоговый продукт

 Иллюстрированный сборник нравственно – этических сказок «Волшебная страна сказок».

Используемая литература:

  1. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-4 лет» М. 2019
  2.  Чистова М.И. “Психогимнастика” М. 1990
  3. Яковлева Н.Г. “Психологическая помощь дошкольнику” М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Психологическая помощь дошкольнику. М.: ТЦ Сфера, 2020
  5. Интернет ресурсы.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Консультация для педагогов

на тему: «Воспитание сказкой»

педагог - психолог

В.Л. Киселева

г. Советский,2022 г.

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем - с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

 Как по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Наша Маня подрастёт, подрастёт,

Вдоль по улице лебёдушкой пойдёт,

Наберёт воды в кринице,

Подаст матушке напиться.

 Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?.. Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны… Эти признаки помогут нам найти и в сборниках сказок сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является к у м у л я ц и я - цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как "Репка", "Теремок" и др. Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи , люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера. Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

"Какие сказки нужны дошкольникам ?"

При чтении и разыгрывании сказок с детьми 3х-4х лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках "Зайкина избушка" , "Кот и петушок"), торжестве правды над обманом ("Лисичка со скалочкой", "Коза и семеро козлят" и пр.),об опасности зазнайства и стремления к "легкому хлебу" ("Заяц-хваста", "Легкий хлеб", "Круть и Верть")… Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей.

Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. В отличие от "героев" массовой культуры, месть, скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, для того, чтобы уговорить, наконец, Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой "хитрости": он приводит под окно кожемяки двести детей, которых Змей осиротил. Глядя на их слёзы, Никита "и сам прослезился".

Сказка учит тому, что не жажда мести, но способность к состраданию, может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою. Ну а, победив Змея, "сделавши святое дело", Никита за то никакой награды не взял, снова кожи мять отправился.

"Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?"

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

  • "Колобок"
  • "Чем хвалимся, на том и провалимся"
  • "На языке медок, да на сердце - ледок" 
  • "Теремок"
  • "Не бравши топор, жилья не срубишь"
  • "Легко взято, легко и потеряно" 
  • "Репка"
  • "Из многих малых одно большое выходит"
  • "Капля по капле и камень долбит" 
  • "Лиса и журавль"
  • "Как аукнется, так и откликнется"
  • "Каков привет, таков и ответ" 
  • "Курочка, мышка и тетерев"
  • "Хочешь есть калачи - не лежи на печи" 
  • "Лисичка со скалочкой"
  • "Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить" 
  • "Лёгкий хлеб"
  • "Хлеб горбом достают"
  • "Без труда не выловить и рыбки из пруда" 
  • "Крошечка-Хаврошечка"
  • "Кто правдой живёт, тот добро наживёт"
  • "Кто добро творит, того Бог благословит" 
  • "Царевна Несмеяна"
  • "Не всё то золото, что блестит"
  • "Телу - простор, душе - теснота" 
  • "Морозко"
  • "Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"
  • "Без смиренья нет спасенья" 
  • "Маша и медведь"
  • "Горе горюй, да руками воюй"
  • "Зимовье зверей"
  • "Согласного стада волк не берет"
  • "Заюшкина избушка"
  • "На чужой каравай рот не разевай"
  • "Пораньше вставай, да свой затевай"
  • "И на силу найдётся пересилок"

 "Все ли сказки хороши?"

Сказка сказке-рознь … До чего удивительно составлены, порой, сборники сказок! Так и кажется, что адресовывали их составители не ребенку, а опытному взрослому-путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно. Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви - которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка "Безручка") - соседствуют "Семь Симеонов", откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор - ему и милости царские в благодарность за пригодившееся "ремесло".

Понятно недоумение вдумчивого читателя , ищущего в сказке заповеди нравственного закона. Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка - явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать - в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией.

В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения, будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости , продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи "легкого хлеба" , а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью,простодушием и святыней.

"Объяснять ли детям сказку?"

Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, её "уроки", анализировать содержание? Попробуем разобраться.

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить её усвоение - пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Попытки совместного с ребенком его анализа - дело школьного возраста. До того опытные бабушки могли вспоминать сказочные коллизии что называется "к слову" : куда это ты, точно колобок, покатился? смотри, как бы не нашлась на тебя "лиса"… и т.п. Отвечать же нужно на те вопросы, которые по ходу "сказывания" сказки ребенок задаст вам сам. Добрый разум наживают не разом…

Будем помнить, что сказка - жанр устного народного творчества. Она не читалась по книжке, её подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, гд...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и выр...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: «Россия, родина моя!»

Краткая аннотация проекта:·        Проект носит комплексный характер: практико-ориентированный, информационный, творческий, ролевой. Возраст участников: дети ...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: «Россия, родина моя!»

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решелась в ДОУ, но в последнее время  возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: «С чего начинается Родина?»

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решелась в ДОУ, но в последнее время  возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие защитники большой страны"

Актуальность темы:      О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы

Цель: Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре.Задачи: Обучающая задача:Познакомить детей с русскими...